Дидактический тренинг. Сформулируйте (устно или письменно) ответы наследующие вопросы: Каково практическое назначение ортобиотики?

Сформулируйте (устно или письменно) ответы наследующие вопросы:

  • Каково практическое назначение ортобиотики?
  • Какие рекреационные упражнения вы используете?
  • Какие релаксационные упражнение вам приятны?
  • Какие упражнения по катарсису для вас эффективны?
  • Как реализуется вами "формула выживаемости"в целом?

Выполните учебное задание:

  • составьте режим дня по "формуле выживаемости", вместе со своим лечащим врачом определите структуру питания, приступите к их соблюдению;
  • в определенном временном интервале фиксируйте в личном дневнике, как вами выполняются упражнения по личному ортобиозу, насколько они были эффективны для поддержания работоспособности и жизненного оптимизма;
  • регулярно читайте литературу, прослушивайте радио и просматривайте телепередачи для получения информации, имеющей отошение к ортобиозу;
  • проходите медицинскую диспансеризацию, советуйтесь с лечащим врачом по поводу результативности вашей модели личного ортиобиоза и корректив, какие полезно в нее внести.

Управленческая
социология

Социологическая рентгеноскопия
как инструмент управления

Полезно запомнить две исторические даты становления этой отрасли научного знания: 1839 и 1893гг. В 1839г. Огюст Конт ввел в оборот термин "социология" или социальная физика. По его мнению, нужна наука, которая призвана заниматься тщательным установлением социальных фактов посредством наблюдений, сравнений, экспериментов. В 1893 г. при Чикагском университете открылось первое отделение социологии. Началась научная подготовка специалистов, призванных заниматься соответствующими исследованиями. В США имеется более 200 факультетов социологии, выпускающих ежегодно 6 тыс. специалистов. В США существует норматив: один социолог на 300работающих людей на предприятии.

Социальная философия и социология. Человеческое общество как цивилизация могло сложиться при одном императивном условии: люди научились сотрудничать друге другом, освоив законы кооперации и разделения труда. Продолжительное время наиболее общим выражением общественной мысли признавалась социальная философия. Это были предписания, взгляды, учения авторитетных людей, проповедующих желаемые формы человеческого сотрудничества, этические критерии оценки их действий. С накоплением научной информации и усложнением общественной жизнедеятельности людей возникла потребность в дифференциации научного исследования социального среза общественной жизни, места и роли в ней организованных и массовых форм людских состояний. Наряду с такими научными дисциплинами, как этика, педагогика, психология, все более заметное место стала занимать социология.

Существует множество толкований семантики понятия социология. Классическим считается объяснение М. Вебера, по которому социология есть наука, стремящаяся истолковывать понятие социальное действие и казуально объяснить его процесс и воздействие. Социология в отличие от этики и социальной психологии изучает социальное поведение людей в целом, а потому предметом ее изучения являются закономерности форм движения человеческого общества, образования и функционирования его разнообразных социальных структур.

Социология - одна из фундаментальных гуманитарных наук. В методологическом аспекте она тесно связана с современной антропологией. Сколько существует форм человеческого общежития и деятельности, столько имеется направлений социологических исследовании: семейная социология, медицинская социология, политическая социология и др.

При всей оригинальности работы Ж. Am тали "На пороге нового тысячелетия" (бывшего советника Ф. Миттерана) ей не хватает прежде всего социологического здравомыслия, а потому указанные в ней перспективы человеческого общества не выступают в качестве достойных стимулов к их реализации. Тот факт, что в будущем обществе будет поляризация людей на "богатую элиту" и "бедных кочевников", вряд ли сделает такой грядущий мировой порядок для большинства людей социально-притягательным.

Одним из ее направлений является управленческая социология. Она изучает управление как структурно-образующую деятельность, целью которой является патронирование и воспроизводство различных социальных процессов и институтов как объективных составляющих существования людей и их общественных структур. Управленческая социология - теоретико-методологическая и технолого-прагматическая наука. Перспективы развития человеческого общества во многом обусловлены превентивной разработкой инновационных прежде всего с точки зрения антропологии форм социально-экономического взаимодействия людей и их этико-правового существования.

Социология в приложении к менеджменту ценна потому, что, во-первых, она является научной теорией и методологией познания формальных и неформальных структур, выявления социальных закономерностей их образования и функционирования, во-вторых, существует множество методов сбора технократической и антропологической информации, имеющей практическое значение для управленческой деятельности.

Объект управленческой социологии. Понятие "социальная организация" широко используется и гносеологически плюралистично истолковывается многими теоретиками управления. Отметим из зарубежных исследователей Ч. Барнарда, давшего развернутую концепцию формальной и неформальной структуры организации в работах "Функции администратора" и "Организация и управление". Интересна концепция "организационного поведения" Р. Блэйка и Дж. Мутона. Эта концепция и набор рекомендаций по "организационному совершенствованию" вызвали интерес к социальной системе предприятия и соответствующей профессиональной подготовке бизнесменов и менеджеров.

При всей субъективности и оригинальности многих положений "всеобщей организационной науки" А.А. Богданова в ней есть немало полезных мыслей. Такие его "универсалии", как "организованное человеческое знание", "научно организованный труд", "инструментализм культуры", в социологическом плане имеют концептуальное значение. А.А. Богданова не раз упрекали в том, что у него развитие социальности человечества - основной смысл цивилизации, а потому он абсолютизирует идею общности людей в противовес идее классовой борьбы.

Нам можно гордиться отечественными теоретическими и прикладными исследованиями в области социальной организации труда. В свое время популярны были книги А.К. Гастева, П.М. Керженцева, О.А. Ерманского, Ф. Р. Дунаевского, И.М. Бурдянского.

Управленческая деятельность по обеспечению функционирования социальной организации предприятия нацелена на создание сферы трудовой деятельности, где каждый работник имеет возможность без какого-либо ущерба для своего здоровья (физического, психического и нравственного) полноценно реализовывать свои профессиональные знания (умения) и личные способности, быть заинтересованным в качестве результатов своего труда.

Таким образом, социальная организация предприятия не ориентирована прямо на достижение экономической цели. Ее основным предназначением является создание социальных условий для образования материальной и духовной среды, что способствует эффективной трудовой деятельности человека, самореализации его личностного потенциала, созданию достойных отношений с людьми. Благодаря достижению этого и осуществляется экономическое приращение производства, успешное осуществление управленческих функций менеджерами.

Производство существует для людей, а не люди для производства. Гуманистическая ориентация в этом процессе является приоритетной. Исходя из этого, еще на стадии проектирования предприятия необходимо предусмотреть и в чертежах воссоздать технические, экономические и социальные структуры, обеспечивающие достойную трудовую деятельность для человека. Промышленное предприятие должно быть институтом социальной и экономической защищенности работников. Коллективная безопасность является мощным стимулом возвышения их личного достоинства, укрепления их формальных и неформальных отношений. В условиях рыночного хозяйствования достижение подобного статуса промышленного предприятия (любой деловой структуры) будет способствовать его общественному престижу, конкурентоспособности, обретению привлекательного имиджа.

"Великолепное трио". Удостовериться в том, насколько неоднозначно понятие "организация", можно при рассмотрении следующей гносеологической конструкции: научная организация производства - НОП, научная организация труда - НОТ, научная организация управления - НОУ.

Научная организация производства сориентирована на создание технико-технологических условий жизнедеятельности предприятия. Она предстает в виде надежно функционирующих производственного оборудования и технологий, упорядоченных технико-организационных взаимосвязей работников. В НОПе значительное место занимают материально-техническое снабжение и экономическое обеспечение.

Научная организация труда направлена на построение функциональных отношений, их совершенствование и демонтаж. Возможности научной организации труда обусловлены технико-технологическим состоянием предприятия, его экономическим потенциалом, личностными характеристиками персонала.

Научная организация управления представляет комплекс идеологических и философских подходов, технических, экономических, социальных средств, обеспечивающих научную организацию производственного процесса и труда как системообразующих агентов предприятия, способствуя их взаимодействию и достижению наилучшего морально-психологического и экономического эффекта. НОУ - требование к реальному существованию предприятия. Без него оно может предстать в виде помещения, технического оборудования и людей, то есть как набор необходимых условий для его функционирования. И только. Для обеспечения выпуска целевой продукции или выполнения конкретных заказов необходимо научно-организованное управление.

Итак, благодаря социологической рентгеноскопии промышленное предприятие высвечивается как сложная социальная организация.

С точки зрения социологии, организация - воспроизводство многоликих общественных и индивидуальных отношений. На предприятии только технологические процессы осуществляются по законам "мертвого тела". Все другие процессы - регулирование технологий, организация труда, экономическая деятельность, деловое и другие виды общения - это огромный массив человеческих отношений. Они играют определяющую роль в функционировании производства. Любая управленческая акция - это прежде всего организация разнообразных человеческих контактов и взаимосвязей. Такова методологическая матрица осмысления руководителем своих профессиональных действий как реальных, так и виртуальных.

Приходя на производство, люди в силу объективной необходимости выстраивают определенные отношения с имеющейся там техникой и технологией. Из-за субъективных потребностей и возможностей они придают этим отношениями личностно-групповой характер. Таким образом, первые отношения объективны по своему происхождению и функционируют как объектно-субъектные. Вторые субъективны по своему генезису и функционируют как субъектно-объектные.

Чем лучше воссоздается и регулируется вся совокупность человеческих отношений на предприятии, тем реалистичнее ожидания получения экономической выгоды, успешного выполнения своих функциональных предназначений руководителями. Конечно, при этом необходимо помнить о соответствующих экологических и антропологических проблемах, которые должны быть предметом постоянного внимания всех видов НОУ: технологического, экономического и особенно социального управления.

Поле человековедческой
деятельности управления

Гносеологический аспект. Существуют различные точки зрения по поводу того, что является полем человековедческой деятельности управления. Его очерчивание чрезвычайно важно для определения задач и функций данного вида деятельности управления, создания соответствующих технологий их реализации. Гносеологически верное решение этой проблемы позволяет объективно установить, какова должна быть теоретическая и практическая человековедческая подготовка менеджера.

Предприятие приводится в движение прежде всего административным управлением. Или, согласно концепции Анри Файоля, линейным управлением (вертикальным), которое вкупе с функциональным (горизонтальным) управлением составляют его воздействующий механизм. Таковым управленческий механизм становится благодаря воспроизводству многочисленных человеческих отношений. Вот они и образуют поле человековедческой деятельности управления, благодаря которой обеспечивается жизнедеятельность любого предприятия.

Возможна многомерная гносеологическая характеристика этих отношений: по природе "их происхождения - объективные и субъективные, по механизму их взаимодействия - объектно-субъектные и субъектно-объектные. Такова типология человеческих отношений, существующих в пространстве промышленного предприятия. Фиксируемыми их проявлениями являются технологические и экономические отношения (объективные и объектно-субъектные), а также духовно-социальные отношения (субъективные и субъектно-объектные).

Технологические, экономические и социальные отношения - это разные по содержанию и формам проявления отношения, которые складываются между людьми. Их качественные отличия предопределяют необходимость специализированной управленческой деятельности. Гносеологически это можно представить в виде следующих подсистем научно-организованного управления:

  • технологического управления, занимающегося решением материально-технических задач;
  • экономического управления, занимающегося решением экономических задач;
  • социального управления, занимающегося решением социальных задач.

Названные виды управления вмонтированы в одну систему (НОУ), а потому взаимодействуют и дополняют друг друга. С усложнением технико-экономических характеристик предприятия оно становится важнейшим механизмом ортобиозации условий труда, полноценного проявления каждым работником своих личностно-деловых качеств. В конечном итоге все это способствует повышению конкурентоспособности предприятия.

Представьте на какой-то миг себя Гулливером, попавшим в страну Лилипутию. Вообразите, что вы с высоты своего роста опустили руку в одно из лилипутских предприятий и нащупали в нем имеющиеся между людьми взаимосвязи. Вырвали их. К чему это привело? К полной остановке предприятия. В нем все есть для его функционирования: помещение, сырье, техника, люди. Но нет между ними живых нитей, т. е. общественных отношений, благодаря которым срабатывает механизм взаимодействия перечисленных составляющих предприятия.

Ориентированность предприятия на создание товарной продукции не должна порождать технократических иллюзий, которые проявляются в менеджерской деятельности в виде предпочтительного внимания к технико-экономическим проблемам. Предприятие жизнедеятельно при участии людей. С ростом их культурно-образовательного потенциала, демократизации общества, усилением деятельности средств массовой информации по защите гражданских прав возрастает их личностное и коллективное самосознание. Это требует от социального управления масштабного овладения гуманитарными технологиями, четкого обозначения нравственных приоритетов во всей управленческой деятельности.

Человековедческая предметность управления. Содержательно духовно-социальные отношения многообразнее и богаче по формам проявления, чем технико-экономические отношения. Следует иметь в виду, что духовно-социальные отношения менее устойчивы и неодномерны по сравнению с технико-экономическими. Поэтому возникают определенные трудности в познании условий и причин их существования. Тот факт, что духовно-социальные отношения создаются человеком и существуют только при его наличии, обусловливает огромный спектр условий и причин их появления. Причем часто непредсказуемых и алогичных.

Для иллюстрации рассмотрим рад нестандартных условий и причин образования духовно-социальных отношений.

Известный юморист М. Задорнов как-то сказал: "Чем больше людей в зале, тем тупее зрительская реакция: смеются над более плоскими шутками". Итак, количественная характеристика аудитории слушателей оказывает влияние на характер духовно-социальных отношений. Другой пример: вокруг подростка-наркомана быстро формируется группа в 8-10 человек. В данном случае можно говорить о человеческой зависимости. Композитор Вагнер был еще и прекрасным социальным архитектором. О чем свидетельствует созданный им оригинальный оперный театр: зрительный зал спроектирован в виде амфитеатра, а в глубокой оркестровой яме оркестранты не видны зрителям. Приближение зрителей к сцене, глубокая оркестровая яма, отсутствие света - все это, по мнению посетивших данный оперный театр, создает во время исполнения музыкальных произведений изумительное духовное единение как самих зрителей, так и их с артистами.

Мы рассмотрели прежде всего субъективные условия и причины образования духовно-социальных отношений. В деловом социуме, например, они возникают в силу кооперации и разделения труда, экономических требований, субординационных контактов. Приведенные условия и причины носят объективный характер. Имеется немало духовно-социальных отношений, происхождение которых носит субъективно-объективный или объективно-субъективный характер.

Например, люди в обычном своем состоянии при выполнении служебных функций могут допустить погрешности в оценке пространственно-временных характеристик объектов в допуске 10- 15 %, а при стрессовом состоянии ошибка может достичь 50-70%. В связи с этим между ними и их руководителем и складываются весьма различные служебные отношения.

В трудовом коллективе духовно-социальные отношения переплетены с технико-экономическими и управленческими (субординационными) отношениями. Особенно это относится к психологическим, нравственным и правовым отношениям, проявляющимся в формальном и неформальном общении работников. Потому так важно, чтобы менеджеры знали условия выстраивания этих отношений в деловом социуме, понимали, как работники воспринимают организацию труда и систему его стимулирования.

Для иллюстрации данного положения приведем пример.

На уровне первичных звеньев предприятия - производственных бригад - приоритетна роль психологических отношений. Вот почему в производственной бригаде психологическая содержательность форм и механизмов общения имеет прямое отношение к ее социальной привлекательности. Это является подтверждением известного "закона духовного единства", своеобразной матрицей проявления которого, по мнению его автора Г. Лебона, выступают общественно-психологические отношения.

Итак, руководитель прекрасно должен знать роль профессионального управленца-социолога, разбираться в механизмах функционирования духовно-социальных отношений.

Задача и функции социального управления

Характеристика задач социального управления. Продолжительное время прибыль признавалась приоритетным экономическим стандартом для бизнеса. В соответствии с ним менеджеры принимали те решения, которые обеспечивали наибольшую прибыль. В "классическом" менеджменте исходной теоретической посылкой было признание работника персоной, стремящейся к получению наибольшего объема материальных благ. Экономическое стимулирование всех работников признается первейшей человековедческой задачей руководителя. Чем лучше данная функция управления осуществляется, тем благороднее отношения между менеджерами и рабочими.

Задачи социального управления промышленного предприятия предполагают наличие общечеловеческих требований к его гуманизации, здоровых духовных ценностей. К таким задачам относятся:

  • обеспечение безопасности здоровья людей;
  • оптимизация всех форм служебного общения;
  • гарантированность демократических прав и свобод;
  • стимулирование высоконравственных мотивов отношения к труду;
  • раскрытие личностных способностей персонала.

Выполнение названных задач - императивное требование к управлению предприятием и любой деловой структурой. Как свидетельствует практика (зарубежная и отечественная), уровень их решения в конечном итоге предопределяет возможности их управляемости и экономического маневрирования. Исходя из особенностей объекта воздействия и круга задач, социальное управление в структуре НОУ на предприятии выступает как деятельность, обладающая специфическим механизмом их реализации. Таким механизмом являются функции социального управления.

Структура функций. С тех пор как А. Файоль сформулировал функции управления предприятием, почти все современные специалисты по менеджменту используют их. В таких известных работах, как "Управление предприятием" Дж. ОбэрКрие, "Введение в науку управления" В. Гурнея, "Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций" Г. Кунцаи С. Одоннела, речь идет в основном об общепринятом наборе функций управления промышленным предприятием.

В современном менеджменте динамичнее исследуются и уточняются функции технологического и экономического управления, чем функции социального управления. Именно потому, что научно-технический прогресс и экономические науки предоставляют специалистам по менеджменту более актуализированный и инновационный материал для размышления, чем человековедческие науки. Современное общество больше озабочено тем, как прокормить и обеспечить бытовыми условиями людей, чем проблемами их духовности и поиска благородных форм социального общения. Однако современная цивилизация нуждается в успешном решении и этих проблем. Приближается время бердяевского "персоналистического социализма", который основывается на соединении принципа личности как высшей ценности с принципом братской общности людей.

Функциональная оригинальность социального управления предопределена содержательностью его объекта воздействия и человековедческой направленностью решаемых им задач. Его функции следующие:

- фундаментальные, с помощью которых обеспечивается содержательная определенность человековедческой деятельности предприятия;

- прикладные, которые являются рабочим инструментарием осуществления общих функций социального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: