Дидактический тренинг. Сформулируйте (устно или письменно) ответы наследующие вопросы: Дайте характеристику ключевых понятий имиджелогии

Сформулируйте (устно или письменно) ответы наследующие вопросы:

  • Дайте характеристику ключевых понятий имиджелогии.
  • Какова источниковедческая база имиджелогии?
  • Раскройте содержание функций имиджа.
  • Представьте составляющие технологии самопрезентации.
  • Обозначьте типичные ошибки в построении имиджа менеджера.

Выполните учебные задания:

  • проанализируйте наиболее привлекательные характеристики имиджа ряда ведущих телепередач;
  • составьте эскиз собственной технологии самопрезентации;
  • заведите папку-накопитель информации по имиджу, внося в нее выписки из книг, журналов, газет, собственные наблюдения просмотра телепередач, которые могут быть полезными для создания личного имиджа.

Наука есть не только знание, но
и сознание, т.е. умение пользоваться
знанием как следует.

В. О. Ключевский

Челевековепческие
технологии

Технологическая
эффективность
управления

Человекотворчество управленческой
деятельности

Творя самих себя, мы предрешаем свою судьбу. Чем благороднее наши мирские и духовные запросы, тем ярче личностные качества, выступающие в наших повседневных деяниях.

Менеджеры, проявляя высокую требовательность по поводу своей оснащенности человековедческими знаниями, оказываются не только профессионально преуспевающими, но и сотворяющими самих себя как цивилизованных личностей.

Человекотворчество лучше всего проявляется в созидательной и гуманной деятельности. Любой полезный труд - дело достойное. Как утверждал Вольтер, "он отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок, нужду". Управление - деятельность, одухотворенно воздействующая на тех, кто ею честно занимается. Коэффициент этого воздействия возрастает по мере внесения в него элементов творчества. Здесь проявляется известная психолого-этическая закономерность: личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Если "что" составляет содержание деятельности, то "как" - способы деятельности или технологию.

Есть виды деятельности, имеющие ограниченные возможности в творческом обогащении своего содержания. Практически не существует каких-либо подобных ограничений в управленческой деятельности. Не случайно, эта деятельность открыта для внедрения управленческих технологий антропологического жанра.

XXI век - время наиболее значительных успехов тех стран, в которых будут интенсивно развиваться высокие технологии. Обладание данными технологиями является определяющим фактором преуспевающего экономического, а потому и социального совершенствования этих стран, обеспечения достойного уровня материального и духовного благосостояния их народов.

Что такое технология? Это продуманная система знаний и умений "как" и "каким образом" цель воплощается в конкретный вид продукции или ее составную часть. Технология - это людское знание в его продуктивном состоянии. Существует два типа технологий – материальные и духовные технологии. В каких сферах человеческой жизнедеятельности эти технологии не использовались бы, они предстают как жесткая логика конкретных действий, осуществление которых сопряжено с получением намеченного результата.

Человековедческие знания и умения непосредственно ориентированы на социальное самоутверждение людей, на самореализацию их интеллектуальных качеств. Эффективность материальных и духовных технологий определяется тем, насколько основательно оснащены менеджеры этими знаниями и умеют ими практически пользоваться[8].

"Образ мысли" и технологии

В литературе по менеджменту часто встречается такое понятие, как "гибкость производства". Приоритетными критериями "гибкости производства" являются наукоемкость производства, внедряемость нововведений, организационная эластичность. Достижение управленческой технологичности, позволяющей таким образом приспосабливаться к переменам, происходящим на рынке, обусловлено наличием у менеджеров творческого менталитета.

Как утверждал Нобелевский лауреат по экономике Ф. Хайек, когда наука поставлена на службу не истине, а интересам класса, само слово "истина" теряет при этом свое прежнее значение. В современном менеджменте давно происходит деидеологизация его прежних экономических подходов. Классическое здание экономической науки, построенное Адамом Смитом, Давидом Рикардо и Джоном Милле, было значительно модернизировано благодаря развитию неоклассического направления экономической мысли, основанного на маржинальных принципах.

Происходит глубинное переосмысление критериев экономического порядка, продолжительное время определявших стратегию функционирования материального производства. Идеи Дж. Кейнса и его последователей превратились в модель "социального рыночного хозяйства". Их широкое распространение подтвердило высказывания известных экономистов и менеджеров, что термины "капитализм" и "социализм" по-прежнему нередко употребляются с политизированным оттенком и больше обозначают прошлое состояние общества, а не его желательное будущее. При этом рыночная экономика, как утверждал И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития", та материальная образующая, над которой возвышается "народное хозяйство".

Если обобщить эти и другие данные о японском предпринимательстве, следует отметить его бесспорные успехи в формировании фирменной психологии и морали. Подобное не достичь "кружками качества" и другими мероприятиями. Это - результат основательно продуманной организации всего образа трудовой деятельности. Японцы - отличнейшие мастера по гуманитарным технологиям. Они реализуют их вкупе с прогрессивными технико-экономическими технологиями. Прекрасно разобравшись в связке "бытие - сознание" и "сознание - бытие", они создали обширный арсенал материальных и духовных технологий, отвечающих особенностям их национального бытия и сознания. Они не рекламируют и почти не продают эти технологии. Вполне понятно, почему они так поступают. Зачем рекламировать и продавать то, что составляет менталитет нации, что позволяет занять достойное место в жесткой рыночной конкуренции.

Все вышесказанное позволяет сделать по меньшей мере три важных вывода:

Во-первых, подтверждается правота слов Т. -Мальтуса, что всякая попытка способствовать совершенствованию общества с помощью социального законодательства не даст результатов, если каждый человек не станет заботиться о самом себе и постоянно отвечать за свою непредусмотрительность.

Во-вторых, общество может быть перспективно развиваемым, если в нем удачно соотнесены частная предприимчивость и государственное регулирование в основных сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, смысл общественного устройства прежде всего состоит в обеспечении экономического благополучия людей, на основе которого происходит их социальное и культурное возвышение.

Таким образом, траектория перспективного развития современного общества решающим образом задается всевозрастающим интересом к человеку, к его созидательным и потребительским возможностям. Что объективно придает управленческой деятельности все более яркую человековедческую направленность.

К этому добавим мнение ряда специалистов, которые считают, что путь развития экономики в значительной мере обусловлен воспроизводством различных сервисных услуг. Так, в промышленно развитых странах на долю этого сектора приходится 60-70% валового внутреннего продукта. Как известно, сервисная деятельность особо требовательна к человековедческой компетентности персонала управления в работе с людьми.

Каждому менеджеру желательно владеть тремя языками, родным языком, языком науки, языком технологии. Это основа профессионального овладения делом. В контексте нашего разговора следует специально разобраться в таком интегративном типе технологий, в которых органически соединены компоненты как материальных, так и духовных технологий. Такими являются человековедческие технологии.

Человековедческие технологии -ресурсонасыщенные технологии. С их помощью можно активизировать работу персонала предприятия и фирмы, вводя в оборот "молчаливые знания" работников, предоставляя каждому из них личностный простор. Человековедческие технологии - это система социальной защиты людей, масштабного освоения демократии в их жизнедеятельности. Искусное обращение к ним интенсифицирует использование " интеллектуального капитала " менеджеров. Упражняясь в их изобретении и применении, они вовлекаются в человекотворчество. Выращивание собственного нового "образа мысли" для таких людей - цель профессионального самосовершенствования.

Ресурсонасыщенность человековедческих технологий, используемых в менеджменте, определяется тем, что их древо - управленческая антропология. В свою очередь ветвями этого древа являются десять фундаментальных информационных продуктов: идеология и философия управленческой деятельности, а также такие отраслевые направления управленческой антропологии как управленческая психология, педагогика, этика, социология, конфликтология, риторика, имиджелогия и ортобиотика.

XXI век науковеды называют веком биологии. Мы на пороге фундаментальных открытий, относящихся к живым организмам. Представителем их высшей биологической организации является человек. В ближайшем будущем весь комплекс дисциплин управленческой антропологии получит качественно новую информацию, на базе которой будет реальна разработка более совершенных человековедческих технологий, основательный пересмотр ранее освоенных и внедряемых. Несомненно, менеджеры, имеющие опыт работы с этими технологиями, лучше сумеют использовать в управлении ожидаемые достижения в биологии.

Речь идет не только о полезности введения биологических знаний в профессиональную компетентность менеджера. Как в свое время отмечал известный антрополог первой половины XX века Альфред Редклифф-Браун, "познание методологии естественных наук является одним из важных требований к науке о человеческом обществе". Соблюдение подобного требования относится и к управленческой антропологии.

И не только биологии. Основатель американского дизайна Раймонд Лоуи говорил, что необходимо в программу подготовки инженеров включать определенный объем знаний по дизайну, чтобы они лучше понимали эстетику и имели хороший художественный вкус. Что еще раз подтверждает полезность насыщения любой технократической, а тем более управленческой деятельности разнообразными гуманитарными знаниями.

Классификация
человековедческих
технологий

У Карла Линнея в "Философии ботаники" есть выражение: "Если не знаешь названий, то теряется и познание вещей". В настоящее время существует огромный разброс в понятийном пространстве разных технологий, объектом которых является человек. Например, имеются многочисленные исследования по социальным технологиям. Их выделяют в особый класс технологий. Если напомнить эталонную классификацию К. Линнея: "Новичок знает классы, кандидат все роды, магистр очень многие виды. С познания видов начинается всякое серьезное образование...", то социальные технологии принадлежат к классу человековедческих технологий, представляя дородовой феномен с многообразием видовых состояний. Не может быть социального вне человека и его проблем! Социальные технологии - это человековедческие технологии, ориентированные на решение общих, конкретных и специфических задач различных социальных структур и людских состояний.

Известно, что концепция "человеческих отношений", которая с научной подачи психолога Э. Мэйо и ряда американских социологов многие годы была и остается важной составной частью идеологии менеджмента, стимулировала появление "социальной инженерии" с целом набором соответствующих специалистов. Среди них персонологи, имиджмейкеры, социальные технологи, менеджеры по работе с персоналом и другие. Их главное назначение - это уметь работать с реальным человеком как индивидуально, так и в масштабе конкретного социума, страта, региона, общества.

Можно обозначить три рода человековедческих технологий:

  • - социально-ориентированные;
  • - личностно-ориентированные;
  • - комбинированные, сочетающие в себе оба предыдущих подхода.

К первым, например, относятся технологии конструирования различных социумов, проведения выборных кампаний, ко вторым - технологии предметного воздействия наличность. Например, педагогические и психотерапевтические технологии. Комбинированные человековедческие технологии - наиболее распространенные. Их широко используют в таких сферах общественной жизни как экономической и политической, широк спектр их применения в различных видах деятельности - образовательной, медицинской, экологической и т. д.

В этой связи определимся в их видовом представлении: фундаментальные и футурологические (базовые), ситуативные и стандартные (пакетные) технологии.

К фундаментальным человековедческим технологиям следует отнести технологии людской жизнедеятельности. Схематично данные технологии можно представить так (см. схему).

Схема

Применение этих технологий поможет определить менеджеру основные направления приложения личных усилий для разумного использования временного периода земной жизни. Поэтому они и являются фундаментальными, т.е. призваны обеспечивать настоящую и будущую жизнедеятельность людей.

Теперь кратко рассмотрим каждую из технологий.

Технология целеполагания ориентирована на осознание человеком необходимости постоянно выстраивать цели как содержательные ориентиры своего поведения, реализации своих амбиций, удовлетворения своих интересов. Глобальные цели - это цели-идеалы. Рубежные цели - цели конкретных дистанций продвижения к целям-идеалам. Текущие цели - это цели прохождения конкретных дистанций по достижению рубежных целей.

Технология этического соотнесения ориентирована на нравственно прочувственное и осмысленное отношение к природе, людям, самому себе. Чем лучше освоена данная технология, тем спокойнее душа человека. Другими словами, создается устойчивая уверенность его в нравственной оправданности своих поступков.

Технология активной самореализации сама по себе является стимулирующим фактором в жизнедеятельности человека. Благодаря ее освоению и постоянному совершенствованию можно добиться значительных достижений прежде всего в семье и труде.

Технология личного увековечения для россиян своего рода "ноу-хау", ибо при нашей национальной скромности и благодушии многие из нас не задумываются серьезно о том, как к нам будут относится потомки. Кстати, в меценатстве русских предпринимателей прошлого отчетливо просматривалось их желание задержаться в памяти людей после своей смерти.

В книге "Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной" (С.Петербург. 1881) есть параграф "Нравственное значение траура". В нем изложены преинтересные размышления по поводу того, что время траура есть время углубления в самого себя, ибо смерть наводить на многие серьезные думы: наша жизнь есть только путь к смерти, время не идет тише оттого, что мы не замечаем его полета. С этих жизненно правдивых позиций следует воспринять "технологии жизнедеятельности". Надо стремиться оптимально их использовать в целях содержательного насыщения своей жизни и ее нравственного обоснования. Тем самым, можно как бы замедлить проистекание ее коротких сроков.

Обобщая сказанное, еще раз подчеркнем, что технологии жизнедеятельности составляют матрицу выстраивания реальной жизнедеятельности людей. В связи с этим следует внимательно отнестись и к такому виду человековедческих технологий как футурологические.

Любой отказ от прогнозирования равносилен "отказу от выживания". Футурологические человековедческие технологии воспроизводят синоптическую карту, представляющую экономические, социальные, культурные, морально-психологические и демографические аспекты возможных вариантов будущего. С помощью этих технологий проигрываются гипотетические модели состояния общества, региона, трудового коллектива.

Ситуативные человековедческие технологии, как правило, разрабатываются и применяются по необходимости. Назовем некоторые из них: управление поведением людей в экстремальных ситуациях, при угрозах забастовок, массовых увольнениях. По этим технологиям проводятся специальные тренинги - профессиональная учеба соответствующих работников. Весьма часто моделью их разработок являются реальные и виртуальные ситуации, используемые в управленческой конфликтологии.

Стандартные человековедческие технологии. К ним относятся, например, технологии профессионального обучения, стимулирования труда, проведения деловых совещаний. Такие технологии постоянно используются менеджерами, что нередко порождает стереотипное отношение к ним, а потому при их применении часто допускаются психологические и этические просчеты, недооценка работы над своим личным имиджем.

С утверждением поистине демократического образа жизни возрастет потребность в расширении арсенала специализированных человековедческих технологий. Например, поиск талантливых людей и создание им условий, способствующих проявлению их дарований, является предметом специализированных человековедческих технологий. Талант-это уникальность. И для каждого нужна особая технология его сбережения и саморазвития. В деловой структуре, в которой руководители постоянно поднимают интеллектуальную планку при работе с персоналом, создаются предпочтительные условия для деловой конкуренции.

Уникальность
человековедческих
технологий

С надеждой на будущее

В настоящее время человековедческие технологии еще не ощущают должного внимания как по размерам ассигнуемых на них средств, так и по подготовке соответствующих профессиональных кадров. Все возрастающие инвестиции в отбор и подготовку кадров промышленных предприятий и фирм, перемещение в рыночной конкуренции центра тяжести на интеллектуальное соперничество среди менеджеров - актуализируют теоретический и прагматический интерес к человекековедческим технологиям.

Чтобы познать методологию создания человековедческих технологий, необходимо четко определиться в основных понятиях, принципах и логике всего того, что относится к их проектированию и внедрению.

В научной и методической литературе нет единого функционального понимания человековедческих технологий. Есть множество вариантов их определения. Назовем некоторые из них: метод достижения практических целей; совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека; набор процедур и методов организации человеческой деятельности; средство, используемое для моделирования поведения людей в индивидуальном и групповом состоянии.

Перспективы развития общества во многом зависят от уровня разработки и мастерства освоения технических, экономических и организационных технологий самого высокого уровня. Чем выше научно-технические достижения, тем больше их практическая внедряемость и антропологическая позитивность зависят от качества используемых в управлении человековедческих технологий.

Можно предположить, что Г. Спенсер, исходя из высказывания Гиппократа: "Врач, знающий только медицину, не знает медицины. Надо еще любить человека", - уделял огромное значение человековедческим знаниям. Им с 1855 по 1896 г. были написаны "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии". "Основания этики". В своей первой книге "Социальная статика" он сформулировал "закон равной свободы", ориентированный на право каждого в реализацию своих способностей в сравнении с обладанием подобной свободы любым другим человеком.

Человековедческие технологии перспективны и имеют тенденцию к расширению жизненного пространства своего применения. Они вбирают в себя все технологии, ориентированные на человека как самого высокоорганизованного живого существа, на личность, на его общности. Сложность характеристик их объекта обусловливает потребность в огромном объеме используемых антропологических и других имеющих к человеку знаний. Многоплановость объекта и огромный объем информации обусловливают ориентированность этих технологий на достижение разнообразных созидательных целей. Естественно, что все это возможно благодаря родовому и видовому многообразию названных технологий, используемых в управленческой деятельности.

Технологизация человековедческого знания

Развитие человековедческих технологий во многом зависит от решения такой проблемы, как технологизация антропологического и гуманитарного знаний. При всех достижениях, которые сегодня известны поприменению компьютеров, в разработке информационных технологий есть немало темных пятен в создании "формализованного языка" широкого спектра человековедческой информации.

Дело в том, что не всякое знание технологично. В чем не трудно убедиться, например, обращаясь к гуманитарному знанию. Во-первых, гуманитарные знания, как правило, характеризуются познавательной направленностью. Во-вторых, им свойственны абстрактность, отвлеченность от конкретных условий, возможность произвольного толкования. В-третьих, им присуще богатство художественного языка, символическое разнообразие, подтекстовая колоритность.

Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения, перевести ее на язык формул пока малоэффективны. Полученные результаты весьма условны и не гарантируют точность заложенных в них сведений. Все это подтверждает, что гуманитарная информация трудоемка для технологической обработки как по содержанию, так и по форме. Фундаментально данную проблему можно решить при создании специальных научно-исследовательских подразделений. Их целью должна стать разработка формализованного языка для создания человековедческих технологий.

Для пояснения сложности решения этой проблемы сошлемся на два факта. В психологии (общей и социальной) существует около 70 точек зрения по поводу понимания психологической структуры личности. Многие из них убедительны. В педагогической, этической, социологической и социально-психологической литературе зафиксировано более 40 понятий трудового коллектива. Каждое из них также обосновано.

Подобное можно сказать о многих основных понятиях человековедческих технологий, в овладении которыми заинтересованы менеджеры. Многие из них внимательно следят за соответствующей литературой, способны ее гносеологически оценивать. Немало есть менеджеров, которые имеют свою точку зрения по таким, к примеру, понятиям, как "психологическая структура личности" и "трудовой коллектив". При отсутствии унифицированного толкования данных понятий, знакомясь с "технологической карточкой" по индивидуальной работе с персоналом или "конструированию" трудового коллектива, они могут оказаться в затруднительном положении. Кому из толкователей названных понятий верить, какой информации отдать предпочтение? Не исключено, что они могут или отвергнуть все притязания ученых на истину, или пользоваться своим пониманием явлений.

Вот почему унификация и формализация гуманитарной информации актуальны и имеют практическое значение.

Один из первых русских социологов Н.К. Михайловский сформулировал социально-психологическую закономерность - лидера толпа "выдавливает" из себя. Перефразируя его высказывание, можно утверждать: чем духовно возвышеннее будет "толпа", тем естественнее будет происходить выдвижение талантливых и достойных руководителей. Неудивительно, что менеджер с современным менталитетом все больше проникается пониманием важности человековедческих технологий, которые ориентированы на продуктивную работу с людьми.

Обобщая все сказанное о сущности и содержании человековедческих технологий, можно дать им такое определение: это система разнообразных знаний и опыта работы с людьми, использование которых позволяет реализовать в социономической деятельности конкретный человековедческий замысел при помощи определенных условий, средств и способов их воплощения в практику.

Сразу оговоримся, что это не бесспорное понятие и оно выходит из рамок технологий, которые используются в управленческой деятельности. Человековедческие технологии широко применимы в медицине и педагогике, в право-силовых структурах, семейной сфере. Без них невозможно обойтись, занимаясь различными видами сервиса. Эти технологии пользуются большой популярностью у современных политологов и имиджмейкеров.

Еще одно важное замечание, касающееся объекта технологии. Объект и замысел диктуют: какие необходимы информационное обеспечение, материальные условия, финансовые средства, человековедческие способы воздействия на людей, как соблюсти гуманность обращения с ними при реализации замысла. В качестве объекта человековедческих технологий выступают "поле жизнедеятельности" отдельной личности, различных социальных общностей, взаимодействие человека и природы.

Сложность и, как правило, неповторимость объекта, этичность замысла, повышенные требования к выбору условий, средств и способов его реализации - все это ставит человековедческие технологии в ряд технологий наибольшей профессиональной трудоемкости.

Особенность человековедческих технологий

Это самые наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует огромного объема информации, специальной ее селекции, обращения к результатам новейших научных открытий. Они не могут быть "пробными", что на практике избежать трудно, поэтому надо на теоретическом уровне свести к минимуму ошибки, в результате которых возможно нанесение ущерба здоровью или личному достоинству людей. Для этого при их разработке необходимо многократное логическое осмысление по схеме "концепция - гипотеза - версия - вариант". Лучше десять раз взвесить все "за" и "против", чем один раз поступить безответственно.

Человековедческие технологии - трудноалгоритмируемые. Принцип по операционности универсален для многих технологий. В данных технологиях его применение крайне ограничено. Процесс реализации замысла часто невозможно разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов. Не случайно общепризнанные мастера педагогики А.С. Макаренко и В.А. -Сухомлинский, постоянно добивавшиеся положительных конечных результатов по воплощению в жизнь воспитательного замысла, называли свою педагогическую теорию и практику не технологией, а методикой.

У человековедческих технологий низкий коэффициент гарантированности достижения замысла. К этому должен быть психологически готов каждый. Если супруги, познакомившись с технологией по укреплению семьи, решат, что этого достаточно для "рая в шалаше", то они окажутся в ловушке, созданной ими самими. Не гарантированность "конечного" результата человековедческих технологий обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта. По словам Гете, под каждой надгробной плитой покоится непознанное мироздание. С этой проблемой постоянно сталкиваются многие из тех, кто обращается к названным технологиям. Объект, с которым они работают, подвержен воздействию такого массива внутренних и внешних детерминант, что четко определиться в них зачастую не представляется возможным.

Человековедческие технологии - особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку.

Без человековедческих технологий менеджмент неэффективен. По мере осознания этого будет расширяться круг людей, обращающихся к ним по деловым соображениям. Что может привести к дискредитации человековедческих технологий из-за неудачного их применения или еще хуже - использования в целях преднамеренного насаждения духовного тоталитаризма по отношению к личности.

Представитель русского религиозно-философского ренессанса А. Ф. Лосев писал, что в государственных думах большинство депутатов не обнаружило знаний, с которыми можно было приступить к управлению и переустройству России. Подобное грозит и нам.

Чтобы этого не допустить, нужно признать, что Человековедческие технологии может применять только тот, кто обладает незаурядным интеллектом,

обостренной потребностью общения с людьми, развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией. Желательно, чтобы они прошли специальную подготовку по полному курсу управленческой антропологии и привлекались к периодической переподготовке по овладению человековедческими технологиями.

Как это делается во Франции, где проводятся двенадцатидневные практические занятия для производственных мастеров по комфортизации "человеческих отношений" в трудовых коллективах. В Японии, где постоянно уделяют важное значение этической подготовке менеджеров. В США существует развитая система школ профессиональной подготовки менеджеров по построению "человеческих отношений".

Освоение человековедческих технологий повышает требования к профессиональному отбору и подготовке менеджеров. Их успех может стать значительным, если они отнесутся с должной заинтересованностью к созданию на предприятиях и фирмах служб по работе с персоналом, обеспечат необходимые условия для привлечения к их работе талантливых антроповедов. Затраченные средства оправдают себя, а руководители получат возможность ярко проявить свои деловые дарования и личностную незаурядность.

Логика проектирования
технологий

Ахиллесова пята технологий

В переводе с латинского слово "проект" - дословно "брошенный вперед", т.е. замысел, воплощенный в виде прообраза объекта, реально еще не существующего. Проектирование - разновидность эвристической деятельности. Недоступность для менеджера является своеобразным тестом на проверку его способности к развитому воображению и умения переводить абстрактные положения в плоскость предметного освоения. Можно обозначить четыре вида технологического проектирования, которыми полезно заниматься менеджеру.

Гипотетическое проектирование: мысленное представление замысла, т.е. поиск чего-то нового.

Теоретическое проектирование: научно обоснованное описание замысла, т.е. подбор экономических, технических и кадровых условий, необходимых для его предметного обсуждения.

Проектирование частных преобразований в существующем объекте: внесение в него каких-то изменений, т.е. мыслительно-практическая работа по реализации этого замысла.

Проектирование инновационное: мысленно-технологическое внесение качественных изменений в существующий объект, т.е. эскизное воспроизводство этих преобразований в чертеже или какой-то схеме.

Подобное разведение проектной деятельности менеджера носит условный характер. Его полезность состоит в том, что это может помочь ему логически четко заниматься этой деятельностью, разобраться в особенностях каждой из них. Наиболее трудоемкой является гипотетическое проектирование ("грезы руководителя"), ибо чаще всего практики практически не уделяют ему внимания из-за их вечной озабоченности по решению текущих проблем. Немалую сложность для них представляет теоретическое проектирование, которое прежде всего реализуется в гносеологическом конструировании замысла. Частное и инновационное проектирование, как правило, активно используется менеджерами и является наиболее ими освоенным видом эвристической деятельности.

Проектирование человековедческих технологий чрезвычайно трудоемко, что объясняется многими особенностями, свойственными этим технологиям. Например, при проектировании технических технологий имеется четкое представление об основных этапах технологического процесса, исходных материалах и инструментах, необходимой квалификации ее исполнителей. К сожалению, подобное редко бывает при проектировании человековедческих технологий, что делает этот процесс крайне сложным.

Есть два приема технологического проектирования: нормативное и изыскательное.

Первое - проектирование технологий, исходя из потребностей организации (предприятия или фирмы).

Второе - проектирование технологий с учетом возможностей организации. При проектировании человековедческих технологий чаще всего приходится иметь дело с противоречием между потребностями организации и ее возможностями.

Какой менеджер не хочет, чтобы его персонал был исполнительным, активно занимался рационализацией своего труда, добиваясь тем самым снижения расценочных затрат фирмы. В связи с этим полезна разработка соответствующих человековедческих технологий.

Однако чтобы достичь этого, надо решить множество проблем. Назовем некоторые из них. Для проектирования человековедческих технологий требуются квалифицированные специалисты, разносторонняя подготовка всех активных субъектов этих технологий, наличие определенных технико-организационных и экономических условий. Весьма существенно, чтобы персонал предприятия по культурно-образовательному уровню и моральному складу был готов к принятию человековедческих технологий.

При их проектировании огромное значение имеет объективная оценка социально-психологических характеристик персонала. Можно иметь прекрасную модель реализации замысла, достаточные условия, средства и способы, но при всем этом не достичь его материализации по двум причинам: сложности и противоречивости социального восприятия технологического воздействия теми, кому оно адресовано, и невозможности строго регламентировать все технологические операции, а потому предвидеть с наибольшей вероятностью их результаты.

Как показали исследования Л. И. Мухамедовой, при профессиональной подготовке управленческих кадров весьма важно принимать во внимание регионально-психологические факторы их местожительства и деятельности. Среди таковых прежде всего были определены: социально-психологические слои региона, устоявшиеся традиции и обычаи, массовые стереотипы, местная элита, градиенты гражданского самочувствия населения. Регионально-психологические особенности названных характеристик во многом предопределяют выбор конкретных человековедческих технологий и субъектов их использования.

Названные проблемы проектирования человековедческих технологий не должны сказаться на проявлении интереса к ним. Наоборот, надо пытаться овладеть ими, ибо без них управление не эффективно. И сначала надо приступить к отработке логики технологического проектирования. Кстати, она - ахиллесова пята многих технологий.

Такой акцент на важности освоения логики проектирования человековедческих технологий объясняется тем, что по мере ее кристаллизации можно успешно преодолевать ранее обозначенные проблемы, предусмотреть ряд мер, повышающих эффективность внедрения этих технологий.

Процедурная нотка проектирования

Принимая во внимание сложность объекта человековедческих технологий, в качестве которого постоянно выступает что-то живое, следует особое внимание уделить процедурам проектирования технологических позиций. Это позволит подвергнуть жесткой экспертизе каждую процедуру построения технологических позиций, что поможет минимизировать нанесение какого-либо ущерба людям. Подобная требовательность обусловлена еще и тем, что человековедческие технологии, как всякие технологии, являются широко тиражируемыми, а потому доступными для широкого круга менеджеров. Вместе стем далеко не все из них обладают человековедческим даром и обладают соответствующей компетентностью. Поэтому чем лучше отработана человековедческая технология, тем больше гарантии ее гуманистического применения.

Первой процедурой проектирования человековедческой технологии является разработка пакета по ее теоретическому обоснованию: концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления, версии возможного достижения замысла и окончательного варианта технологического процесса.

Вторая процедура -разработка пакета процедур. Технология - категория процессуальная. Она включает в себя нормативно-зафиксированные этапы, последовательность прохождения которых составляет логику технологии как процесса. Человековедческие технологии в качестве этапов имеют ситуации. Это микромодель достижения прогнозируемых параметров, при наличии которых можно перейти к построению последующей технологической ситуации, закрепить ранее полученные результаты.

Третья процедура -разработка пакета инструментария. В любых технологиях наличие соответствующего инструментария предрешает успех реализации ее замысла. Инструментальная оснащенность человековедческих технологий в научно-техническом плане пока скромна, хотя используется электронно-диагностическая техника. В целом сугубо человековедческий инструментарий гибок, постоянно эволюционирует, как правило, является индивидуальным по своему назначению.

Четвертая процедура - создание пакета критериев и методов замера результатов реализации технологического замысла. Человековедческие технологии нуждаются в критериях и средствах замера своих результатов. Одни из них - универсальны для нескольких видов этих технологий. Другие - индивидуального назначения, а потому используются в строго определенных технологиях.

Пятая процедура проектирования - сугубо специфическая. Не все люди, говоря словами Альберта Швейцера, способны с помощью собственного суда бороться с заложенным в человеке злом. Помочь им в этом - одно из назначений человековедческих технологий. Но только в законных и нравственно допустимых пределах. В этих целях разрабатывается пакет охраны здоровья, достоинства и прав человека. Его наличие - обязательное условие правомерности внедрения данных технологий.

Таковы пять процедур, составляющих предметно-документальную (пакетную) логику проектирования человековедческих технологий. Какое-либо игнорирование каждой из них ведет к созданию ложного технологического проекта, использование которого недопустимо.

Наряду с общей логикой проектирования технологии в целом каждый ее этап-ситуация имеет конкретную логику проектирования. Она включает в себя схему ситуационно-формализованных действий, соответствующий инструментарий, ориентировочный итог.

Соблюдение такого двойного логического режима помогает системно продумать проектирование технологии, свести к минимуму возможные просчеты, прогностически предусмотреть набор превентивных мер, которые могут потребоваться при ее осуществлении.

Содержание процедурных позиций

В целях предметного осуществления разработки человековедческих технологий необходимо четко представлять основные требования к формализации каждой ее содержательной стадии. То есть весь процесс составления человековедческой технологии можно представить в виде логически взаимозависимых стадий реализации ее замысла. Рассмотрим каждую из них.

Стадия "Теоретическое обоснование технологии"

Успех проектирования может быть обусловлен при наличии у разработчиков научно обоснованной концепции. Приступая к проектированию, важно тщательно изучить соответствующую научную литературу, фактологический материал (результаты социологических, социально-психологических, этнических, медицинских исследований), провести консультации со специалистами, привлечь экспертов для оценки подготовленного пакета. А. Герцен говорил, что опыт - беднейшее средство познания. Можно добавить: особенно в человековедении. Чем фундаментальнее концептуальная разработка технологии, что наглядно проявляется в теоретической обоснованности и аргументированности ее задач, тем качественнее построение гипотезы, выведение из нее версий и надежнее выбор конкретного варианта.

Такой акцент на важность добросовестного осмысления теоретико-логической схемы технологии, возможно, не вызовет восторга у менеджеров. Некоторые проявят к этому небрежность. Значит, они глубоко не прониклись пониманием того, что их профессиональное назначение - делать свое дело, не причиняя людям зла.

На данной стадии проектирования проверяется умение менеджеров пользоваться интеллектуальными технологиями, апробируются их знания по научно-практическим дисциплинам, составляющим информационный банк управленческой антропологии. При отработке теоретикологического ряда "концепция - гипотеза - версия - вариант" полезно использовать компьютерное моделирование. Чем ближе к реальности будут описаны на данной стадии проектирования этапы-ситуации (варианты конкретного по времени поведения людей), тем лучше будут выстроены технологические процедуры, продуманы ее слагаемые. В зарубежной литературе широкое признание получил термин "футурибли" - "возможные будущности". Желательно, чтобы на стадии теоретической разработки проекта человековедческой технологии она в целом и по основным процедурам была описана в виде конкретных "футурибли".

Стадия "Технологические процедуры"

При разработке человековедческих технологических процедур разумно обратиться к практике профессиональной подготовки менеджеров В ней есть немало дидактических прецедентов, которые близки к построению технологических процедур. Кроме того, это психологически поможет им освоить данную стадию проектирования, так как они будут иметь дело со знаковыми вариантами решения проблем. Сошлемся на метод написания сценариев. Он используется во многих школах бизнеса. Слушатели охотно приобщаются к нему, ибо суть этого дидактического приема состоит в том, что они учатся логическому построению стадий осуществления конкретного замысла, шаг за шагом описывая, как это будет развертываться событийно, каким возможно окажется его итоговое состояние.

Это - прекрасный тренинг построения формализованных процедур, в котором удачно сочетаются абстрактность и предметность видения их внутренних структур. Такая подготовка чрезвычайно полезна для тех, кто занимается проектированием человековедческих технологий. Овладение образным видением позволяет не только мысленно "просчитать" шаговую ситуацию, но и прочувствовать ее.

В человековедческих технологиях "эффект прочувствования" очень важен. Прочувствовать проектируемую ситуацию - значит на интуитивном уровне предвосхитить возможно неожиданные в ней повороты, наметить превентивные меры крещению поставленных задач. Кроме того, это способствует созданию экологической совместимости технолога с объектом, образованию у них "общего поля переживания". Это - ситуация в ситуации, в человековедении являющаяся определяющим фактором взаиморасположения людей. Достижение этого - важный показатель успешного протекания технологического процесса, верного выбора его процедур.

Операционалистской единицей проектирования челове-коведческой технологии является ситуация. Целесообразно выделить такие виды ситуаций: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая, а также возникающая по ходу, сложившаяся на этапе внедрения. Итоговая соотносится с гипотетической, что позволяет произвести оценку качества проекта технологии и работы ее исполнителей. При многократной отработке какого-то варианта можно создать ситуацию-шаблон, подготовить алгоритмы ее решения. Например, подобное практикуется при преодолении стандартных конфликтных ситуаций. В основном же постоянно приходится иметь дело с эффектами "зигзага", "туда-сюда", "все наоборот". Как утверждал Цицерон, природа не дала нам познания предела вещей. Добавим к этим мудрым словам: а тем более в познании людей.

Стадия "Технологический инструментарий"

В технотехнологиях посредством инструментария редко удается восполнить отсутствие какого-то условия. Грубый пример: нет гаек. И все понимают, что никакими инструментами их отсутствие не восполнить. В человековедческих технологиях творчество субъекта и созидательная ответная реакция объекта часто компенсируют не оказавшихся в наличии условий. Обратимся к опыту талантливых педагогов и хозяйственных руководителей. При отсутствии многих условий для организации воспитания они добиваются изумительных успехов. Каким образом? Благодаря любви к людям и мастерству вовлечения их в человекотворчество. Результаты приложения их таланта вызывают восхищение.

У П.Ф. Каптерева есть высказывание: "Дидакту нужно знать не только, чему учить, но и как учить". Что же означает "как" в человековедческих технологиях? Оно синонимично "чем", которое предстает как набор методическихприемов, инструментов, подручных средств. В технотехнологиях часто употребляется понятие "технологическая оснастка". В человековедческих технологиях "как" и "чем" включают в себя значительное число подходов, способов, приемов и средств, благодаря которым разумно и гуманно используются объективные и субъективные условия процедурного движения технологического замысла и конечной цели.

В человековедческих технологиях широко применяются методы из медицины (например, психотерапевтические), этики, права, педагогики, а также многие экономические методы и средства. Особенно когда идет речь о технологиях, ориентированных на формирование добросовестного отношения к труду, к природоохранительным мерам.

В человековедческих технологиях в роли эффективного инструментария выступает слово. Отсюда повышенный интерес у тех, кто ими занимается, к риторике и ораторскому мастерству. В качестве инструмента в этих технологиях велика роль идеи. Она относится к классу духовных инструментов. О. Бальзаку принадлежит утверждение, что идеи можно обезвредить только другими идеями. Яркие и убедительные идеи - сильнейшее гуманитарно-технологическое средство, с помощью которого можно из живо го духа сознания "вырвать" мысли ошибочные и суждения порочные.

Классический набор антроповедческого технологического инструментария составляют такие способы направленного воздействия на психику людей, как психическое заражение, подражание, внушение и убеждение. Эти способы невербального и вербального воздействия широко представлены в социально-психологической и педагогической литературе. Мастерское владение ими - непременное условие эффективного осуществления человековедческой технологии.

В этих технологиях должны быть задействованы поощрение и наказание. Конечно, второе дозировано и, как советует французский педагог С. Френе, без попыток использования насилия. Но и без иллюзии, что с современным человеческим материалом можно обойтись без понуждения и принуждения. Тем более, когда приходится решать проблемы, связанные с воспитанием молодежи, с формированием правосознания у взрослых.

В распоряжении менеджера, использующего человеко-ведческие технологии, есть настоящее чудо, творящее рабочий инструмент, - это игра как эффективнейшее средство достижения делового успеха. Играть любят не только дети. Взрослые не менее склонны к этому увлекательному занятию, в процессе которого они в занимательной форме выполняют с охотой даже рутинные действия. Важно уметь создать игровую ситуацию, в которой каждый выполняет свою роль, ощущает энергию воздействия на себе всех, с кем находится в игровой связи.

Системообразующими компонентами игры являются ситуация, роль, связь. И сопричастность каждого к достижению конечного результата. Научитесь "играть" с людьми на работе, в общественных местах, в семье, и вы вскоре убедитесь, насколько легче с ее помощью добиваться своих целей при доброжелательном отношении к себе людей. Игра - это проявление искусства общения менеджера.

Стадия "Критерии и методы замера результатов"

Разрабатываются критерии и соответствующие им методы замера, благодаря которым возможно фиксирование технологических результатов, их сопоставление с контрольными показателями. Эта процедура в человековедческих технологиях трудно осуществима. Правда, это относится не ко всем технологиям. Значительны возможности в замере получаемых результатов у ряда дидактических технологий. Для иллюстрации приведем пример широко используемой в школах бизнеса технологии обучения:

  1. Преподаватель объясняет суть задания, его цели, последовательность выполнения операций и конечный результат.
  2. Показывает выполнение каждой операции и активизирует внимание обучаемого.
  3. Повторно объясняет каждую операцию, выясняет у обучаемого, что он понял и что не уяснил.
  4. Повторно показывает выполнение каждой операции, сопровождая ее громким объяснением.
  5. Просит обучаемого выполнить каждую операцию, громко объясняя, что при этом надо делать.
  6. Предлагает обучаемому выполнить каждую операцию, повторяя указания педагога, как это надо делать.
  7. Предлагает обучаемому молча выполнить все операции.
  8. Дает оценку действиям обучаемого и вносит коррективы, если необходимо.
  9. Обучаемый выполняет операции до тех пор, пока не будет делать ошибок.
  10. Поздравляет обучаемого с освоением данной работы.

Таков один из простейших вариантов человековедческой (дидактической) технологии. В ней десять позиций или десять мини-ситуаций. В восьми дается оценка результативности протекания процесса, хотя опытный педагог при проведении каждой позиции дает соответствующую оценку, иначе он не сможет продуктивно строить свои отношения с обучаемыми, быть достаточно сориентированным в оправданности своих действий.

В человековедческих технологиях широко используются такие методы фиксирования и замеров, как наблюдение, интервью, контент-анализ. Когда объектом технологии выступает коллектив, то фиксирование его морально-психологического состояния осуществляется посредством анкетного опроса по таким показателям, как гражданское самочувствие людей, общественное мнение, конфликтность. Эффективен метод социометрии, разработанный Я. Морено для замера межличностного фона группы. Для определения нравственного здоровья руководителей и неформальных лидеров коллектива полезно использовать разработанный автором метод этикометрии.

Стадия "Ортобиотико-экономическое обеспечение"

Ее суть состоит в разработке пакета документов по охране здоровья, достоинства и прав человека. Для этого важно обеспечить непосредственное участие в разработке различных специалистов и предварительное ознакомление ими с технологическим проектом, т.е. обеспечить фундаментальную ортобиотическую экспертизу. Например, при разработке человековедческих технологий нередко упускаются медицинские, эргономические, национально-психологические, религиозные, экологические аспекты. Можно привлекать к разработке технологического проекта органы общественного самоуправления предприятия или фирмы, местные органы власти. Это позволит не только внести полезные коррективы, но и создаст доброжелательное общественное мнение вокруг внедряемого технологического проекта.

На этой стадии проектирования производится экономический расчет всех кадровых и материальных затрат, а также ожидаемого экономического эффекта от внедрения технологии. Общеизвестны данные о том, во что обходится пренебрежение человековедческими технологиями в промышленном производстве. Социологические исследования свидетельствуют, что во многих трудовых коллективах по этой причине неэффективно управление, высока текучесть кадров, наблюдаются трудности внедрения новых методов хозяйствования.

В условиях перехода экономики на рыночные условия многократно возрастает роль человеческого фактора. Значение проектирования и внедрения человековедческих технологий материально и морально станет актуальным.

Культура
внедрения технологий

Маркетинг человековедческих технологий

Томмазо Кампанеллу можно назвать одним из первых человековедческих технологов. В своем сочинении "Город солнца" он приводит интересные примеры применения того, что теперь мы называем человековедческими технологиями. Вот один из них: "Город солнца имеет несколько кругов крепостных стен, чтобы врагам было трудно его захватить. С каждой стороны на них написаны тексты и нарисованы рисунки познавательного характера. Воспитатели водят детей на прогулки таким образом, чтобы, сообразуясь с возрастом дети могли, рассматривая стены, получить определенные знания".

У нас есть памятник хозяйственному руководителю. Его создатель - скульптор М. Антокольский. Памятник находится в Донском монастыре. Кому же этот памятник? Владельцу Раменской ткацкой фабрики Ф.М. Дмитриеву. Возглавляя ее 30лет, он проявлял гуманное отношение к людям, был заботлив и нравственно чист, а потому снискал у них глубокое уважение. Продукция фабрики завоевывала первые призы на российских ярмарках, а уровень организации труда и быта рабочих получает международное признание. Об этом свидетельствует золотая медаль, полученная на Всемирной выставке в 1876г. После его смерти в 1882 г. на свои средства рабочие и служащие поставили ему памятник.

Давний опыт внедрения человековедческих технологий имеется и в нашей стране. Так, русская артель удачно сочетала элементы разумной организации труда и образа жизни. В ней многое было простым и логичным. Сами производители придумали один из методов справедливого материального распределения - коллективный подряд. Русская артель убедительно доказала, что многие проблемы в человеческом общении успешно решаются, когда произведенный продукт принадлежит самим производителям. При самом критическом подходе к практике построения в 20-30-х годах у нас коммун и им подобных общностей можно найти любопытный материал для гуманитарно-технологических размышлений.

Огромен опыт внедрения человековедческих технологий в развитых странах, особенно в США. У американцев сложилась давняя традиция уважительного отношения к человеческому фактору: выделяются значительные средства на привлечение в страну думающих и обладающих талантом людей, на организацию труда, его безопасность, развитие социальной инфраструктуры предприятий и фирм В этой стране денег на толковых людей не жалеют. Однако это не альтруизм бизнесменов и менеджеров, а их трезвый подход, в основу которого положен принцип: опора на инициативных и заинтересованных в работе людей является гарантией реализации своих деловых намерений и собственного благополучия.

Масштабно человековедческие технологии осваиваются на предприятиях ФРГ, Франции, Италии. Оригинален опыт Японии. Думаю, что сегодня недооцениваются успехи по освоению человековедческих технологий в Китае.

Особое внимание в странах азиатского региона уделяют регионально-психологическому фактору, который зачастую не учитывается в должной мере в американских и европейских человековедческих технологиях. С повышением культурно-образовательного уровня активизируется национальное самосознание людей, растут духовные и социальные амбиции национальных меньшинств, находящихся в структуре какой-то нации или обладающие территориальным суверенитетом.

Какие же можно сделать обобщения?

Лучшие умы человечества интуитивно и сознательно постоянно обращались к проблеме гуманной организации людского труда, превращая его в универсальное средство раскрытия "человеческого" в человеке. Чем шире научно-технические возможности производства, тем острее потребность в освоении человековедческих технологий. Объясняется это тем, что, с одной стороны, создаются прекрасные объективные предпосылки для самореализации личности, а с другой, - проявляются негативные явления (рост вредных производств, экологические издержки и т.п.), нейтрализации которых должны способствовать человековедческие технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: