Народы Австралии

Население Австралии (вместе с Тасмани­ей) в настоящее время более чем на 98% состоит из потомков европейских переселен­цев, а также иммигрантов, приехавших из различных европейских стран. Аборигены Австралии составляют сейчас (вместе с ме­тисами) лишь 1 % населения, коренные же жители Тасмании, как отмечалось, полностью вымерли.

Австралийцы-аборигены. Коренное населе­ние Австралии, прежде расселенное в пре­делах всего материка, кроме некоторых, наиболее неблагоприятных по природным ус­ловиям областей, в настоящее время сосредо­точено преимущественно в его северных, за­падных и центральных районах.

Антропологически австралийские абориге­ны весьма специфичны и образуют особый тип австралоидной расы. Тип этот характеризу­ется темнокоричневой кожей, черными вол­нистыми волосами, обильной pacтительностью на лице, сильно выступающим надбровьем широким носом, cpaвнительно толстыми губами. Рост у австралийских аборигенов сред­ний или выше среднего, голова длинная, лицо прогнатное (т. е. с несколько выступающими вперед челюстями).

Аборигены Австралии говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой австра­лийской филе, или надсемье, т. е. языковой группировке, родство внутри которой более отдаленное, чем внутри семьи. Фила эта под­разделяется на 20 с лишним групп, крупней­шей из которых является пама-ньюнга, объ­единяющая свыше двух третей всех языков коренного населения.

Тасманийские языки всего их было два) очень слабо изучены, но, судя по всему, не родственны, австралийским языкам.

Языки коренных жителей Австралии и Тас­мании относительно бедны отвлеченными по­нятиями, зато могут очень точно передавать все детали конкретных предметов и все от­тенки действий. Небогаты австралийские язы­ки и понятиями, обозначающими количества.

Основным занятием австралийцев и тасма­нийцев были охота и собирательство, причем охотились преимущественно мужчины. Жен­щины и дети оказывали посильную помощь мужчинам во время охоты, а также собирали различные съедобные дикорастущие расте­ния и ловили мелких животных.

Главными объектами охоты были кенгуру и другие сумчатые животные, птицы. Охоти­лись австралийцы с помощью копий (иногда составленных из нескольких частей), а также различных метательных палиц, в частности бумеранга. Некоторые бумеранги обладали способностью возвращаться, описав круг или петлю, к метателю. Для увеличения дально­сти полета копья применялась особая дощеч­ка с упором на конце копьеметалка,. Тас­манийцы бумерангов и копьеметалок не зна­ли. Лук и стрелы встречались в Австралии только на полуострове Йорк, где они были заимствованы у папуасов Новой Гвинеи.

Из способов охоты более характерными были активные: преследования животного, об­лавы и т. д. Вместе с тем австралийцы при­меняли при охоте сети, силки, разные ловуш­ки и т. п.

Выкапывали съедобные растения с помо­щью длинной заостренной палки. Ею же раз­рывали норы мелких животных.

Рыболовство было менее распространено, чем охота и собирательство, что в значитель­ной мере объясняется бедностью гидрогра­фической сети на большей части австралий­ской территории. Рыбу ловили с помощью крючковой снасти, сетями, корзинами, а то и просто руками, лучили копьем, острогой и гарпуном. Иногда реки перегораживались заколами, практиковалось и отравление водоемов растительными ядами. Тасманийцы рыболовства не знали.

Земледелие не было знакомо ни австра­лийцам, ни тасманийцам. Из домашних жи­вотных австралийцам была известна полуди­кая нелающая собака динго. Орудия произ­водства, охотничье и боевое оружие, а также домашняя утварь изготовлялись из камня, кости, раковин, дерева, растительных волокон и т. п. Металл населению Австралии и Тасма­нии был незнаком, не умели аборигены из­готовлять и гончарные изделия.

Наиболее совершенными по обработке орудиями следует считать каменные топоры, частично или целиком шлифованные. Кроме них применялись тесла, ножи, скребки, зерно­терки и некоторые другие орудия. Техника обработки камня носила у австралийцев ме­золитический и ранненеолитический характер. Уровень каменной индустрии тасманийцев был существенно ниже австралийского. Они не знали техники шлифовки камня, не имели и зернотерок.

Как австралийцы, так и тасманийцы вели бродячий образ жизни и (если не считать нескольких групп австралийцев) не создавали постоянных поселений, а жили стойбищами. Жилищем служили шалаши, примитивные хи­жины, иногда ветровые заслоны. Тасманийцы жили также в дуплах больших деревьев.

Тасманийцы, да и многие австралийские племена не знали никакой одежды и ходили совсем нагими. В некоторых районах Австра­лии были известны набедренные повязки, по­яса с передниками, а кое-где и плащи из шкурок кускуса.

Пища австралийцев и тасманийцев состоя­ла из различных продуктов охоты и соби­рательства. Отдельные австралийские племе­на употребляли в пищу и рыбу. Мясо и рыба жарились на огне, раскаленных углях или камнях, иногда пеклись в горячей золе или песке. Австралийцам была знакома земляная печь, представлявшая собой яму, в которой разводился костер и нагревались камни. Тас­манийцы земляной печи не знали.

Растительные продукты порой ели сырыми. Однако в большинстве случаев продукция со­бирательства перед употреблением в пищу проходила различную обработку (размалыва­ние, растирание, вымачивание, печение и т. д.).

Способы добывания огня были разнооб­разными (пиление, сверление, высекание).

Невысокому уровню развития материаль­ной культуры австралийцев соответствовали архаические формы их социальной жизни. Наиболее крупным объединением в боль­шинстве случаев было племя. Однако оно являлось скорее этнической общностью, чем общностью социально-потестарной. Племя не имело какой-либо постоянной организации, не возглавлялось вождем. Величина раз­ных племен колебалась от 100 человек до 3 тыс. Несколько близкородственных племен иногда образовывали племенную группу, представители которой осознавали общность происхождения.

Большая часть племен подразделялась на локальные группы, владевшие определенными участками земли и бывшие основными про­изводственными ячейками.

Каждое из австралийских племен обычно делилось также на две экзогамные полови­ны — Фратрии. Фратрии в свою очередь под­разделялись на роды. Большей частью при­надлежность к фратрии и роду передавалась по отцовской линии, но существовал и счет происхождения по материнской линии.

Помимо деления на роды каждая фратрия распадалась еще на два или четыре брачных класса. Брачные классы как бы вели счет поколениям внутри фратрий и регулировали брачные связи между представителями этих поколений. Брак у австралийцев был парным. Австралийская семья обычно состояла из жи­вших в одной хижине мужа, его жены (ино­гда двух-трех жен) и детей.

Несколько семей составляли локальную группу — уже известное нам подразделение племени. Локальные группы, как и племена в целом, не знали ни экономического рас­слоения, ни социальной дифференциации. Су­ществовали лишь поло-возрастные группы: группа взрослых мужчин-охотников и группа женщин и подростков, занимавшихся в основ­ном собирательством. По достижении опре­деленного возраста мальчики, пройдя обряды инициации (приучавшие обычно к перенесе­нию физической боли и других невзгод и целью которых была подготовка к будущей трудовой жизни и воспитание выносливости), переходили в группу взрослых мужчин.

Производственный процесс в локальной группе мог в зависимости от обстоятельств носить либо коллективный, либо индивиду­альный характер, но распределение охотничь­ей добычи и продукции собирательства всег­да было равнообеспечивающим.

Для общественных отношений австралий­цев очень характерно влиятельное положение пожилых мужчин. Наиболее авторитетный из них избирался главой локальной группы.

Отношения между различными локальны­ми группами и племенами носили обычно мирный характер, в частности они вели на­туральный обмен. Конечно, иногда по разным причинам случались вооруженные столкнове­ния, но они не приводили к большому кро­вопролитию и быстро улаживались.

Общественный строй тасманийцев плохo из­вестен. Они делились на два десятка племен, внутри которых имелись более дробные под­разделения, каждое из которых не превыша­ло полсотни человек. Организация власти и семейно-брачные отношения у тасманийцев напоминали австралийские.

Очень мало известно и о верованиях тас­манийцев. Однако с уверенностью можно ска­зать, что высказывавшиеся порой предполо­жения о безрелигиозности тасманийцев бес­почвенны. У них существовали какие-то примитивные формы верований, в которых переплетались элементы тотемизма, магии, анимизма, веры в загробную жизнь и т. д. 5 Религия австралийских аборигенов изучена довольно хорошо. Преобладающей формой верований австралийцев был тотемизм, т. е. вера в сверхъестественное родство между ка­кой-то группой людей, с одной стороны, и определенным видом животных или растений, либо каким-то минералом, явлением приро­ды— с другой. Весьма характерны для австра­лийцев и магические верования, т. е. представ­ления о возможности человека сверхъестест­венным путем влиять на других людей и при­роду. Менее выражены в австралийской рели­гии анимистические представления, хотя вера в злых духов и душу вообще существовала. Аборигены Австралии не имели храмов и жрецов, хотя «специалисты» культа — колду­ны и знахари — у них уже выделились.

Народное творчество австралийцев весьма оригинально. Фольклор их был тесно связан с религиозными верованиями (тотемические мифы и т. д.), но имелось и немало произведений без религиозных сюжетов (например, сказки). Очень характерны для австралийцев пляски, называемые корробори, имевшие обычно изобразительный характер и выпол­нявшие как культовые, так и развлекательные функции. Пляски сопровождала музыка, пре­имущественно вокальная, однако известны и некоторые примитивные музыкальные инстру­менты (бумеранги, палочки и т. д.).

Изобразительное искусство аборигенов Австралии, так же как и фольклор, часто бы­ло тесно связано с религией. Широко прак­тиковалась резьба, выжигание, раскраска, ор­наментация птичьим пухом и т. д.

Тасманийцам также были известны по крайней мере некоторые формы искусства. Их рисунки носили как условный, так и реа­листический характер. Пляски жителей Тас­мании напоминали австралийские корробори.

Таковы основные черты жизни аборигенов Австралии и Тасмании к моменту начала кон­тактов с европейцами.

Европейская культура в разной мере за­тронула различные племена коренных жите­лей, и в этом отношении они могут быть раз­делены на несколько групп.

Более всего сохранили прежний быт авст­ралийские аборигены, живущие в Западной Австралии и Северной территории на специ­ально отведенных для них участках — в ре­зервациях и иных районах. Здесь по-прежне­му занимаются охотой и собирательством, используют орудия из камня, кости и дерева, придерживаются старых обычаев.

В других резервациях европейское влия­ние чувствуется сильнее. Для загнанных сюда аборигенов построены бараки, им выдается европейская одежда, готовая пища. Условия существования в таких резервациях, как пра­вило, очень тяжелые, выдаваемая пища скуд­на, медико-санитарное состояние крайне не­удовлетворительно.

Еще дальше отошли аборигены от своего старого племенного быта в так называемых миссионерских станциях, организованных раз­личными церквами и сектами, и особенно в небольших поселках, расположенных побли­зости от некоторых крупных австралийских городов. Однако уровень жизни в этих посе­лениях немногим отличается от уровня в других местах сосредоточения аборигенов.

Австралийские власти в течение многих десятилетий проводили политику откровенной расовой дискриминации. Аборигены были полностью лишены каких-либо гражданских прав, не участвовали в выборах в парламент и органы местного самоуправления, им было запрещено свободное передвижение по стране.

В последнее время, особенно во время нахождения у власти лейбористского прави­тельства Австралии, под напором усилившей­ся борьбы аборигенов за свои права, были приняты некоторые меры, направленные на улучшение условий жизни аборигенов: не­большое число коренных австралийцев при­нято в высшие учебные заведения страны, улучшено преподавание в школах для абори­генов и т. д. Однако все эти меры явно не­достаточны. Образовательный уровень корен­ных жителей по-прежнему очень низок, а многие из них и вовсе неграмотны.

Этническое развитие разных групп австра­лийских аборигенов идет неодинаковым пу­тем. Большая часть их (особенно живущие в резервациях) сохраняют племенное самосоз­нание, отдельные же группы (в пригородных поселках) постепенно дейтрайбализируются (т. е. у них происходит разрушение племен­ного строя и стирание племенной специфики). Что же касается все увеличивающейся груп­пы европейско-австралийских метисов, то они в большинстве случаев полностью утратили связь с родными племенами, перешли на английский язык и приблизились к англоавстралийцам в культурном отношении. Их пол­ная интеграция в англоавстралийское обще­ство пока невозможна, так как ей препятст­вует распространенный в Австралии бытовой расизм.

Англоавстралийцы. Англоавстралийская на­ция сформировалась в начале 20 в. после объединения австралийских колоний Велико­британии и получения новой страной статуса доминиона. Возникновению Австралии как единого государства и рождению англоавстралийской нации благоприятствовали тесные экономические и культурные связи, устано­вившиеся между разными районами Австра­лии еще в колониальный период.

В формировании англоавстралийцев основ­ную роль сыграли потомки выходцев из Анг­лии, Шотландии и Ирландии, начавших селить­ся с конца 18 в. сперва в качестве ссыль­ных, а позднее (особенно с 30—50-х годов 19 в., когда на континенте стали быстро развиваться овцеводство и золотопромыш­ленность) и в качестве свободных поселенцев. Белое население Австралии росло стреми­тельными темпами. Если в 1828 г. оно состав­ляло лишь около 40 тыс. человек, то к на­стоящему времени его численность перева­лила за 14 млн.

Хотя все компоненты, из которых сложи­лась англоавстралийская нация, в значитель­ной мере перемешались, большинство белых австралийцев хорошо помнит страну исхода своих предков, и между потомками выход, цев из Англии, Шотландии и Ирландии до сих пор сохраняются некоторые культурные от­личия, чему способствуют, в частности, раз­личия в религиозной принадлежности. Потом­ки выходцев из Англии обычно англикане либо (в меньшей части) методисты, население шотландского происхождения исповедует пре­имущественно кальвинизм, ирландского — католицизм.

Англоавстралийцы по своему культурному облику во многом схожи с населением Бри­танских островов, хотя есть у них и свои специфические черты. Появление этой куль­турной специфики связано в первую очередь со значительным периодом самостоятельного исторического развития, а также со своеоб­разием природной среды, в условиях которой формировалась англоавстралийская нация.

Большинство англоавстралийцев живет в индивидуальных одно- и двухэтажных домах. Особенностью этих жилищ по сравнению с жилыми домами в Великобритании является наличие в них веранд. Сравнительно недавно австралийские жилища в крупных городах строили в основном из кирпича и крыли че­репицей; в небольших городах, пригородах и сельских поселениях дом сооружался чаще всего из дерева, а в качестве кровли исполь­зовалось гофрированное железо. В последнее время в строительстве все более применяют­ся такие современные материалы, как желе­зобетонные конструкции, панели.

Подавляющая часть (86%) англоавстралий­цев живет в городах, причем основная масса горожан — жители столиц шести австралийских штатов, расположенных на побережье или вблизи от него. Города Австралии сравни­тельно молоды: самые «старые» из них не насчитывают и 200 лет существования. В на­чале 1970-х годов лица, работающие по най­му (рабочие, включая батраков, и служащие) составляли 87% всего самодеятельного на­селения. Подавляющая часть их занята либо в промышленности, либо в торговле, финан­совых учреждениях и сфере обслуживания. Доля населения, занятого сейчас в сельском хозяйстве, невелика (в три раза меньше числа лиц, занятых в промышленности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: