Собирательская деятельность музеев

Комплектование фондов является начальной стадией создания музея. Ведь не изучив определенной темы по истории или сегодняшнему дню своего края, не собрав памятники истории и культуры по теме, невозможно ни сформировать коллекции школьного музея, ни создать музейную экспозицию.

Таким образом, уровень экспозиционно-выставочной, фондовой, учебной, массовой и просветительной деятельности музея во многом зависит от научного, методического и организационного уровня поисково-собирательской работы. Поэтому очень важно научиться правильно организовывать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания.

К его основным целям и задачам относятся изучение событий и явлений местной истории, выявление и собирание памятников истории и культуры и сбор разносторонней информации, наиболее полно отражающей взаимосвязь этих памятников и изучаемых исторических процессов и явлений. Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на четыре основных этапа: планирование, комплектования, подготовка к поисково-собирательской работе, выявление и сбор материалов, включение их в музейное собрание.

Планирование. В школьных музеях можно применять два вида планирования комплектования фондов – перспективное и текущее.

Перспективные планы разрабатываются на 2-3 года. В этих планах указываются комплексные темы, по которым намечено проводить поисково-собирательскую работу, ориентировочные сроки ее проведения, а также отмечается, экспедиционные отряды каких классов будут привлечены к исследованию данных тем, кто из членов совета музея отвечает за изучение темы, кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой.

В текущем годовом плане комплектования фондов указываются конкретные темы или задания по поисково-собирательской работе на предстоящий учебный год, населенные пункты, учреждения и частные лица, где и у кого будут проводиться поисково-собирательские работы, экспедиционный отряд, работающий по данной теме; количество учащихся в нем, командир отряда; сроки завершения работы, руководитель темы.

Подготовка к поисково-собирательской работе. Прежде чем приступить к поисково-собирательской работе в полевых условиях, необходимо провести комплекс подготовительных мероприятий: оформить маршрутные и полевые документы, изготовить специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных памятников (конверты различных размеров, картонные коробки, папки, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу и т. д.). От тщательности подготовки к экспедиции зависит успех поисково-собирательской работы.

Выявление и сбор материалов. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является принцип комплектности. Следование ему подразумевает всестороннее изучение темы, установление достоверности получаемых сведений.

Необходимо установить роль отдельных лиц в исследуемых событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории и культуры с этими событиями, их участниками и очевидцами; а также выяснить взаимные связи между выявленными памятниками, историю их создания и бытования, их назначение.

Следует помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных материалов, причем важно сохранить не только сам памятник, но и полученную информацию о нем: о его истории, связях с изучаемыми событиями, лицами и другими памятниками. Необходимо знать и строго соблюдать специальные законодательные и инструктивные требования, связанные со сбором и обеспечением сохранности памятников.

Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей.

Нередко оружие, награды и т. п. неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удостоверениями, грамотами. Такие документы не следует брать у их владельцев, чтобы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.

При выявлении особо ценных документов по истории нашей страны о них необходимо сообщить в местные государственные архивы или государственные музеи. И лишь с их разрешения юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей.

Для учета и описания собранных материалов служат полевые документы учета и описания. К. ним относятся полевой дневник, акт приема, полевая опись, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: