Обучение, подготовка и переподготовка работников должны обеспечить максимальное соответствие способностей и возможностей работника характеру и содержанию работы, а также максимальное использование и развитие всех способностей работника.
Основные причины, обусловливающие необходимость обучения и переподготовки кадров на предприятии:
- недостаток квалифицированной рабочей силы на национальном
уровне;
- увеличивающаяся стоимость рабочей силы как важнейшего производственного ресурса;
- конкуренция, требующая сокращения затрат и более эффективного
использования трудовых ресурсов;
- технологические изменения;
- появление новых производственных процессов;
- укрупнение производства, требующее новых навыков управления;
- подготовка к занятию новой, более высокой должности;
- развитие потенциала работников;
- рост объемов производства и реализации;
-социальная ответственность предприятия за работников.
Обучение, подготовка и переподготовка кадров на предприятии
|
|
осуществляются с учетом категорий и групп работающих.
Обучение рабочих на производстве является преобладающей формой их подготовки.
Выделяются следующие виды подготовки:
- подготовка новых рабочих;
-повышение производственной квалификации рабочих.
Основными формами обучения новых рабочих на производстве являются:
• индивидуальное обучение: обучающийся прикрепляется к высоко
квалифицированному рабочему, мастеру или включается в состав бригады,
где проходит обучение;
• бригадное - в действующих производственных бригадах, в которые включаются небольшие по составу звенья (либо создаются бригады
учеников под руководством опытных инструкторов);
• курсовое обучение - для рабочих, осваивающих сложные специальности с отрывом и без отрыва от производства.
Обучение заканчивается квалификационными экзаменами: выполнение квалификационной пробной работы и устный опрос в пределах требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Основными формами повышения производственной квалификации на производстве являются:
• производственно-технические курсы (повышение производственных навыков и технических знаний для более высокого разряда);
• курсы обучения рабочих вторым профессиям (расширение профи
ля рабочих, совмещение профессий, совершенствование организации труда, более полного использования рабочего времени, рационального использования оборудования);
• курсы целевого назначения - изучение рабочими нового оборудования, технологических процессов, повышение качества продукции;
|
|
• школы передовых методов труда;
• школы мастеров (на крупных предприятиях).
Обучение и повышение квалификации служащих на производстве осуществляется в форме самостоятельной работы, для чего на предприятиях создаются библиотеки и бюро технической и экономической информации, а также в вечерних, заочных высших и средних специальных учебных заведениях и на специальных курсах различной продолжительности по тем или иным проблемам управленческой деятельности.
В процессе обучения работников предприятия применяются и такие способы и методы обучения, как инструктаж, использование тренажеров, ролевые игры, изучение прецедентов, лекции, дискуссии, фильмы.