Период поздней классики (IV в. до Р.Х.)

История Греции в IV в. до Р.Х. – это история кризиса античного полиса, завершившаяся потерей политической самостоятельности. Из Пелопоннесской войны многие полисы Греции вышли обескровленными, с разоренным сельским хозяйством и ремеслом, нарушенными торговыми связями.

Политический кризис углублялся ликвидацией союзов греческих государств и попытками Спарты уничтожить демократический строй. Непрерывные войны между полисами разорили страну и увеличили число рабов. Представители наиболее реакционных слоев греческих рабовладельцев готовы были пожертвовать демократией и политической свободой во имя защиты своих интересов. После битвы при Херонее в 338 г. до Р.Х. Греция покорилась македонскому царю Филиппу II.

Кризис полиса, междоусобные войны, упадок демократии и, наконец, потеря политической самостоятельности не могли не отразиться на развитии греческой культуры, обнаруживающей в этот период первые признаки упадка. Но в греческом обществе еще живы были могучие силы, способные породить и философию Платона и Аристотеля, скульптурное творчество Лисиппа, и военный гений Александра Македонского.

Наряду с продолжением и развитием традиционных классических форм искусству IV в. до Р.Х., в частности зодчеству, приходилось решать и совершенно новые задачи. Искусство впервые начало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом; появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. На протяжении всего IV в. до Р.Х. постоянно усиливался процесс отхода ряда представителей греческого искусства от идеалов народности и героики V в. до Р.Х..

Большое влияние на развитие культуры оказал завершавшийся в IV в. до Р.Х. кризис наивно-фантастической системы мифологических представлений, далекие предвестия которого уже можно увидеть в V в. до Р.Х. Но в V в. до Р.Х. народная художественная фантазия все еще черпала материал для своих возвышенных этических и эстетических представлений в искони знакомых и близких народу мифологических сказаниях и верованиях (Эсхил, Софокл, Фидий и др.). В IV в. же веке художника все более интересовали такие стороны бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Художники стремились выразить в своих произведениях и внутренние противоречивые переживания, и порывы страсти, и утонченность и проникновенность душевной жизни человека.

В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры – драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

В целом культура данного периода, на которую существенно повлияли изменения произошедшие в обществе, расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: