Голл Мак Морна

В мифологии ирландских кельтов Голл Мак Морна - предводитель фианов доФинна Мак Кумалла. По легенде, именно он убил Кумалла, отца Финна, чтобывстать во главе фианов, и он же, согласно той же легенде, стал убийцей сынаФинна. По легенде, он присутствовал на свадебном пиру Финна Мак Кумалла иГрайне (см. главу 15) и был одним из тех, кого Грайне не напоилаодурманивающим зельем, задумав бежать вместе с Диармайдом уа Дуибхне.

ГОЛОВА

Голова пользовалась у кельтских племен особым почитанием. Для них онаимела куда большее значение, чем сердце, столь ценимое в других архаическихцивилизациях. Кельты считали голову обиталищем души и полагали даже, чтоголова способна существовать сама по себе, без всего остального тела.По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что кельты, по свидетельствудревних источников, непременно стремились обезглавить врагов, убитых ими наполе боя, и часто привязывали их отрубленные головы к шеям своих коней.Затем они насаживали эти головы на колья изгородей вокруг своих поселенийили даже на крыши собственных домов, подобно тому как некоторые охотники досих пор любят вешать на стены оленьи головы - излюбленные охотничьи трофеи.Чем знатнее и влиятельнее был хозяин отрубленной головы, тем больше честиэто приносило воину-кельту, чьим трофеем она стала. По некоторым сведениям,кельты иногда очень долго сохраняли головы наиболее прославленных врагов,бальзамируя их кедровым маслом и держа в особых сундучках. Явныесвидетельства того, что кельты любили отрубать врагам головы, используя их вкачестве трофеев, были найдены римлянами, которые в одном из походовразгромили кельтское племя салиев. Изумленные римляне обнаружили святилище,устроенное салиями в Антремоне, Прованс, которое было посвящено... культуотрубленных голов. Там были и резные деревянные головы, и останки настоящихчеловеческих голов. Человеческие черепа и набальзамированные головы былитакже найдены на каменных столпах (колоннах) в окрестностях Рокепертюза вБушес-дю-Рон. Вполне естественно, что голова, которой кельты придавали стольважное значение, часто встречается в кельтской мифологии. Так, в одной излегенд, связанных с образом Кухулина, герой вступает в бой сразу сдвенадцатью врагами, тем не менее побеждает их всех и отрезает им головы.Затем он воздвигает двенадцать больших камней и возлагает на каждый каменьпо голове. Другие легенды отражают предполагаемую способность некоторыхголов существовать отдельно от тела. Так, например, в валлийской легенде оБране Благословенном рассказывается о том, что, когда Бран был смертельноранен в бою с войском Матолвха, короля Ирландии, он сам попросил своихдрузей отрубить ему голову и отвести ее на родину, а не предавать земле вИрландии. На всем протяжении долгого обратного пути голова, по легенде,сохраняла способность есть, пить и даже разговаривать, совсем как тогда,когда она была живой и венчала собою могучее тело Брана (см. главу 20). Вболее поздние, цивилизованные времена, когда кельты отказались от мрачнойпрактики обезглавливать врагов, культ головы по-прежнему сохранял у нихбольшое значение. Это со всей ясностью показывают многочисленные резныекаменные рельефы и изваяния, обнаруженные во многих местах, где в древностипроцветали очаги цивилизации кельтов. Некоторые из таких изваяний находилисьв святилищах - храмах, возле жертвенников или священных источников,покровителем и защитницей которых и должна была служить резная голова.Изображение головы использовалось и для украшения куда более прозаическихбытовых предметов. В археологических раскопках в самых разных местах былинайдены сосуды и чаши с изображениями человеческих голов, выполнявших рольручек. ГОРА БАДОН см. БАДОН

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: