Дифференциальная психология личности (от лат. differentia – различие) – отрасль психологии, изучающая психологические различия между людьми, причины и последствия этих различий. Дифференциальная психология развивалась под воздействием педагогической и медицинской практики. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии является внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.
Начало разработке дифференциальной психологии личности положил Фрэнсис Гальтон, который создал ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий. Термин «дифференциальная психология» ввел немецкий психолог Вильям Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900г.). Известными представителями этого направления являются А.Бине, Дж.Кеттел, А.Ф.Лазурский. Основными методами дифференциальной психологии выступают тесты, позволяющие измерить уровень развития определенного свойства личности.
Р.Мейли отмечает, что за понятием «личность» стоит совокупность психических качеств, характеризующая каждого конкретного человека, где бы он ни находился. Эти психические качества отдельного человека Р.Мейли, а вместе с ним большинство представителей традиционной психологии личности, как правило, разбивают на три класса: характер, темперамент, способности; познавательная, мотивационно-потребностная и волевая сферы.
|
|
Характер, способности и темперамент проявляются в действии, анализируя которое можно выявить функциональное значение любого из этих проявлений личности. Р. Мейли указывает, что исследователь может задать три вопроса, посредством которых выявляются функции темперамента, способностей и мотивации. Вопрос о том, как осуществляется динамика действия, ставится при изучении темперамента — энергетических характеристик действия, темпа, скорости и интенсивности реагирования, регулярности действия. Вопрос о том, какими средствами достигается цель действия, какие исполнительные механизмы участвуют при развертывании действия, связан с изучением способностей, интеллекта. При ответе на вопросы, в чем смысл и какова цель действия, исследуется мотивация поведения. Р. Мейли при выделении трех аспектов организации личности как бы незаметно отождествляет характер либо с мотивацией, либо с темпераментом. Другой исследователь, А. Томас более четко ставит вопросы, поднимаемые в психологии личности при изучении темперамента, мотивации и способностей. Когда исследуют темперамент, то отвечают на вопрос, как, каким способом реагирует индивид, и не касаются вопроса о содержании его поведения. При анализе способностей изучают то, насколько хорошо выполняется поведение. Когда же речь заходит о мотивации, то решают проблемы, зачем и почему люди начали действовать. Вопрос, связанный с исследованием характера, А. Томасом также обходится.