Дифференциальная психология личности

Дифференциальная психология личности (от лат. differentia – различие) – отрасль психологии, изучающая психологические различия между людьми, причины и последствия этих различий. Дифференциальная психология развивалась под воздействием педагогической и медицинской практики. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии является внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.

Начало разработке дифференциальной психологии личности положил Фрэнсис Гальтон, который создал ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий. Термин «дифференциальная психология» ввел немецкий психолог Вильям Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900г.). Известными представителями этого направления являются А.Бине, Дж.Кеттел, А.Ф.Лазурский. Основными методами дифференциальной психологии выступают тесты, позволяющие измерить уровень развития определенного свойства личности.

Р.Мейли отмечает, что за понятием «личность» стоит совокупность психических качеств, характеризую­щая каждого конкретного человека, где бы он ни на­ходился. Эти психические качества отдельного человека Р.Мейли, а вместе с ним большинство представите­лей традиционной психологии личности, как правило, разбивают на три класса: характер, темперамент, спо­собности; познавательная, мотивационно-потребностная и волевая сферы.

Характер, способности и темперамент проявляются в действии, анализируя которое можно выявить функ­циональное значение любого из этих проявлений лич­ности. Р. Мейли указывает, что исследователь может задать три вопроса, посредством которых выявляются функции темперамента, способностей и мотивации. Во­прос о том, как осуществляется динамика действия, ста­вится при изучении темперамента — энергетических ха­рактеристик действия, темпа, скорости и интенсивности реагирования, регулярности действия. Вопрос о том, какими средствами достигается цель действия, какие исполнительные механизмы участвуют при развертыва­нии действия, связан с изучением способностей, интеллекта. При ответе на вопросы, в чем смысл и какова цель действия, исследуется мотивация поведения. Р. Мейли при выделении трех аспектов организации личности как бы незаметно отождествляет характер либо с мотивацией, либо с темпераментом. Другой ис­следователь, А. Томас более четко ставит вопросы, поднимаемые в психологии личности при изучении тем­перамента, мотивации и способностей. Когда исследуют темперамент, то отвечают на вопрос, как, каким спосо­бом реагирует индивид, и не касаются вопроса о со­держании его поведения. При анализе способностей изу­чают то, насколько хорошо выполняется поведение. Когда же речь заходит о мотивации, то решают про­блемы, зачем и почему люди начали дей­ствовать. Вопрос, связанный с исследованием характе­ра, А. Томасом также обходится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: