Понятие глобалистики, основные направления глобализации

Лекция №1.Предмет и основное содержание глобалистики.

Слово “глобалистика” происходит от латинского слова globus - шар. Под термином “глобалистика” обычно подразумевают область знаний, касающихся проблем планетарного масштаба, т.е. проблем присущих планете Земля. Г лобалистика, таким образом, занимается анализом общих проблем, которые отражают социальные и природные процессы на нашей планете. В этом плане она близка философии, которая изучает общие законы и принципы природы, общества и познания. В системе современного научного знания глобалистика занимает особое положение. Она не похожа ни на одну из конкретных дисциплин, так как возникла на стыке естественных, гуманитарных, прикладных наук и является интегративным знанием о социоприродных процессах и проблемах, границы которых заданы масштабом планеты. В отличие от отдельных наук, занимающихся тем или иным аспектом или фрагментом реальности, глобалистика нацелена на решение комплексных, жизненно важных для всего человечества задач, справиться с которыми можно только на пути междисциплинарного взаимодействия, в котором особая роль отводится философии. Под философией глобалистики понимается место и роль социально-природных процессов в жизни людей. Иначе говоря, что должны сделать люди при осмыслении своего существования, чтобы соотнести свое бытие с социально-природными процессами. Нашу землю можно представить большим космическим кораблем, летящим в космическом пространстве. Судьба семи миллиардов людей, число которых продолжает увеличиваться, зависит от многих факторов, одно ясно, что возможности корабля ограничены. Для того, чтобы жизнь людей, их бытие было осмысленным, т.е. достойной рода гомо сапиенс, необходимо чтобы они все, несмотря на существующие между ними различия и

разногласия осознали свое единство, смогли ограничить и обуздать свои амбиции, постоянно растущие потребности, ибо их существование предопределено границами их корабля. Более того, люди должны осознать не только свое единство, но и единение с кораблем; ибо надежность корабля - это гарантия безопасности; люди их корабль должны предстать как единое целое. Если теперь мы заменим воображаемый космический корабль планетой по имени Земля, и попытаемся с тех же позиций, т.е. рассмотреть существование землян и Земли как единое целое, то такое осмысление и будет философией глобалистики.

Философия глобалистики исходит: 1) из идеи целостности и единства планеты и населяющих ее живых существ; 2) она должна найти фундаментальные принципы человеческого бытия, исходя из которых, протекающие СПП, стали бы способствовать достижению идеи единения общества и природы; 3) при этом философские идеи развития, диалектики единого и общего, уникального и универсального должны быть основополагающими, так как прогресса не остановить, его надо правильно осмыслить.

Необходимо сразу подчеркнуть, что на сегодняшний день такие принципы находятся в стадии выявления и формулировок. Это относится в первую очередь к идеям: коэволюции, глобальной стабилизации демографических процессов, идеям мировой кооперации экономического и научно-технического развития, созданию экологически стабилизированной экономики, глобальной культуры нового типа, созданию транснациональной политической структуры или Мирового правительства. Указанные подходы нельзя рассматривать как чисто профессиональные. Все они затрагивают человечество в целом, связаны с философией человеческого бытия.

Сегодня в философии глобалистики можно выделить два подхода к проблеме существования человека. Первый подход можно обозначить как сциентистко-технократический. Он рассматривает проблему человека утилитарно-прагматически, т.е. предполагает дальнейшее совершенствование человека путем развития в нем “ новых качеств”. Такой подход развивается в рамках Римского клуба и был первым в историческом плане.Второй подход возник как альтернатива первому. И хотя исторически он выглядит как более поздний, но, по сути, он более древний, ибо он исходит из сути самой философии. Этот подход предполагает вернуть человеку его подлинность, которая была утрачена в ходе его исторического развития. Основная идея второго подхода лежит в ответственности человека за все, т.е. за свое бытие. Это направление в глобалистике опирается на философию экзистенциализма. В двадцамов веке это нашло свое отражение в полемике между сциентистами и антисциентистами, сторонниками и противниками теории прогресса.

Как самостоятельное научное направление и сфера общественной практики глобалистика стала складываться с конца 60-х годов XX столетия, когда различные науки оказались перед необходимостью решать комплексные проблемы планетарного масштаба. Впервые эти проблемы наиболее четко обнаружили себя в системе «общество-природа», но очень скоро список их расширился, и они получили обобщенное название «глобальные проблемы современности». На этих проблемах первоначально и было сконцентрировано внимание научного сообщества. Термин же «глобалистика» хотя и встречался в специальной литературе уже в те годы, широкого распространения тогда еще не получил. Что понимается под глобальными проблемами и социально-природными процессами? Это в первую очередь:

1. Рост численности населения; Увеличивающийся недостаток продуктов питания; 2. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов; 3. Рост потребности в энергетических ресурсах;

4. Неравномерность экономического развития регионов планеты; 5. Быстрая индустриализация и НТП; 6. Разрушение окружающей среды; 7. Дегуманизация культуры;

8. Прогнозирование и моделирование будущего планеты; 9. Разработка и наращивание средств массового уничтожения; 10. Освоение космоса.

Все перечисленные процессы стали вызывать у мыслящих людей общества особую озабоченность среди разных слоев общества. Заниматься анализом этих СПП с целью последующего контроля и управления ими, и призвана наука глобалистика.

Социально и природные процессы, протекающие на планете, определяют в целом развитие человечества, его физический рост. Проблема состоит в том, что “развитие” безгранично, а “рост” имеет свой предел. Предел обусловлен тем, что планета Земля имеет конкретные физические ограничения (границы). Поэтому, несмотря на безграничность развития, рост, неизменно сопровождающий это развитие, весьма ограничен.

Впервые мысль об ограниченности роста человечества высказал английский экономист Р.Т. Мальтус (1766-1834). Однако если предостережения Мальтуса относились к далекому будущему, то во второй половине ХХ века, указанное “будущее” наступило.

СПП возникли вместе с человечеством, и, следовательно, имеют такую же древнюю историю. Однако их протекание оставалось незаметным, ибо их последствия не вызывали опасений.

Что же произошло в середине ХХ века, что побудило человечество обратить пристальное внимание на характер и тенденции СПП?

Вторая мировая война сильно преобразила характер СПП - это разрушение мировой колониальной системы и возникновение НТР. В результате перераспределения мирового рынка и использования достижений НТР в мире началось невиданное экономическое развитие, которое повлекло за собой соответствующий рост. Последний же столкнулся со своим пределом, которое накладывает на человечество физические возможности планеты. Таким образом, протекающие СПП подвели современное человечество к пределу его роста. Именно это обстоятельство стало причиной необходимости решения ГП современности, что в свою очередь потребовало анализа породивших их СПП.

В настоящее время, на основе двух философских подходов, в общественной мысли возникли различные направления, рассматривающие ГП с разных точек зрения /19/. При этом, нужно помнить, что основополагающей причиной вызвавшей озабоченность протекающими СПП является нарастание отрицательных последствий технического прогресса.

В настоящее время можно выделить следующие пять направлений в глобалистике:

1. Технократическая глобалистика. Сторонники этого направления исходят из того, что поскольку научно-технический прогресс является главной причиной обострения ГП, то, следовательно, разрешение этих проблем возможно только путем дальнейшего совершенствования техники.

2. Постиндустриальная глобалистика. Представители этого направления видят причины ГП в изменении происходящих в политической, социальной и экономической структурах общества, вызванных переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. С возникновением глобального постиндустриального общества, глобальные проблемы будут разрешены.

3. Э колого-популистская глобалистика. Сторонники этого направления видят источник обострения ГП во взаимодействии общества и природы. По их мнению, для решения ГП необходимо свести воедино новейшие достижения естественных наук и использовать их при принятии политических решений, что, в конечном счете, позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса. Ключ к решению ГП, по их мнению, лежит в “альтернативном мировоззрении” или так называемом “третьем пути”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: