Стадия | Аспект | Определение |
Телесная самость | Осознание телесных ощущений | |
Самоидентичность | Неизменность и непрерывность «Я», независимо от происходящих изменений | |
Самоуважение | Гордость за собственные достижения | |
Расширение самости | «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения | |
Образ себя | В целях истребления индивида начинает отражаться ожидание других значимых людей | |
Рациональное управление самим собой | Абстрактная аргументация и применение логики для решения повседневных проблем | |
Проприативное стремление | Целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей |
Ощущение своего тела – в течение первого года жизни младенец начинает осознавать ощущение исходящие от мышц, сухожилий, внутренних органов. Повторяющиеся ощущения образуют телесную самость, в результате чего младенец начинает отличать себя от других. Телесная самость является опорой для формирования самосознания, но многие люди не осознают ее, до тех пор, пока не появится боль или дискомфорт.
|
|
Ощущение самоидентичности – появляется, когда ребенок посредством языка начинает осознавать себя. Основой для формирования самоидентичности является собственное имя ребенка. Одежда, игрушки и другие любимые вещи ребенка усиливают чувство идентичности. Оллпорт подчеркивает, что самоидентичность непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.
Самоуважение,которое развивается в течение третьего года жизни– это чувство гордости испытываемое ребенком, когда он выполняет что-то самостоятельно. Ребенок сопротивляется предложению взрослого помочь ему, что родители часто воспринимают как негативизм. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности со сверстниками.
Расширение самости – в возрасте четырех-шести лет ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только физическое тело, но и элементы окружающего мира. Ребенок постигает значение слова «мой» и относится к людям и предметам, окружающим его, как с составным частям «Я».
Образ себя – развивается, когда ребенок начинает понимать, каким его хотят видеть родители, сверстники, воспитатели и чего они от него ожидают. В возрасти пяти-шести лет ребенок начинает понимать различия между «я – хороший» и «я – плохой», хотя у ребенка еще нет четкого представления о том, каким он будет, когда станет взрослым.
Рациональное управление самим собой. Ребенок между 6 и 12 годами начинает понимать, что он может находить рациональное решение жизненных проблем и справляться с требованиями реальности. В этот период у ребенка появляется формальное мышление, но он еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Эта стадия развития проприума отражает моральное и социальное послушание, конформизм.
|
|
Проприативное стремление. На этой стадии развития проприума подросток ставит перед собой перспективные цели, проявляет настойчивость в процессе достижения целей. Оллпорт полагал, что реализация стремления к самосовершенствованию требует обобщенного чувства самости, которое приходит лишь в зрелости.