II. Расчет зубчатых колес редуктора

Методику расчета, формулы и значения коэффициентов см. § 3.4.

Примем для шестерни и колеса одну и ту же марку стали с различной термообработкой (полагая, что диаметр заготовки шестерни не превысит 120 мм).

По табл. 3.3 принимаем для шестерни сталь 40Х улучшен­ную с твердостью НВ 270; для колеса сталь 40Х улучшен­ную с твердостью НВ 245.

Допускаемые контактные напряжения [по формуле (3.9)]

Здесь принято по табл. 3.2 для колеса s H lim b = 2 НВ + 70 = 2 × 245 + 70 = = 560 МПа.

При длительной эксплуатации коэффициент долговечности KHL = 1.

Коэффициент безопасности примем [ SH ] = 1,15.

Коэффициент КН bпри консольном расположении шестер­ни — КН b= 1,35 (см. табл. 3.1).

Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию y bRe = 0,285 (рекомендация ГОСТ 12289-76).

Внешний делительный диаметр колеса [по формуле (3.29)]

в этой формуле для прямозубых передач Kd = 99; передаточ­ное число и = u р = 3,15;

Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение dе 2=315 мм.

Примем число зубьев шестерни z 1 25.

Число зубьев колеса

Примем z 2 = 79. Тогда

 
 


Отклонение от заданного что мень­ше установленных ГОСТ 12289 — 76 3%.

Внешний окружной модуль

(округлять те до стандартного значения для конических ко­лес не обязательно).

Уточняем значение

Отклонение от стандартного значения составляет

что допустимо, так как менее допускаемых 2%.

Углы делительных конусов

Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b:

Принимаем b = 48 мм. Внешний делительный диаметр шестерни

Средний делительный диаметр шестерни

Внешние диаметры шестерни и колеса (по вершинам зубьев)

Средний окружной модуль

Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру

Средняя окружная скорость колес

Для конических передач обычно назначают 7-ю степень точности.

Для проверки контактных напряжений определяем коэффи­циент нагрузки:

По табл. 3.5 при y bd = 0,56, консольном расположении колес и твердости НВ < 350 коэффициент, учитывающий рас­пределение нагрузки по длине зуба, КH b= 1,23.

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями, Кн a = 1,0 (см. табл. 3.4).

Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в за­цеплении, для прямозубых колес при v £ 5 м/с Кнv = 1,05 (см. табл. 3.6).

Таким образом, Кн = 1,23 . 1,0 . 1,05 = 1,30.

Проверяем контактное напряжение по формуле (3.27):

Силы в зацеплении:

окружная

радиальная для шестерни, равная осевой для колеса,

осевая для шестерни, равная радиальной для колеса,

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба [см. формулу (3.31),]:

Коэффициент нагрузки КF = КF b КFv.

По табл. 3.7 при y bd = 0,56, консольном расположении колес, валах на роликовых подшипниках и твердости HR < 350 значения КF b = 1,38.

По табл. 3.8 при твердости НВ < 350, скорости v = 4,35 м/с и 7-й степени точности КFv = 1,45(значение взято для 8-й сте­пени точности в соответствии с указанием на с. 53).

Итак, КF = 1,38 × 1,45 = 2,00.

YF — коэффициент формы зуба выбираем в зависимости от эк­вивалентных чисел зубьев:

для шестерни

 
 


для колеса

При этом YF 1 = 3,88 и Yf 2= 3,60.

Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносли­вость по напряжениям изгиба

По табл. 3.9 для стали 40Х улучшенной при твердости НВ < 350 s0 F lim b = 1,8 НВ.

Для шестерни s0 F lim b 1 = 1,8 × 270» 490 МПа;

для колеса s0 F lim b 2 = 1,8 × 245 = 440 МПа.

Коэффициент запаса прочности [ Sf ] = [ Sf ]' [ Sf ]". По табл. 3.9 [ Sf ]' = 1,75; для поковок и штамповок [ Sf ]" = 1. Таким образом, [ Sf ] = 1,75 • 1 = 1,75.

Допускаемые напряжения при расчете зубьев на выносли­вость:

 
 


для шестерни

 
 


для колеса

 
 


Для шестерни отношение

 
 


для колеса

Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, так как полу­ченное отношение для него меньше.

Проверяем зуб колеса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: