Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.
Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски.
ВОЕННАЯ МАГИЯ
Операции того и другого рода образуют единый, не поддающийся разложению образ действия. Лук, ружье, сеть, конь охотника и воина — все это сопричастно таинственным силам, приводимым в действие церемониями. Они уже сами охота или война. Пра-логическое мышление носит мистический по существу характер.
ЛЮБОВНАЯ ПОЛОВАЯ МАГИЯ
В основе лежат полуинстинктивные и просто инстинктивные акты ухаживания, знакомые почти в таких же формах и многим животным. Первоначально подобные действия – средство понравиться той или иной женщине, привлечь к себе ее внимание. По мере общего развития социальной жизни в связи с появлением идеи сверхъестественного и те простейшие действия, которые инстинктивно применялись для привлечения особи противоположного пола, стали постепенно осознаваться как проявления какой-то магической силы.
|
|
ЛЕЧЕБНАЯ
И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МАГИЯ
Болезнь не требует отдельного и последовательного вмешательства лекаря и колдуна. Именно мистическое представление о болезни влечет за собою необходимость применения мистических средств для одоления болезни и изгнания ее.
ПРОМЫСЛОВАЯ МАГИЯ
Магические обряды, имеющие отношение не только к промыслам в собственном смысле слова, но и ко всяким другим видам хозяйственной деятельности.
Успех зависит от -известного количества объективных условий.
Для мышления низших обществ эти условия, но, будучи необходимыми, не являются, однако, достаточными. Требуется наличие других условий. Они должны
обладать магической силой.
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ МАГИЯ (МАГИЯ ПОГОДЫ)
«природа» представляет собой непоколебимый объективный порядок. Для пра-логического мышления «природы» в этом смысле не существует. природа, которой окружена социальная группа, ощущается ею как мистическая: все в этой природе сводится не к законам, а к мистическим связям и сопричастностям.