Монтаж машин малой и средней мощности

Машины небольшой мощности соединяются с приводным механизмом с помощью муфт различного типа и зубчатых, ременных или фрикционных передач.

При соединении с помощью муфт на концы валов соединяе­мых машин насаживают полумуфты, предварительно проверив ци-линдричность и соответствие наружного диаметра конца вала ма­шины и внутреннего диаметра полумуфты с помощью измери­тельных скоб (рисунок 5)

При установке валы сочленяемых машин могут иметь радиаль­ное и угловое смещение, что повлечет за собой соот­ветствующее смещение полумуфт (рис. 3.18). При работе агрегата это приведет к повышенным вибрациям и, следовательно, к бы­строму износу подшипников, муфт и болтовых соединений. По­этому сочленяемые машины должны быть установлены таким об­разом, чтобы торцевые поверхности полумуфт были параллель­ны, а оси валов соединяемой машины и механизма находились на одной линии.

Для этого проводят центровку валов с помощью центровочных скоб. Контроль точности центровки осуществляется по вели­чине радиальных а и осевых b зазоров в четырех точках, равномерно расположенных по окружности муфты, при совместном повороте соединяемых валов на угол 0, 90, 180 и 270 °. После получения удов­летворительных отклонений (каждый тип муфт имеет свои допустимые отклонения)

 
 

 
 

Рисунок 5 –Центровка валов.

1,6-внутренняя и наружная скобы, 2, 3-полумуфты; 4, 7-болты; 5-хомут.

окончательно закрепляют машину на фундаменте и после повторной проверки центровки валов соединяют полумуфты между собой.

При использовании цепной или ременной передачи необходи­мо совместить средние линии звездочек или шкивов, установленных на ведомом и ведущем валах, и обеспечить натяжение цепи или ремня. Средние линии звездочек и шкивов, как правило, совме­щают с помощью натянутой параллельно им струны с использо­ванием обычного измерительного инструмента. Для обеспечения требуемого натяжения машина должна иметь возможность пере­мещаться в плоскости, образованной осями вращения соединяе­мых машин. В ряде случаев для со­здания натяжения используются спе­циальные натяжные ролики.

Рисунок 6- Выверка установки электродвигателя при ременнной и клиноре-менной передачах и одинаковой ширине шкивов:

а—с помощью выверочной линейки; б —с помощью скоб и струны; в —с по­мощью шнурка

При использовании цилиндри­ческой зубчатой передачи необхо­димо обеспечить параллельность валов соединяемых машин и оди­наковый зазор между зубьями со­прягаемых шестерен по всей длине зуба.

Монтаж машин большой мощности. Особенность монтажа круп­ных электрических машин, поступающих в собранном состоянии, состоит в том, что он начинается с установки отдельной фунда­ментной плиты, на которую устанавливают машину, после чего проводят центровку валов. Ряд машин имеет на конце вала фла­нец, через который она соединяется с механизмом. Кроме того, при большой длине L ротора под действием его веса Р происхо­дит прогиб вала в вертикальной плоскости (рисунок 7). Поэтому при горизонтальном положении соединяемых машин плоскости полумуфт (или фланцев) оказываются расположены под углом друг к другу, как показано на рисунке 8, а.

Центровка валов в этом случае заключается в такой установке соединяемых валов, при которой их общая линия представляет в вертикальной плоскости плавную кривую (рисунок 8, б), а в гори­зонтальной — прямую линию. При центровке торцы сопрягаемых полумуфт (или фланцев) устанавливаются параллельно, а осевые линии валов должны быть продолжением одна другой и совпадать у сопрягаемых полумуфт (фланцев). Для этого путем установки прокладок под лапы корпуса добиваются равенства углов наклона шеек вала к горизонтальной линии. Угол наклона проверяется по уровню. выход­ном конце вала.

Рисунок 7-. Схема измерения уклонов шеек вала

Рисунок 9-Схема ввода ротора в статор с использованием удлинителя — начало ввода; б — установка ротора на шпалы; в — закрепление стропа на удлинителе): 7 — статор; 2 — удлинитель вала; 3 — ротор

Если крупная электрическая машина поступает на сборку в ра­зобранном состоянии (статор и ротор отдельно), то ее собирают в такой последовательности. Сначала на монтажной площадке разме­щают и осматривают все узлы машины, затем подготавливают фун­дамент (разметка, колодцы под фундаментные болты и пр.), уста­навливают и выверяют фундаментную плиту, монтируют стояковые подшипники, устанавливают статор. Затем в него вводится ротор (см. рисунок 9), а шейки ротора устанавливаются на подшипники.

Центровка валов осуществляется так же, как и в предыдущем случае, но прокладки устанавливаются под корпуса подшипни­ков. После центровки закрепляют корпуса машины и подшипни­ков, пригоняют вкладыши подшипников скольжения и их уплот­нения, выверяют зазоры в подшипниках и между статором и ротором электрической машины. Устанавливают дополнительное обо­рудование, необходимое для работы машины (системы охлажде­ния, смазки подшипников и т.д.), производят монтаж и регулиров­ку токосъемных механизмов, соединение электрических цепей, за­земляют корпус машины

Рисунок 10- Схема ввода ротора в статор с применением удлинителя и специального приспособления: 1-стойка; 2-балка; 3-удлинитель; 4-грузовой ролик; 5-статор; 6-ротор; 7-накладка.

Бесподкладочный способ установки и выверки фунда­ментных плит.

Бесподкладочный способ установки и выверки фунда­ментных плит. При этом способе зазор между поверхно­стью бетонного фундамента и основанием плиты оставля­ют 50—60 мм. Площадки под установку домкратов выверяют в горизонтальной плоскости по уровню. Домкра­ты устанавливают у фундаментных болтов и в местах со­средоточенных нагрузок. Суммарная грузоподъемность домкратов должна быть не менее 1,5-кратной монтажной массы оборудования. После окончательной выверки пли­ты, установленной на домкратах, производят подливку плиты, за исключением мест установки домкратов, которые выгораживают временной опалубкой. Подливку произво­дит строительная организация вибрационным способом. Наблюдение за тщательностью подливки ведут ответствен­ные представители электромонтажной организации. После затвердевания подливки снимают домкраты и временную опалубку в местах установки домкратов и производят окон­чательную подливку фундаментной плиты в этих местах. Подливка принимается по акту, в котором должны быть указаны: состав бетонной смеси, количество пластифици­рующих добавок, температура бетонной смеси и воздуха во время подливки и вибрирования.

Рисунок 1 - Установка электрической машины на приклеенных опорных узлах:

/ — электрическая машина; 2 — фундаментная плита; 3 — слой бетонной подлив­ки; 4 — фундамент; 5 — слой клея; 6 — установочное приспособление; 7 — опорный -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: