У посадок с натягом неподвижность сопрягаемых деталей под действием нагрузок обеспечивается силами трения возникающими при упругой деформации деталей, создаваемой натягом. Минимальный илами трения адок с зазором. линнии пуска имеет отверстие.в) г)______________________________________________допускаемый натяг определяется исходя из возможных наибольших сил, действующих на сопряжение, а максимальный натяг рассчитывается из условий прочности деталей.
Разница между диаметром вала и внутренним диаметром втулки до сборки называется натягом N. При запрессовке деталей происходит растяжение втулки на величину ND и одновременно сжатие вала на величину Nd при этом:
N = ND + Nd
Известны зависимости:
. где p – давление на поверхности контакта сопрягаемых деталей, Н/м
D — номинальный диаметр, м;
Е1, Е2 — модули упругости материала втулки и вала, Н/м
С1, С2 — коэффициенты, определяемые по формулам:
;
где d1, d2 — диаметры, м;
µ1, µ2— коэффициенты Пуассона (для стали µ - 0.3, для чугуна µ - 0.5).
Подставив в выражение зависимости, получим:
Наименьший натяг рассчитывается следующим образом:
Минимальное давление на поверхность контакта p определяется из условия обеспечения неподвижности сопряжения при действии на него:
· максимальной осевой силы Р:
где f1 — коэффициент трения при продольном смещении деталей;
l — длина сопряжения;
· Mкр максимального крутящего момента:
где f2 — коэффициент трения при относительном вращении деталей;
· Mкр крутящего момента и силы Р:
Наибольший натяг:
Максимальное давление рmах определяется из условия прочности сопрягаемых деталей. В качестве рmах берется меньшее из допустимых значений давлений - рдоп’ которые рассчитываются по следующим формулам:
для втулки:
для вала:
где — пределы текучести материала деталей при растяжении, Н/м.