Борьба за объединение Германии в XIX в

В 1815 г. в Германии было 38 государств. Самым большим было коро-левство Пруссия, оно занимало 60% территории Германии. Крупными были королевства Бавария и Саксония. Остальные государства были мелкими.

В Пруссии была принята конституция, проходил промышленный переворот (начиная с 1830-х гг.). Короли Пруссии мечтали объединить Германию под своей властью, но боялись соседей: Россию, Францию и Австрию.

Многие немцы мечтали об объединении Германии. В ходе революции 1848 г. во Франкфурте был созван общегерманский парламент. После долгих дискуссий там было решено создать Германскую империю, но король Пруссии отказался от предложенного престола. Более того, король внес главный вклад в подавление революции в Германии.

Благоприятные условия для объединения Германии сложились в середине 1850-х гг., когда в результате Восточной (Крымской) войны ослабли Франция и Россия. Австрийская империя еле выстояла в ходе революции 1848-1849 гг. Тогда борьбу за объединение Германии начали король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV и его канцлер Отто фон Бисмарк. Они создали сильную армию.

В 1864-1870 гг. Пруссия провела три победоносные войны. Сначала Бисмарк предложил Австрии освободить немецкие земли Шлезвиг и Голь-штейн, которые тогда находились под властью короля Дании. В 1864 г. в ходе войны датская армия была разгромлена. Но прусская армия заняла обе области. Австрия была оскорблена и стала готовиться к войне против Пруссии. В 1866 г. эта война началась. На стороне Пруссии выступило королевство Италия. Австрийская армия была разгромлена.

Хитрый Бисмарк предложил правителям Северной Германии создать Севе-ро-Германский союз. На их территорию были введены прусские войска. Это напугало правителей Южной Германии (Баварии, Саксонии), они попросили военной помощи у императора Франции. Помощь была оказана.

Пруссия стала готовиться к войне против Франции. Война началась в 1870 г. Вскоре неподготовленная французская армия во главе с императором ока-залась в окружении. Этот позор возмутил парижан, они низвергли власть им-ператора и восстановили республику.

В январе 1871 г. в Берлине было торжественно объявлено о создании Гер-манской империи. Вскоре была принята конституция Германии. Империя первоначально была конфедерацией 22 государств: с одной стороны, в империи действовали общегерманский парламент, общегерманское прави-тельство, общегерманские законы и армия, с другой стороны, в немецких землях остались прежние правители, созывались местные парламенты.

В Германии была создана многопартийность (действовали консервативная, либеральные и социалистическая партии). Было принято прогрессивное рабочее законодательство (установлен максимальный 9 часовой рабочий день, введены пособия по безработице, по старости и инвалидности; они выплачивались из фондов, куда равными долями вносили свои вклады рабочие, предприниматели и правительство).

Объединение Германии способствовало ускорению развития страны во всех сферах жизни. Правительство поощряло развитие промышленности. Ог-ромными темпами строились фабрики и железные дороги. В 1900 г. Герма-ния вышла на 1 место в Европе и на 2 место в мире по уровню своего эконо-мического развития, опередив Великобританию и Францию. Впечатляющи-ми были успехи в культурной сфере. Благодаря политике «борьбы за культу-ру» (строительство школ,...) в 1900 г. Германия стала самой грамотной стра-ной в мире (в 1900 г.- 98% грамотных).

46.Развитие зарубежной культуры вXIX в.

Историю культуры XIX в. делят на 2 периода: первая половина XIX в. и вторая половина XIX в.

Культура первой половины XIX в. Система образования. Она мало изменилась по сравнению с XVIII в. В протестантских странах грамотных было больше, чем в католических. Образование можно было получить в основным в церковно-приходских школах. В Швеции грамотные люди составляли большинство населения.

Под влиянием Великой Французской революции и во Франции утвердилось всеобщее обязательное бесплатное начальное образование. Такие же законы были приняты в Испании, Португалии, Пруссии и Швейцарии. Но там не было таких результатов, как во Франции.

Развитие науки. Были сделаны открытия во многих науках. Но самыми значительными были открытия в физике (электричество), биологии (эволюционная теория Чарльза Дарвина) и математике (неэвклидова геометрия Николая Лобачевского).

Культура второй половины XIX в. Система образования. Фабричное производство требовало образования, поэтому в большинстве стран Европы было введено всеобщее обязательное бесплатное начальное образование. К 1900 г. уровень грамотности жителей Европы был выше 80%.

Развитие науки. Ученые сделали выдающиеся открытия в естественных науках: в физике открыли явления радиоактивности, в химии создали атом-ную теорию строения вещества, в биологии были созданы клеточная теория.

Некоторые предприниматели стали приглашать ученых на свои предпри-ятия. Были сделаны тысячи технических открытий. В металлургии была изобретена пудлинговая печь, в машиностроении динамо-машина, в химической промышленности началось производство красителей и минеральных удобрений, в сельском хозяйстве стали использовать механические сеялки, жатки и веялки. Стали строиться шоссейные дороги. Большие изменения произошли в средствах связи: Морзе изобрел телеграфный аппарат, а Белл – телефонный аппарат.

В целом культура XIX в. была значительным шагом вперед в развитии мировой культуры: большинство европейцев стали грамотными людьми, было сделано множество открытий в науке и в технике, искусство обогатилось новыми формами и новыми именами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: