• ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
• ПЛАТОН
•• Глава I. ИСТОКИ
•• Глава II. ВМЕСТЕ С СОКРАТОМ
•• Глава III. ОДИН В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
•• Глава IV. СИЦИЛИЙСКИЙ ТИРАН ДИОНИСИЙ СТАРШИЙ
•• Глава V. АКАДЕМИЯ
•• Глава VI. «ПРОСВЕЩЕННАЯ» ТИРАНИЯ ДИОНИСИЯ МЛАДШЕГО
•• Глава VII. ПЛАТОН — ФИЛОСОФ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
•• Глава VIII. ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА?
•• Глава IX. ДИАЛОГИ ПЛАТОНА — ДРАМА МЫСЛИ
•• Глава X. САМООТРИЦАНИЕ ДРАМАТИЗМА
•• Глава XI. ИЛЛЮЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
•• Глава XII. ПЛАТОН — МИФОТВОРЕЦ И УТОПИСТ
•• Глава XIII. КОНЕЦ ЖИЗНИ
•• Глава XIV. ВЕЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
• АРИСТОТЕЛЬ
•• Глава I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМА ЖИВОГО АРИСТОТЕЛЯ
•• Глава II. ДОАКАДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
••• Македония
••• Происхождение Аристотеля
••• Родственники Аристотеля
••• Наружность и характер
••• Главное и неглавное в биографии молодых лет Аристотеля
•• Глава III. В ПЛАТОНОВСКОЙ АКАДЕМИИ
••• Появление в Платоновской академии
••• Расхождения Аристотеля с Платоном в пределах Академии
••• Черты уважения к Платону
••• Некоторые сомнения относительно отъезда Аристотеля из Академии
•• Глава IV. ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АКАДЕМИИ
••• Диалог и монологический трактат
••• Ранние риторические занятия
••• Наиболее ранние диалоги Аристотеля
••• Диалог «Евдем, или О душе»
••• «Протрептик», или «Увещание»
••• Диалог «О философии»
•• Глава V. ВНЕАФИНСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ, ИЛИ ОТ АКАДЕМИИ ДО ЛИКЕЯ
••• Отъезд из Академии
••• Пребывание в Ассосе и Митилене
••• Приглашение к македонскому двору
••• Аристотель как воспитатель Александра
••• Черты неполной достоверности в проблеме воспитания Аристотелем Александра
•• Глава VI ЛИКЕЙ
••• Основание Ликея
••• Ликей, Перипат и Академия
••• Аристотель и Платоновская академия
••• Евдокс Книдский
••• Евдокс как переход от Платона к Аристотелю
••• Теория шарового космоса у Евдокса в связи с другими древнегреческими чувственными теориями космоса
••• Взаимное влияние Платона и Евдокса
••• Метод исчерпывания у Евдокса есть способ слияния платоновских идей вещей с самими вещами, когда идея вещи не остается в своем изолированном существовании, но изливается в вещи как их принцип и метод, как закон их реального становления
••• Аристотель и Евдокс
••• Общее отношение к философии в Ликее
•••• 1. Тщательный историзм и систематика научно-философского исследования
•••• 2. Становление присуще не только внеразумному бытию, но и самому разуму, где оно, однако, вполне специфично и, кроме того, блаженно ввиду своей всеохватной общности
•••• 3. Неправильные теории рассудочно-неподвижного разума
•••• 4. Положительное учение Аристотеля о тождестве разума, блаженства и наслаждения
•••• 5. Всякая философия есть красота
•••• 6. Всякая наука есть кропотливо-точное исследование жизни
•••• 7. Заключение
••• Литературная деятельность Аристотеля
•••• 1. Литературно-художественный энциклопедизм Аристотеля
•••• 2. Эпистолярный жанр Аристотеля
•••• 3. Язык произведений Аристотеля
•••• 4. Письмо Аристотеля к Александру
•••• 5. Письмо к Феофрасту
•••• 6. Чувство равноправия с царями в переписке с ними
•••• 7. Жизненный реализм в переписке
••• Общее заключение о языке произведений Аристотеля.
•• Глава VII. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
••• Вопрос об отравлении Аристотелем Александра
••• Вопрос о греках и варварах
••• Убийство Александром Каллисфена
••• Политика и мораль
••• Национальные настроения Аристотеля
••• Отношение Аристотеля к личности Александра. Обожествление Александра
••• Греция и Македония второй половины IV века до нашей эры
••• Бегство из Афин
••• Отравление Александра и самоубийство Аристотеля
••• Завещание Аристотеля
•• Глава VIII. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ В ЦЕЛОМ
••• Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой
••• Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи
••• Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи
••• Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью
••• Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все ее раздельные части и потому является целостностью вещи
••• Термины «идея», «эйдос», «форма» и «вещь»
••• Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями
••• Четырехпринципная структура всякой вещи как организма. Форма и материя
••• Учение о мере
••• Материя и случайность
••• Общая формулировка четырехпринципной структуры и ее художественно-творческая основа
••• Художественно-творческий первопринцип в связи с учением о ступенчато-восходящем, или иерархийном строении жизни и бытия
•••• 1. Художественная роль материи
•••• 2. Природа как произведение искусства
•••• 3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела
••• Художественно-творческий первопринцип в его завершении
•••• 1. Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, который Аристотель называет Умом, так что душа, по Аристотелю, есть не более чем энергия Ума
•••• 2. Ум есть эйдос всех эйдосов
•••• 3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением
•••• 4. Другие свойства абсолютного Ума, вытекающие из общеаристотелевской четырехпринципной структуры всего существующего: неподвижный перводвигатель, абсолютная закономерность бытия, «мышление мышления», совпадение субъекта и объекта в одной неделимой точке, абсолютная надкосмичность и абсолютная внутрикосмичность
••• Три концепции Ума-перводвигателя у Аристотеля
••• Характер религиозности Аристотеля
•••• 1. Аристотель бесконечно далек от детской наивности религиозно-мифологических представлений своего народа
•••• 2. Однако, чтобы отдать дань справедливости учению Аристотеля о разуме, необходимо сказать, что Аристотель был очень далек от какой бы то ни было односторонности в этом учении
•••• 3. Аристотель всегда оставался сыном своего народа и безусловным патриотом, для которого исконные верования греческого народа были чем-то родным, чем-то уютным, чем-то милым и ласковым, чем-то мудрым и неопровержимым
•••• 4. Аристотель, основываясь на чувственном опыте, но находя в нем разумные основы, конструирует основание всего космоса при помощи таких категорий, которые приходится и нам и ему самому интерпретировать как религиозные, так что чисто мыслительная конструкция космоса завершается учением об абсолютной мировой закономерности, или об Уме, который вовсе необязательно называть богом, но который сам Аристотель склонен трактовать вполне религиозно
•••• 5. Религиозно-философское бесстрашие Аристотеля
••• Разумно-жизненное всеединство
•• Глава IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЖИЗНЬ И СМЫСЛ
••• Жизнь и смысл
••• Теория и практика жизни
••• Не решенный, но самый главный вопрос
• ПРИМЕЧАНИЯ К КНИГЕ «АРИСТОТЕЛЬ»
• ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ ПЛАТОНА
• ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ АРИСТОТЕЛЯ
• ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
• ПОЛУЛЕГЕНДАРНАЯ РОДОСЛОВНАЯ КРИТИЯ И ПЛАТОНА
• РОДОСЛОВНАЯ АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО БЛИЖАЙШИХ ПОТОМКОВ
• ПРИЛОЖЕНИЕ
•• ПИСЬМА ФИЛОСОФОВ (Пер. С. Кондратьева)
•• ПИСЬМА АРХИТА
•• ПИСЬМА СОКРАТА
•• ПИСЬМА СОКРАТИКОВ
•• НЕПОНЯТНЫЕ
• ИЛЛЮСТРАЦИИ
• СОДЕРЖАНИЕ
Примечания
1
В настоящем издании мы помещаем в Приложении редкостный материал: письма учеников Сократа, так называемых сократиков (перевод известного филолога С. П. Кондратьева, который незадолго до своей кончины передал ряд своих переводов, хранившихся в черном портфеле, А. Ф. Лосеву. Это всё римская поэзия за исключением писем Платона и сократиков. Письма Платона были помещены нами в Сочинениях Платона. См. ниже).
(обратно)
2
О жизни и творчестве А. Ф. Лосева см.: Тахо-Годи А. А. Лосев. М.: Молодая гвардия, 1997, серия «ЖЗЛ».
(обратно)
3
Историю тысячелетнего развития античной философии, представленной в ее выразительных формах, то есть, по Лосеву, эстетически, можно найти в его восьмитомном труде: Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963–1994. Т. I–VIII.
(обратно)
4
Название дал известный наш философ и богослов С. С. Хоружий. Книги 20-30-х годов с архивными материалами опубликованы тоже в восьми томах издательством «Мысль» (М., 1993–1999).
(обратно)
5
См.: Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978, 1982, 1998.
(обратно)
6
См. также первое полное собрание сочинений Платона и платоновской школы на русском языке: Платон. Собр. соч.: В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990–1994.
(обратно)
7
Читайте, например, дневники Лосева-студента, его переписку с Верой Знаменской в книге «Мне было 19 лет…» М., 1997. А также переписку Лосева и гимназистки Ольги Позднеевой в журнале «Октябрь», 1999, № 6.
(обратно)
8
Статьи собрал и издал в книге «Дерзание духа» (М., 1988) главный редактор журнала Ю. А. Ростовцев.
(обратно)
9
Его последнее важнейшее интервью так и называется: «В поисках смысла» // Вопросы литературы. 1985. № 10.
(обратно)
10
См. большой том: Лосев А. Ф. Самое само. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.
(обратно)
11
Аттика была поделена Клисфеном (VI в. до н. э.) на 10 административных округов — фил, каждая из которых, в свою очередь, делилась на 10 более мелких единиц — демов.
(обратно)
12
Стадий — около 192 метров.
(обратно)
13
Смоква — то же, что плоды инжира и фигового дерева.
(обратно)
14
Лингвистические данные подтверждают в слове «логос» (logos) его древний индоевропейский корень leg — указывающий на вычленение, избирание, разделение. Отсюда греческое lego — говорю, латинское lego — читаю, т. е. разделяю звуки или слоги, чтобы затем их объединить вместе, или латинское elegans («элегантный»), т. е. буквально «избранный», или старорусское «лекарь», т. е. буквально тот, кто произносит избранные слова для лечения, «заговаривания» болезни. Индоевропейский корень mûdh-, meûdh- объединяется с греческим mythos (миф) и наблюдается в славянском mûdslio («муслю»), готском maudjan («вспоминаю»), литовском maûsti, maudziù («страстно желаю»), древнеирландском smuainim («думаю»).
(обратно)
15
Со времен античности происходили споры о существовании Атлантиды. Ее существование признавали философ Посидоний, естествоиспытатель Плиний Старший, поздние философы неоплатоники, и особенно Прокл, опиравшийся на сведения некоего безвестного Маркелла и его сочинение об Атлантиде. Были в античности и скептики, как историк и географ Страбон. Иные видели в рассказе Платона символические образы противоположностей.
(обратно)
16
Мнение о ранней молодости Аристотеля позднейший философ II века нашей эры Аристокл возводит еще к Эпикуру. Отрывки из сочинения Аристокла содержатся у позднего греческого писателя III–IV веков нашей эры Евсевия. Впрочем, сведения о бурной молодости Аристотеля можно оспаривать, как их оспаривал сам Аристокл.
(обратно)
17
Сочинения античных авторов состояли из так называемых книг, то есть, собственно говоря, частей, которые, в свою очередь, делились на более мелкие главы и параграфы.
(обратно)
18
В античности были распространены так называемые увещательные речи, или протрептики, имеющие характер поучительного наставления и убеждения.
(обратно)
19
Основателем учения орфиков считался мифический мудрец и музыкант Орфей.
(обратно)
20
Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак.
(обратно)
21
Это упоминание, приводимое Плинием, несомненно, относится к I книге диалога «О философии», хотя В. Розе без достаточных оснований отнес его к недошедшему произведению «Маг».
(обратно)
22
Кенотаф — гробница, воздвигнутая человеку, прах которого погребен в неизвестном месте.
(обратно)
23
Эта драгоценная шкатулка была захвачена у Дария, и Александр хранил в ней наиболее дорогие ему вещи.
(обратно)
24
Небезынтересна этимология греческого слова «ликей». Чаще всего его производят от корня «лик» (lyc-), от которого происходит слово «ликос» (lycos), то есть «волк». В отдаленные времена боги представлялись в виде животных (зооморфный фетишизм). Аполлон Ликейский (в Малой Азии) и Зевс Ликейский (в Афинах) почитались в виде волка. Это представление впоследствии было переосмыслено, и боги стали покровителями людей — истребителями волков, то есть волкоубийцами. Производят слово «ликей» также от греческого слова «левкос» (leycos) — «светлый», или «белый» и латинского «люкс» (lux) — свет. В течение тысячелетий зооморфное и световое понимание божества чередовались, сменяли друг друга и даже отождествлялись. Слово «ликей» очень древнее. Сравните также современное «лицей» — учебное заведение, иногда привилегированного типа.
(обратно)
25
Аттический талант (во времена Аристотеля) — около 1500 золотых рублей.
(обратно)
26
Здесь же приводится еще мнение Фаворина о том, что это был Демофил или же оба вместе.
(обратно)
27
Смоква в Афинах была символом доноса. Здесь пародия на стихи из Гомера, где описывается сад царя Алкиноя. Некогда были специальные доносчики, следящие за тем, чтобы из Афин тайно не вывозили смоквы. Отсюда «сикофант», то есть «выявляющий смоквы» (греч. sycon — смоква). Фаворин так цитирует слова Аристотеля: «Груша зреет на груше, на ябеде ябеда зреет».
(обратно)
28
Около 370 метров.
(обратно)
29
Уважаемый читатель! Как Вы уже, наверное, поняли, данный раздел книги полностью тождественнен Комментариям ("примечаниям" в фигурных скобках). Данный раздел сохранен намеренно, для возможного случая печати этой электронной книги на бумаге.
В бумажном (издательском) варианте примечаниям в квадратных скобках соответствовали подстраничные сноски, а комментариям в фигурных скобках — ссылки на данный раздел. Оригинальные номера ссылок сохранены в круглых скобках. — прим. RI7N.
(обратно)
30
С. П. Кондратьев пользовался при переводе известными изданиями текстов писем: Epistolographi graeci ed. R. Hercher, Paris, 1873 и упомянутой ниже книгой L. Köhler.
(обратно)
31
Полное наименование: Köhler L. Die Briefe des Sokrates und der Sokratirer // Philologus Supplementum. Bd. XX, 2. Leipzig, 1928. (Примеч. А. А. Тахо-Годи.).
(обратно)
32
Переиздание этой книги: NY, 1968. (Примеч. А. А. Тахо-Годи.).
(обратно)
33
Полное наименование: Mitteis L. — Wilcken U. Grundzüge und Chrestomathie Papyruskunde. Leipzig, 1912. (Примеч. А. А. Тахо-Годи.).
(обратно)
Комментарии
XIV, 1
(обратно)
IX, 22-23
(обратно)
III, 19
(обратно)
IV, 9
(обратно)
III, 19
(обратно)
«Метафизика» I, 8; I, 9; III, 2 и III, 6
(обратно)
I, 1
(обратно)
«Метафизика» II, 1
(обратно)
«О душе» I, 1
(обратно)
«Риторика» I, 11
(обратно)
V, 8; XIV, 3
(обратно)
XIII, 4
(обратно)
Фрг. 647, 2-е изд.
(обратно)
Плутарх. «Александр» 8
(обратно)
Плутарх. «Александр» 7
(обратно)
Фрг. 646
(обратно)
Письма 30, 31
(обратно)
Фрг. 171 Узенер
(обратно)
Академический трактат второй I, 17
(обратно)
X, 2
(обратно)
I, 9
(обратно)
VI, 6
(обратно)
X, 7
(обратно)
VII, 12
(обратно)
«Метафизика» XII, 7
(обратно)
«О частях животных»
(обратно)
I, 14
(обратно)
Аристотель. «Письма»
(обратно)
Аристотель. «Письма»
(обратно)
«О судьбе и доблести Александра» I, 6
(обратно)
Плутарх. «Александр» 47
(обратно)
Авл Геллий XX, 5
(обратно)
VII, 7
(обратно)
I, 26, 90
(обратно)
Плутарх. «Александр» 27
(обратно)
Плутарх. «Александр» 26
(обратно)
Фрг. 645
(обратно)
«Вторая аналитика» I, 33; 30; 31
(обратно)
«Политика» VII, 4
(обратно)
«О небе» II, 4
(обратно)
«Физика». VIII, 1
(обратно)
«Метафизика» XII, 7
(обратно)
Фрг. 80
(обратно)
«Метафизика» I, 2
(обратно)
«Метафизика» XII, 8
(обратно)
«Метафизика» XII, 7
(обратно)
«Риторика» II, 12
(обратно)
«Риторика» II, 13
(обратно)
«О природе богов» II, 37
(обратно)






