Коллектор – это наиболее ответственная часть машины постоянного тока в конструктивном, производственном и эксплуатационном отношениях (рис. 20).

Рис. 20. Коллектор машины постоянного тока с креплением пластин конусной нажимной шайбой и гайкой:
1 – пластина коллектора; 2 – втулка; 3 – нажимной конус; 4 – гайка; 5 – изоляционный конус; 6 – изоляционный цилиндр; 7 – изоляционная прокладка между пластинами.
Коллекторы по конструкции различаются только креплением пластин. На рис. 20 дана коллекторная пластина с указанием размеров.
Коллекторные платины (рис. 21) изготовляют из специальной холоднокатаной коллекторной меди, для коллекторов машин летательных аппаратов применяют кадмиевую медь, обладающую большой механической прочностью и меньшим износом и стиранием. Изоляцией между пластинами служит миканит, слюда, пластмасса; изоляцией, отделяющей от корпуса – изолирующая пластмасса, миканит и др.

Рис. 21. Коллекторная пластина.
108. Диаметр рабочей части коллектора по (4.1)
где
- коллекторное деление;
при
, в данном расчете
; принимаем
;
по заданию;
, принимаем
из задания.
Проверяем величину
по рекомендациям. Из практики
;
Проверяем приемлемость
по допустимой окружной скорости вращения коллектора
где
- скорость вращения
, указывается в задании.
;
что допустимо по рекомендациям к (4.2).
109. Ширина коллекторной пластины
где
- толщина изоляции между коллекторными пластинами,
принимаем 
;
110. Толщина заплечика пластины (см. рис. 21)
.