РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Самое распространенное заблуждение, связанное с римской мифологией, — это обвинение ее, как и всей римской литературы, в несамостоятельности, в подражательности грекам. Согласно этой точке зрения, римская мифология — это греческая с римскими именами, где Зевс просто называется Юпитером, не меняя при этом своих функций. То же самое происходит со всеми богами и героями. Подобное утверждение, разумеется, в корне неверно. У римлян, как у любого другого народа, были свои собственные мифологические представления, но в отличие от любого другого народа они создали гигантскую империю, завоевали множество государств, в том числе Грецию и Египет, обладавшие развитой и самобытной культурой. Победители мира испытывали различные влияния, которые отразились и в мифологии (римляне чтили египетскую Исиду и греческого Аполлона), но никогда не отказывались от собственных традиций.
Римская мифология — понятие сложное и неоднозначное. На протяжении длительного времени существования римского государства мифология подвергалась значительным изменениям. Можно выделить два основных этапа ее развития: мифология эпохи родовой общины и мифология города Рима.
|
|
МИФОЛОГИЯ РИМСКОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ
Ранний этап развития римской мифологии представляет сложнейшую проблему для исследователей, поскольку сведения о ней носят отрывочный и неполный характер. Опираясь на немногочисленные существующие источники (священные книги авгуров, сочинения историков и писателей Рима), невозможно реконструировать космогонические мифы и представить римскую мифологию как развивающуюся систему. Кроме того, на раннем этапе своего развития римская цивилизация испытала влияние этрусков. Этот особый феномен Вил Дюрант называет «этрусской прелюдией».
Этруски жили в Италии севернее Рима, и по своему языку и культуре резко отличались от остального населения полуострова. Считается, что на рубеже 1Х – У111 вв. возникли 12 государств Этрурии, которые впоследствии образовали союз, объединенный, как считают ученые, религиозными традициями. Часто города Этрурии, соперничающие в политике и экономике, на общем национальном собрании выступали как единое целое. Главными богами этрусков были 12 богов, делившихся на 6-ть мужских и 6-ть женских. Главным считался Тиния – бог неба, небесного света, представлявшийся этрускам «царем людей и богов», его знаком власти был скипетр с изображением орла. Основным проявлением сил и воли Тиния была молния. Его супруга Уни почиталась как царица – покровительница верховной власти и государства. Их дочерью была Менерва (впоследствии любимая римская богиня), а вместе эти боги образовывали верховную триаду. Политизированные этруски, как и их продолжатели римляне, были убеждены, что боги внимательно отслеживают жизнь их городов: Тиния осуществлял верховный надзор за жизнью всех обитателей, Уни «отвечала» за политическую сторону государственной жизни, благополучие семьи и рост населения. Менерва покровительствовала хозяйственной стороне жизни во всех ее проявлениях: учила ремеслу и врачеванию (ее спутницей даже считалась богиня бессмертия), помогала рыбакам и артистам. Ее супругом был бог Херкле – могучий воин и защитник города. Сыном его часто называли Мариса – бога, помогающего всякому росту (даже движению времени), умножающего силы, могущество и величие. Как и его отец, он защищал город, но в то же время мог вызвать внутренние распри, его даже считали владыкой смерти, а изображали вооруженным всадником. У римлян он будет называться Марсом и станет фактически прародителем нации. Следует отметить еще одну этрусскую богиню, которая перейдет «по наследству» римлянам и будет играть в их мифологии важную роль – это Веста.
|
|
Итак, в начале формирования римской государственности этрусское влияние было значительным, однако постепенно его удалось преодолеть. Когда Тарквинии были изгнаны из Рима, и город стал республикой, может показаться, что этрусский след навсегда затерялся в истории, но, разумеется, это не так. Этрусское прошлое останется в новой римской жизни, являя себя в именах собственных (предполагается, что само имя Рома восходит к этрусскому названию реки), в церемониях триумфов и парадной одежде императоров, в архитектурных и театральных традициях, и, конечно, в мифологии. Но, наследуя имена и функции богов, ритуалы и празднества, Рим придавал всему свой собственный смысл, формировал уже на самых ранних стадиях развития общества свою самобытную, отличную от всех традицию и ментальность. Отмеченная установка сохранится и в будущем: Карфаген, Египет и, наконец, Греция – все они оставят в культуре победителей мира свой след, но не изменят сути.
Главной характерной чертой ранних мифологических представлений римлян является отсутствие антропоморфного образа бога, его имени, пола, функции. Обращение к богам носило следующий характер: «или бог, или богиня, или муж, или женщина, или каким бы другим именем ты не пожелал назваться». Поэтому древнюю римскую мифологию часто называют полидемонизмом — произвольным соединением непознаваемых сил и воль. Однако с течением времени римляне постепенно наделяли своих богов человеческими чертами. Это относится как к их внешнему облику, так и к образу жизни: некоторые из них образовывали супружеские пары (Фавн — Фавна, Либер — Либера).
Римские боги делились на небесных, земных и подземных. Миры людей и богов были строго разграничены и не соприкасались. Боги выражали свою волю молнией, громом, полетом птиц, поэтому для толкования знамений была создана коллегия авгуров, которые угадывали волю богов, наблюдая за поведением птиц. Например, священными птицами Рима были дятел и орел — спутник Юпитера. Среди особо почитаемых зверей следует выделить волка, который у скандинавских и славянских народов олицетворял зло. Римляне же создали множество преданий о волках, среди которых на первом месте находится история волчицы, вскормившей царственных близнецов Ромула и Рема и ставшей символом Рима. Волчий праздник (луперкалий) — праздник очищения и плодородия — начинался 15 февраля и был посвящен богу лесов Фавну. Во время его проведения обнаженные юноши — луперки — обегали вокруг Палатинского холма. Если им попадались женщины, то луперки стегали их кнутами, так как, согласно преданию, это помогало женщинам стать плодовитыми. Волку приписывались особые магические свойства: шерсть и кончик хвоста помогали добиться любви, встреча с волком, переходившим человеку дорогу с правой стороны, предвещала удачу; перед приходом в дом новобрачной порог натирался волчьим жиром, охраняющим от болезней.
|
|
Р И М С КИ Й П А Н Т Е О Н.
Янус - древнейший римский бог. Его изображали с двумя или четырьмя лицами. Возможно, первоначально он был создателем мира, космоса и человеческого рода, богом, который все формирует, всем правит, знает прошедшее и будущее (отсюда два лица). Затем трактовка его образа развивалась в двух направлениях: с одной стороны — как бога всякого начала, ворот и дверей; с другой — как первого царя предков латинов и римлян, гостеприимно встретившего Сатурна, который научил его народ земледелию. Имя Януса произносилось перед каждым обращением к богам. Первоначально двуликий бог неба мыслился как металлический свод, затем его храм представлял собой покрытую бронзой арку на колоннах — символ неба.
Являясь богом дверей, Янус стал покровителем начала любого предприятия, включая войну, поэтому с началом новой военной кампании открывался храм Януса, которого молили о покровительстве. Считалось, что этот бог покровительствует каждому дню, особенно раннему утру, затем его влияние распространили на любой отрезок времени: год, месяц, неделя и т.д. Римляне воздвигли ему 12 алтарей по числу месяцев, а самого бога иногда изображали с 365 пальцами на руках по числу дней. Начала каждого месяца называлось «календами» (отсюда пришло название «календарь») и так же, как и первый месяц года - январь, были посвящены Янусу. Особенно торжественно отмечались январские календы, поскольку 1 января считалось началом нового года. В этот день люди желали всем добра, а в храм бога приносили сладкие фрукты, мед и деньги, чтобы год был сладостен и богат.
Юпитер в обращении к богам традиционно называлось вторым, но, по сути, его культ является главным. Первоначально Юпитеру приписывалось множество функций: повелитель света и тьмы, грозы и молнии; покровитель земледельцев и виноделов, гарант верности клятвы, дарующий победы в битвах и триумфы. Однако очень скоро этот бог утратил свои функции покровителя земледелья и стал «отвечать» за римскую государственность: свободу римского народа, утверждения его славы и величия. Его главный храм находился на Капитолии, и у его стен происходили все самые главные события города. Воины отправлялись на войну, а в случае благоприятного исхода здесь завершались триумфальные шествия и победитель, сам уподобленный Юпитеру – в пурпурной одежде, в венке из дуба – приносил богатые жертвы богу. Орел Юпитера стал не просто священной птицей Рима и гербом, приносящим победу его легионам, но символизировал величие государства. Юпитер был как богом охраняющим, (под его покровительством находились даже семейные союзы), так и карающим -обманщиков, клятвопреступников, нарушителей договоров.
|
|
Ему были посвящены многие праздники: праздник сбора винограда, дни полнолуний (13—15 числа каждого месяца, называемые идами), Великие, позже Римские, игры. В эпоху общины Юпитер возглавлял триаду древних римских богов: Юпитер — Марс — Квирин, но затем, после распространения греческой культуры и мифологии, стал отождествляться с Зевсом — его называли отцом и царем богов. В эпоху империи Юпитер становится богом Римского государства и покровителем императора.
Юнона - супруга Юпитера, покровительница брака и материнства, помогающая при родах, мудрая царица-советчица, впоследствии отождествляемая с Герой. Ей был посвящен начинающийся 1 марта праздник матроналии, а месяцем богини считался июнь. Римляне были убеждены, что каждая женщина имеет свою Юнону, священную прародительницу и покровительницу рода.
Минерва - третья богиня великой триады. Как уже говорилось, ее культ римляне заимствовали у этрусков. Если Юпитер покровительствовал мужественности, Юнона – женственности, то Минерва – юности, хотя этому прекрасному периоду жизни покровительствовал и другой римский бог – Ювентус. Возможно, такое распределение ролей связано с тем, что у этрусков Минерва – младшая богиня. Главное же состоит в том, что Минерва почиталась как богиня мудрости, однако она обладала большими функциями, нежели отождествляемая с ней впоследствии Афина Паллада. Под ее опекой находились ремесленники, учителя, актеры, музыканты, врачи. Она помогала строить дома, корабли, обжигать посуду, изготовлять вооружение и даже писать стихи. Как и большинство римских богинь, она обладала защитными функциями, однако, в отличие от греческой Афины, никогда не была связана с военными действиями.
Празднества в ее честь проводились во второй половине марта, продолжались пять дней и назывались квинкватрии. В первый день праздников учащиеся освобождались от занятий и приносили плату учителям, в последующие дни устраивались гладиаторские игры, а в последний — приносились жертвы богине. Кроме Капитолийского храма Минерве был посвящен храм на Авентинском холме.
Меркурий - п окровитель ремесленников и торговцев. Культ этого бога достаточно древний, о чем свидетельствует посвященный ему храм, построенный недалеко от большого цирка в 495 г. до н. э. Меркурий считался добрым богом, приносящим удачу и прибыль; его покровительство сулило богатство: например, неожиданное обнаружение клада. После отождествления с Гермесом образ Меркурия заметно усложнился, ему приписываются новые качества: он становится проводником в царство мертвых.