Зрелищный характер древнеримской культуры

В древнеримской культуре агонистический характер перерастает в характер зрелища, в характер некого представления, в основе которого лежат различные причины, факторы, которые использовало государство, для решения собственных задач. Самые явные отклонения от агонистического характера наблюдаются в системе художественной культуры, в системе обрядов и традиций, которые осуществлялись в Древнем Риме. Зрелищность является чертой, которая охватывает собой проявление во всех сферах.

Древнеримская мифология формировалась на основе нескольких источников. Во-первых, в основе мифологии лежат те традиции, которые были обусловлены легендами, сказаниями, преданиями того народа, который определил римский этнос. Эти верования восходят еще к первобытным представлениям. В них очень много тотемических культов, отсюда мы наблюдаем в римской мифологии культы различных животных: птиц, культ волчицы и волка, культ быка и других животных. Чрезвычайно высоки культы различных растений. В римской мифологии, мы видим тексты, в которых рассказывается, что древние предки жили в огромных деревьях. Они оттуда выходили и были породнены с этими деревьями, т.е. можно предположить, что в качестве тотемов древние предки римлян представляли не только животных, но и растения. Отсюда, чрезвычайно высоки культы священных рощ, священных растений.

На римскую мифологию большое внимание оказали этрусские мифы, Именно от них идет вера в некую мистическую предначертанность событий.

На римскую мифологию существенное влияние оказали древнегреческие мифы. Мы не случайно обнаруживаем прямые параллели между римскими мифами и греческими мифами. Мы видим, очень сходный пантеон богов, он также устроен, как в Древней Греции. Если во главе греческого пантеона стоит Зевс, то во главе древнеримского пантеона стоит Юпитер, можно провести прямые параллели между Посейдоном и Нептуном, между Афродитой и Венерой. Функции этих богов очень похожи и это следствие того, что римская мифология копировала многие греческие мифы в свою культуру.

Но логика исторического развития, путь, который прошло римское государство, определили тот факт, что в римской мифологии появляются тексты, непохожие на греческие. Речь идет о так называемом римском цикле. В основе римского цикла лежит история о создании города, о превращении города в столицу мира. Эта история о тех правителях, которые обеспечивали бессмертную славу великому городу.

В условиях Древнего Рима мы с большим трудом можем разделить составляющие религиозные и составляющие мифологические. Многие религиозные культы и обряды в Древнем Риме должны были подчеркнуть значимость и величие великого города, рождать в людях чувство патриотизма и веры в светлое будущее Рима, в его историческое предназначение. Для этого устраивались многочисленные праздники религиозно-мифологического характера: для плебса (городской бедноты), для крестьян, для патрициев. В Риме были широко распространены праздники и культы мужские и женские. Были храмы, в которых совершались обряды исключительно мужчинами и были храмы, обращенные к чувствам женщин. Во времена многочисленных военных компаний устраивались пожертвования для римских легионов и люди добровольно оставляли свои богатства в храмах для того, чтобы римская армия могла оснаститься новым вооружением, окрепнуть и достигнуть новых результатов, расширить территорию римской империи.

Каждый римский император, вступая на престол, давал обещание народу, что превратит Рим в настоящее произведение искусства. Действительно, было много сделано для того, чтобы в архитектуре Рима мы увидели шедевры, достижения. Римляне много взяли из архитектурных традиций Греции, но строили более монументальные и величественные здания. Они первыми начинают использовать бетон, впервые применяются купольные строения, которые они подсмотрели у народов востока. Все это делало римскую архитектуру зрелищной. Вспомним Пантеон (храм всех богов), Мавзолей Адриана, Колизей, а также триумфальные арки и колонны, которые, как архитектурные формы, были предназначены для того, чтобы подчеркнуть величественность Римской империи.

Подобная зрелищность, монументальность служила фундаментом древнеримской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: