Древнегреческая мифология

Наименование бога/героя Генезис культа Функции и деяния Канон изображения Толкование мифа (образа) Образ в искусстве
Зевс          
Гера          
Аид Одно из имен Аида — Плутон. Это по свидетельству современников эпитет, связанный с богатством: "имя же Плутона пошло от богатства" ploаtoj, так как богатство приходит из-под земли" Культ Аида в Греции не был развит. Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям. Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализировались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот. В античной мифологии героического периода Аид постепенно становится второстепенным божеством. Такие божества, как Геката или Эринии в народных верованиях играют более значительную роль, чем сам владыка преисподней. Аид, Плутон - это темный бог, но у него нет функций разрушителя мира, потому что понятия о конце мира нет в греко-римской традиции как такового. Кроме того, Аид явно не является ни темным трикстером, ни богом дикой природы, ни магии. Эти функции выполняют Гермес и Геката. Он редко появляется на земле, не принимает участия в пиршествах богов на Олимпе. Более всего он дорожит самоцветами, драгоценными металлами, хранящимся под землей, и шлемом, который делает его невидимым (вариант: шапкой из меха собаки). Аид вселяет ужас своей неотвратимостью, однако он не всемогущ: его обманывает Сизиф, ему наносит рану Геракл, Тесей и Пейритой дерзают отнять у него жену, Ахилл готов быть поденщиком у крестьянина на земле, чем царем над мертвыми. Гомер именует Аида "щедрым" и "гостеприимным", так как смертная участь не минует ни одного человека. Аид именуется Плутоном ("богатым"), так как он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Функции: разрушение, разложение, расщепление, исчезновение, элиминация (удаление лишнего), цепная реакция. Все живое и неживое в нашем мире имеет свой не известный ему срок действия и существования, по истечении которого при разных обстоятельствах умирает, разрушается, исчезает. Он изображается сходно с Зевсом – могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит). Во времена Гомера Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. Психологическая. Этот архетип действительно, согласно мифу живет в полностью закрытом пространстве, он как бы отражает все что происходит, но только глубоко в подсознании. Человек, в котором силен этот архетип, как правило, погружен в себя, но не в свои переживания, а в свой мир, он просто не присутствует в обществе. Другие, как правило, не видят в нем сильного соперника. Он склонен к монотонной жизни и действиям, интроверт по натуре он редко обращает внимание на свой внешний вид и, как правило, его не волнует мнение окружающих. Главная проблема такого человека - это быть принятым и достигнуть успеха в обществе. Ему сложно адаптироваться к условиям. Аллегорическая. Предстает персонификацией смерти, аллегория тьмы. Символическая. Символ Аида — двузубые вилы — указывает на то, что он правит жизнью и смертью. Сам же Аид является символом смерти, но со временем отношение к нему изменилось, и он считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли Живопись. «Юпитер, Нептун и Плутон». Караваджо, 1597-1600гг. Рим, вилла Людовизи. «Переправа в Преисподнюю» Патинир Иоахим. 1515-1524. «Елисейские поля. Обласканная Аидом» 2011. Мельник К.В. «Похищение Персефоны Аидом», 1632г. Рембрандт. «Похищение Персефоны», 1619г.,Рубенс. «Персефона». Данте Габриэль Россетти, 1877 г. «Похищение Персефоны» Франсуа Буше. Похищение Персефоны. Аллори Алесандро; Heintz Joseph the Elder, Похищение Прозерпины. Жан Франсуа де Труа, Похищение Прозерпины; Christoph Schwart, Похищение Прозерпины; Ханс фон Аахен, Похищение Прозерпины; Никколо дель Аббате, Похищение Прозерпины; Натуар «Аид, Персефона и Психея» 1745г. Скульптура. «Похищение Прозерпины». Джанлоренцо Бернини, 1621-22гг. Рим, галерея Боргезе. «Плутон похищает Прозерпину», Давид Хешлер, 1650. 1700: «Похищение Прозерпины», Франсуа Жирардон. Литература. «Орфей и Эвридика в царстве Аида». Н.Добронравов; Вергилий, «Георгики»;«Метаморфозы» Овидия; Музыка. 1680: «Прозерпина», музыкальная трагедия Люлли 1887: «Прозерпина», опера Сен-Санса. 1934: «Персефона», музыкальная драма Стравинского, либретто Андре Жида
Посейдон Культ Посейдона был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море - то есть во всей Элладе, с материком и островами. Посейдона чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина. Это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наездниками и мореплавателями. Другим центром почитания Посейдона был Коринфейский перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене, Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где Посейдон почитался как бог рек и коней, в Афинах, на острове Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 ионийских городов). Священными животными Посейдона, кроме коня, считались дельфин и бык. В растительном мире Посейдону была посвящена сосна. В честь Посейдона устраивались Истмийские и Немейски игры с конными состязаниями. Храмы Посейдона главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. Весьма важную роль в сказаниях и культе Посейдона играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Посылая бури и крушения, Посейдон также успокаивает море, так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель, он чтился в Спарте, Арголиде, на Спорадских островах. Под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную: ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему поклонялись как богу пресных вод - рек, озер, источников и связанного с ними плодородия. В этом отношении Посейдон разделяет свойства Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, Посейдон был покровителем рода. Он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником многих (преимущественно ионийских) фамилий. Пелий, Нелей, Гиппофоонт - сыновья Посейдона - были вскормлены кобыльим молоком. Благодаря коням Посейдона, Пелоп одержал победу над Ойномаем. Его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В произведениях искусства Посейдон изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), причем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале). Иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ или на быке, или на коне. Его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. В античном, искусстве он спокойный и величественный, подобно Юпитеру; в живописи Ренессанса и барокко он часто предстает измученным, его волосы развеваются на ветру. Психологическая. Этот архетип олицетворяет эмоции, часто подавляемые людьми в силу общественных стереотипов. Посейдон олицетворяет два древних символа бессознательного: коня и воду. Вода всегда ассоциировалась у человека с бесконечными тайнами, бесконечными возможностями и бесконечными опасностями текучего царства бессознательного. Не обладая собственной формой, бессознательное пребывает в непрестанном движении – никогда не изменяется, но и не остается одним и тем же. А конь с его необузданной мощью олицетворяет инстинктивные побуждения нашей первобытной природы. Символический. Посейдон олицетворял собой элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий землю. Аллегорический. Образ Посейдона в аллегории четырех стихий является персонификацией воды, аллегория морской стихии. Живопись. «Триумф Посейдона и Амфитриты». Никола Пуссен, 1634г. «Нептун и Амфитрита» Мозаичный тратуар эпохи Константина из Северной Африки . «Нептун и Амфитрита». Себастьяно Риччи 1691-94гг. Скульптуры. Нептун и дельфин Джанлоренцо Бернини, 1620-80 гг. Нептун и Тритон Джанлоренцо Бернини, 1620г. Посейдон с дельфином вторая половина IV в. до н.э. Нептун и Амфитрита 1516г. Ян Госсарт Фонтан Треви, созданный Николой Сальви, Рим, Италия Фонтан Треви в Риме, 1753-56 Панини Джованни Паоло. Фонтан Нептуна на площади Синьории, Флоренция, Италия. Кум Джульетта.
Афина Культ был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась А. в Аттике. Здесь над зданиями акрополя высился Парфенон - храм Афины-девы, являвшийся главным храмом богини. Ежегодно в августе проводились Панафинеи ("всеафинские"), посвященные сразу всем "направлениям деятельности" Афины. Раз в четыре года проводились Великие Панафинеи с музык. и гимнаст. соревнованиями. Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя. Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Синойкии — афинский праздник в честь богини, связанный с объединением общин, происшедшим при Тесее. Афина Паллады - богиня войны, честной и справедл. А. была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. Она наделена идейно-организующими функциями: помогает героям, защищает общественный порядок и т.п. А. покровительствует и замужним женщинам. А. вдохнула в людей душу. Она покр-ла не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам. Оливковое дерево было ее особым даром Афинам. Являлась покр-ей змей. Она считалась основат-цей Ареопага - высшего гос. суда Афин, изобрет-ей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма и уздечки. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Афину одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой - копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи. Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой. Эвгемеристическая: Афина – искусство (Анаксагор). Психологическая: Афина, на панцире которой имеется голова Медузы, становится именно поэтому недоступной женщиной, вид которой убивает всякую мысль о сексуальном сближении (З. Фрейд «Очерки по психологии сексуальности») В живописи: «Афина отвергает ухаживания Гефеста» П.Бордоне; «Минерва побеждает невежество» Б.Спрангера; «Победа добродетели над грехом» А.Мантеньи; «Минерва и Марс» Тинторетто, Веронезе; «Пряхи» Д. Веласкеса; «Минерва, торжествующая над Невежеством» Б. Шпрангера. В музыке: оперы 17-18 вв.: «Рождение Афины» А.Драги; «Минерва» Р.Кайзера; «Паллада и Марс» М.Гримани; «Паллада Торжествующая» Ф.Б.Конти; кантаты «Спор Паллады и Венеры» Л.Кальдары; «Паллада» П.В.Гульельми. В скульптуре: «Афина Промахос», «Афина Порфенос» и «Афина Лемния» Фидия.
Афродита Афродита считается богиней малоазийского происхождения (этимология ее имени негреческого характера), родственной сирийской Астарте, олицетворяющей производительные силы природы и рождение всего живого из первобытной влаги. Поэтому и храмы Афродите воздвигались в основном на побережье и на островах. Отсюда ее прозвание «Эвплойа» (греч. — «Благополучное плавание»). Согласно мифу, Афродита родилась от Зевса и Дионы; по другим версиям — от Гемеры и Урана или из крови оскопленного Кроносом Урана, попавшей в море (фаллоса Урана, упавшего в море) и образовавшей пену. Отсюда народная этимология имени богини и ее прозвание «Анадиомена» (греч. — «Выплывающая из моря»). Гомер также сообщает, что Афродита появилась у побережья Кипра, о чем свидетельствует ее прозвание «Киприда» (греч. — «Кипророжденная»). По пути к из Лимассола в Пафос находится легендарное для Кипра место – Петра ту Ромиу или место рождения Афродиты. Благодаря этой богине Кипр носит титул острова любви и красоты.У юго-западного берега о. Кипр расположен г. Пафос, зимой и весной от прибоя волн и разложения водорослей там образуется большое количество пены. Местные жители считают, что именно у Пафоса из этой пены вышла на берег Афродита, и этим объясняют еще одно ее прозвание — «Пафия» (игра слов: греч. — «страсть»). Город Пафос в древности был финикийской колонией с местным культом Астарты. Эту богиню отождествили с Афродитой, там же находится самое древнее ее святилище. В центре храма Афродиты в Пафосе находился фетишидол богини в форме каменного конуса. Его изображения сохранились на геммах и монетах римского времени. Афроди́та (др.-греч. — «пена») — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Богиня изображается в виде прекрасной девушки с длинными волосами. Чаще всего она изображается как греческая Афродита – в раковине, которую несут по морю дельфины, или – за тоненькие ленточки голуби и лебеди. На исходе средневековья и в эпоху Возрождения получил распространение сюжет «Нимфа источника». В нем Венера представлена обнаженной как источник жизни и прародительница людей. Причем обнаженность символизирует чистоту и невинность. Согласно «Иконологшескому лексикону» XVIII века богиню нужно изображать в окружении птиц: лебедей, воробьев и с голубем в руке. Среди атрибутов богини – горящий факел (разжигающий любовь), пламенеющее сердце, пояс любви (перед которым никто не в силах устоять), чаша вина (испив которую человек искушается любовью), красная роза и вечнозеленый мирт. В истории изобразительного искусства образ Венеры терял религиозное и мифологическое значение, становился поводом к демонстрации обнаженного женского тела. В эпоху Возрождения появилось понятие красоты «естественной и природной». Эвгемеристическая: По пути к из Лимассола в Пафос находится легендарное для Кипра место – Петра ту Ромиу или место рождения Афродиты. Благодаря этой богине Кипр носит титул острова любви и красоты. У юго-западного берега о. Кипр расположен г. Пафос, зимой и весной от прибоя волн и разложения водорослей там образуется большое количество пены. Местные жители считают, что именно у Пафоса из этой пены вышла на берег Афродита. Символическая: Афродита – символ вечной любви и красоты. Она символизировала плодородную материю, на которую воздействуют творящие и разрушительные силы. Символ женственности и обольщения, она считается у алхимиков богиней источающей похоть. Символичен также пояс Афродиты, в который заключены любовь и желание. Аллегорическая: Афродита – олицетворение природы и пассивного начала зарождения. Это природа-мать и создательница всего сущего. Психологическая: Венера возродилась в теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Сексуальное стремление (либидо-эрос), которое символизировала богиня, он называл стремлением к жизни. Карл Густав Юнг, открывший теорию архетипов, считал, что через богов можно изучать самого себя. В частности он считал, что Афродита живет в каждой женщине. И она обладает первобытной, океанической женской силой. Живопись: Боттичелли «Рождение Венеры» (1477–1478. Флоренция. Галерея Уффици); «Рождение афродиты», Рельеф «Троно Людовизи» (ок 460 г до н. э.); Петер Пауль Рубенс «Венера и Адонис» (вторая половина 18 века); Франсуа Буше «Туалет Венеры» (1751). Скульптура: Венера Милосская (найдена в 1820 году в Милосе); Венера Медичи (Медицейская) (раскопана в 1677 г на портике Октавиана в Риме); Афродита Книдская (Пракситель 350-330 гг. до н.э.); Венера Капитолийская (дар папы Бенедикта XIV 1754 г.); Венера Каллипига (оригинал ок. 225 г до н. э.)
Аполлон          
Дионис Считается, что это божество было заимствовано греками на востоке - во Фракии и распространилось в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердилось там. Распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8-7 вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса. Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису, возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы. Дионис – древнегреческий бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Дионис снимает с людей груз земных забот, бытовых обязанностей, умеряет горе. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В сопровождении веселой компании Дионис, шествуя по земле, прошел все страны, вплоть до пределов Индии, и повсюду он научил народы возделывать виноград. Дионис изображается в виде юноши с венком из листьев и гроздей винограда на голове, держащего тирс – жезл, увенчанный сосновой шишкой и иногда увитый плющом. Он часто пьяный. Его триумфальную колесницу могут везти тигры, леопарды или козлы. Его сопровождают менады и малые божества, связанные с поклонением козлу – сатир, селен или пан. Они играют на дудках, аккомпанируя пению и танцам вакханического ритуала. Психологическая: Архетип Диониса обладает как мощным позитивным, так и негативным потенциалом, в нем смешались самые возвышенные и самые низменные чувства. Присутствие этого архетипа ведет к возникновению конфликта как внутри психики, так и в отношениях человека с обществом. Аспекты архетипа: Божественное дитя, Вечный юноша, Связь с матерью, Двойственность личности и др. Эвгемеристическая: согласно критскому мифу в изложении Матерна Дионис выступает как сын критских царя и царицы. Аллегорическая: В философии Ницше дионисийское начало необузданную, роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую человека к непосредственной мировой гармонии и единству всего со всем; эта идея была заимствована русскими философами и теоретиками искусства начала 20 в. (Н.Бердяев, Вяч.Иванов), согласно которым дионисийское начало в искусстве есть истинное, эмоционально-чувственное его начало. Живопись: А. Мантенья. «Вакханалия с винной бочкой» (2-я половина 15 в.); Тициан «Ваханалия» (1524); Н.Пуссен (1628-1630); Н.Пуссен «Вакханалия перед статуей Пана» (1631-1633); П.П.Рубенс «Вакханалия» (1640); Х. Голциус «Вакх, Венера и Церера» (1604); П.П.Рубенс «Венера, Купидон, Вакх и Церера» (1612-1613); Тициан «Вакх и Ариадна» (1520-1530); Т.Ломбардо «Вакх и Ариадна» (1520-1525); Я.Тинторетто «Ариадна, Вакх и Венера» (1576); Риччи «Встреча Вакха и Ариадны» (1713); Скульптура: Микеланджело «Вакх» (1496-1498); Сансовино «Вакх» (1515-1518); Торвальдсен «Вакх и Ариадна» (нач. 19в.). Музыка: опера-балет А.С. Даргомыжского "Торжество Вакха" (1843-1848); опера Массне «Вакх» (1909).
Арес Арес был малопочитаемым богом в Греции, зато Марс после Юпитера был самым почитаемым богом в Риме. Ему посвящали жертвоприношения, к нему взывали о победе в сражениях. Именем Марса был назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конные состязания, поскольку кони – верная опора воина в бою, были посвящены этому богу. Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие его жрецов – салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались, ударяя копьями в щиты. В этот день мужчины дарили своим жёнам подарки, а женщины – рабыням. Арес уступил свое место Афине, т.к. она была богиней честной и справедливой войны, а он войны ради войны. Арес - бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны. Он был покровителем воинской доблести. Арес яростный боец, но плохой тактик, он воюет исключительно ради битвы. Арес воплощал в себе производительные силы,мужскую мощь и почитался как бог весны. Кроме того, был охранителемполей и стад от вредителей и волков. Изображали его сильным и статным мужем с короткими вьющимися волосами и мрачной думой на челе. Отличительными его признаками были: меч, копьё, оливковая ветвь. А сопровождали его всегда волк и птица дятел. Также его атрибуты – копьё, горящий факел, собаки, коршун. Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений ан­тичной скульптуры. Психологическая: Арес – неразумие (Феаген), воинственное начало (Аристотель). В скульптуре: «Арес Боргезе» римская копия с греческого оригинала, приписывается Алкамену (ок. 430 лет до Р.Х.); «Арес Людовизи» римская копия с греческого оригинала (вт. пол. IV в. до Р.Х.); «Венера и Марс» копия Антонио Кановы (1757-1822); «Марс, или сражающийся воин» (сер. V в. до Р.Х.). В живописи: «Марс и Венера» П.Веронезе (1580-е гг.); «Бог войны и его возлюбленная» (фреска из дома Марса и Венеры в Помпеях); «Марс, Венера и Амур» (на фреске из Помпей); «Венера и Марс» С. Боттичелли (1483 г.); «Парнас» Андрес Мантенья (1497 г.) В музыке: 17-18 вв. оперы: «Обманутый Марс» М. А. Циани; «Любовь Марса и Венеры» Г. Фингера; «Любовь Марса и Венеры» А. Кампра; «Умиротворенный Марс» А. Ариости.
Гермес Почитание Гермеса - вестника богов, покровителя путников, проводника душ умерших, считают предшественником сатанизма. Античным язычникам было известно несколько нисхождений Гермеса. Орфики в гимнах разделяют Гермеса, сына Майи и Зевса, и Гермеса-Хтония, сына Диониса. Гермеса-Хтония другие античные авторы соотносят с самим Аидом. Возникновение культа Гермеса восходит к доарийской истории. Римская Африка была одним из центров культового почитания Гермеса. Культ Гермеса был распространен в Греции, а дорожные указатели на всех перекрестках устанавливались рядом с его статуей. Его имя, понимается как производное от греч. - "груда камней" или "каменный столб", которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами. Повреждение герм, которые обычно ставились на перекрестках и скрещениях дорог, было страшным святотатством. В его честь греки приносили в жертву телят, которым отрезали язык, символ красноречия бога. Позднее он стал богом всего, что перемещается и движется, а также богом фокусников, комедиантов, торговцев и воров. В египетской мифологии Гермесу соответствует Тот, бог мудрости, счета и письма, а в римской — Меркурий. Интересно отметить, что особенным почитанием Гермеса отличалась древняя Германия. Само название страны соотносится с именем бога. Гермес считался чуть ли не главным богом Германии, ему был посвящен величественный храм в городе Ретра, известный только по описанию источников. Гермес почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. Также Гермесу посвящался первый день каждого месяца. Его славили как бога - покровителя молодых атлетов. В его честь строились стадионы для атлетических соревнований и школы для занятий гимнастикой, которые назывались гимнасиями и украшались скульптурными изображениями бога. Почитание Гермеса - вестника богов, покровителя путников, проводника душ умерших, считают предшественником сатанизма. Античным язычникам было известно несколько нисхождений Гермеса. Орфики в гимнах разделяют Гермеса, сына Майи и Зевса, и Гермеса-Хтония, сына Диониса. Гермеса-Хтония другие античные авторы соотносят с самим Аидом. Возникновение культа Гермеса восходит к доарийской истории. Римская Африка была одним из центров культового почитания Гермеса. Культ Гермеса был распространен в Греции, а дорожные указатели на всех перекрестках устанавливались рядом с его статуей. Его имя, понимается как производное от греч. - "груда камней" или "каменный столб", которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами. Повреждение герм, которые обычно ставились на перекрестках и скрещениях дорог, было страшным святотатством. В его честь греки приносили в жертву телят, которым отрезали язык, символ красноречия бога. Позднее он стал богом всего, что перемещается и движется, а также богом фокусников, комедиантов, торговцев и воров. В египетской мифологии Гермесу соответствует Тот, бог мудрости, счета и письма, а в римской — Меркурий. Интересно отметить, что особенным почитанием Гермеса отличалась древняя Германия. Само название страны соотносится с именем бога. Гермес считался чуть ли не главным богом Германии, ему был посвящен величественный храм в городе Ретра, известный только по описанию источников. Гермес почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. Также Гермесу посвящался первый день каждого месяца. Его славили как бога - покровителя молодых атлетов. В его честь строились стадионы для атлетических соревнований и школы для занятий гимнастикой, которые назывались гимнасиями и украшались скульптурными изображениями бога. Почитание Гермеса - вестника богов, покровителя путников, проводника душ умерших, считают предшественником сатанизма. Античным язычникам было известно несколько нисхождений Гермеса. Орфики в гимнах разделяют Гермеса, сына Майи и Зевса, и Гермеса-Хтония, сына Диониса. Гермеса-Хтония другие античные авторы соотносят с самим Аидом. Возникновение культа Гермеса восходит к доарийской истории. Римская Африка была одним из центров культового почитания Гермеса. Культ Гермеса был распространен в Греции, а дорожные указатели на всех перекрестках устанавливались рядом с его статуей. Его имя, понимается как производное от греч. - "груда камней" или "каменный столб", которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами. Повреждение герм, которые обычно ставились на перекрестках и скрещениях дорог, было страшным святотатством. В его честь греки приносили в жертву телят, которым отрезали язык, символ красноречия бога. Позднее он стал богом всего, что перемещается и движется, а также богом фокусников, комедиантов, торговцев и воров. В египетской мифологии Гермесу соответствует Тот, бог мудрости, счета и письма, а в римской — Меркурий. Интересно отметить, что особенным почитанием Гермеса отличалась древняя Германия. Само название страны соотносится с именем бога. Гермес считался чуть ли не главным богом Германии, ему был посвящен величественный храм в городе Ретра, известный только по описанию источников. Гермес почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. Также Гермесу посвящался первый день каждого месяца. Его славили как бога - покровителя молодых атлетов. В его честь строились стадионы для атлетических соревнований и школы для занятий гимнастикой, которые назывались гимнасиями и украшались скульптурными изображениями бога. Почитание Гермеса - вестника богов, покровителя путников, проводника душ умерших, считают предшественником сатанизма. Античным язычникам было известно несколько нисхождений Гермеса. Орфики в гимнах разделяют Гермеса, сына Майи и Зевса, и Гермеса-Хтония, сына Диониса. Гермеса-Хтония другие античные авторы соотносят с самим Аидом. Возникновение культа Гермеса восходит к доарийской истории. Римская Африка была одним из центров культового почитания Гермеса. Культ Гермеса был распространен в Греции, а дорожные указатели на всех перекрестках устанавливались рядом с его статуей. Его имя, понимается как производное от греч. - "груда камней" или "каменный столб", которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами. Повреждение герм, которые обычно ставились на перекрестках и скрещениях дорог, было страшным святотатством. В его честь греки приносили в жертву телят, которым отрезали язык, символ красноречия бога. Позднее он стал богом всего, что перемещается и движется, а также богом фокусников, комедиантов, торговцев и воров. В египетской мифологии Гермесу соответствует Тот, бог мудрости, счета и письма, а в римской — Меркурий. Интересно отметить, что особенным почитанием Гермеса отличалась древняя Германия. Само название страны соотносится с именем бога. Гермес считался чуть ли не главным богом Германии, ему был посвящен величественный храм в городе Ретра, известный только по описанию источников. Гермес почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. Также Гермесу посвящался первый день каждого месяца. Его славили как бога - покровителя молодых атлетов. В его честь строились стадионы для атлетических соревнований и школы для занятий гимнастикой, которые назывались гимнасиями и украшались скульптурными изображениями бога. Живопись. «Меркурий и Аргус». Питер Пауль Рубенс, 1636-38 гг. Мадрид, музей Прадо. «Меркурий и Аргус». Ян Бот и Николаус Кнюпфер, ок. 1650 г. “Юпитер, Меркурий и Добродетель”, 1518 г., Джованни Досси. «Гермес и Афина» Бартоломеус Шпрангер, ок. 1585г. «Аллегория июня: Триумф Меркурия» Косме Тура, 1476-84гг. «Юпитер и Меркурий в гостях у Филимона и Бавкиды» Адам Эльсхаймер, 1609-10гг. «Юпитер и Меркурий у Филимона и Бавкиды» Иоганн Карл Лот, до 1659 г. «Меркурий, играющий на свирели, и Аргус» Иоганн Карл Лот, до 1660 г. «Гермес приносит младенца Вакха нимфам для воспитания» Лоран де ла Гир, 1638 г «Венера и Меркурий» Никола Пуссен,ок.1627-29гг. «Меркурий и Аргус» Диего Веласкес, ок. 1659 г. Скульптуры. «Отдыхающий Гермес» Римская бронзовая копия греческого оригинала второй половины IV в. до н.э. Неаполь, Национальный музей. «Гермес» Джамболонья (Джованни да Болонья), 1580г. «Меркурий и Психея» Адриан де Вриес, 1593 г. «Гермес готовится убить Аргуса» Бертель Торвальдсен, 1818 г. «Меркурий и Психея» Рейнхольд Бегас, 1857 г. «Меркурий и Психея» Ян Харменс Мюллер, 1594-95гг. «Гермес» Жан Батист Пигаль, 1744 г.
Гефест          
Амур и Психея          
Одиссей Источники в античной литературе: Гомер. «Илиада»; Гомер. «Одиссея»; «Телегония»; Виргилий. «Энеида»; Софокл. Пьесы «Аякс», «Филоктет»; Еврипид. Пьесы «Гекуба», «Киклоп», «Рес»; Аполлодор. «Библиотека», III, 8 Аполлодор. «Эпитомы», III, 7; V, 6-22; VII, 1-40 Овидий. «Метаморфозы», XIII, 1-398. Имя «Одиссей», вероятно, происходит от греческого — («быть прогневанным», «сердиться») и, т.о., означает «Тот, кто гневается» или «Тот, кто ненавидит». Как вариант «Сердящий богов». По одной из версий Одиссей был убит своим сыном Телегоном и похоронен им на острове Кирке. По другим версиям, Одиссей мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как герой, наделённый даром посмертного прорицания. На месте смерти Одиссея издавна существовал местный культ, распространившийся затем в Италии. Одиссей (др.-греч. Улисс), в древнегреческой мифологии - царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда его прозвище «хитроумный»). Изображался бородатым мужчиной в овальной шапочке греческих моряков. Эвгемеристическая: Существуют две версии относительно происхождения «Одиссеи», впервые опубликованной в IV веке до н. э. Большая часть исследователей предполагает, что она собрана по частям из разных историй и что Гомер, кто бы он ни был, выступил лишь талантливым компилятором. Но есть и те, кто считает, что путешествие Одиссея было описано сразу и целиком — возможно, впервые оно было записано со слов самого легендарного царя Итаки или его спутников. В пользу первых говорит то, что попытки составить какой-нибудь близкий к реальности маршрут странствия нашего героя успехом не увенчались: не существует единого мнения относительно того, какие современные места посетил Одиссей. Если собрать воедино все версии, получается, что хитроумного героя швыряло из стороны в сторону по всему Средиземноморью, заносило на Чёрное море или в Атлантический океан, есть и гипотеза, что Одиссей совершил первое в истории кругосветное путешествие. Даже на козни судьбы или богов такое не спишешь. С другой стороны, ни одна из «пра-Одиссей» до сих пор не обнаружена — возможно, они существовали лишь в устной традиции. Аллегорическая: Имя Одиссея стало нарицательным, и словом «одиссея» стало обозначаться любое долгое странствие Образ Одиссея отражает эпоху, когда ахеяне начали путешествовать по морю, корабли уходили в долгое плавание и люди теряли связь с родными. Символическая: Одиссей для нас – символ хитрости и изворотливости, красоты и человеческого характера. Живопись: Был изображен на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия Трои; на второй части картины изображено его сошествие в Аид; Эсквилинские фрески, I в. до н. э. «Странствия Одиссея»; фрески Ф. Приматиччо; фрески Н. дель Аббате в Фонтенбло; фрески А. Аллори во Флоренции; фрески П. Тибальди в Болонье; фрески Гверчино в Ченто; Йорданс, Якоб. «Одиссей в пещере Полифема», 1630-е.; Рубенс. «Улисс высаживается на земли феаков»; Сальватор Роза. «Одиссей и Навсикая»; Клод Лоррен. «Улисс на острове феаков»; «Улисс возвращает Хрисеиду отцу», 1648; Бёклин, Арнольд. «Одиссей и Калипсо», 1882; Серов, Валентин. «Одиссей и Навсикая», 1910. Музыка: Ж. Ф. Ребель. Опера «Улисс». 1703.;Р. Кайзер. Опера «Улисс». 1722; К. Шимановский. Цикл «Метопы»: три этапа возвращения Одиссея (остров Сирен, остров Калипсо и остров феаков). 1915.; Н. Скалкотас. Увертюра для оркестра «Возвращение Одиссея». 1945 г.; Н. А. Бентсон. Опера «Улисс».; Э. Энглунд. Балет «Одиссей». 1959.; А. Логотетис. Балет «Одиссей». 1963 г. Кинематограф: «Улисс» фильм (1955).; «Странствия Одиссея» телесериал (1968/1969).; «Одиссея» — фильм Андрея Кончаловского (1997).
Орфей          
Геракл Игры Гераклеи, празднества в честь Геракла в Сикионе, Фивах и др.; состояли в шутках и забавах. Учрежденные в поминовение его смерти, они устраивались во второй день месяца метагейтниона. По марафонским жителям, именно у них Геракл впервые стал почитаться богом. В Фокиде было святилище Геракла Женоненавистника, жрец которого в течение года не должен спать с женщиной. По Овидию, день рождения Геракла праздновался в день зимнего солнцеворота. Если же, как говорит Феокрит, Гераклу было десять месяцев, когда солнце покидало двенадцатое созвездие Зодиака, то значит — Алкмена родила его в день весеннего равноденствия, когда италийцы, вавилоняне и другие народы праздновали Новый год. Четвертый день месяца посвящался Гераклу потому, что ему как основателю Олимпийских игр принадлежал каждый четвертый год. В мифах герой представлен как великий воин и богоборец. Однако в основном его героические деяния были направлены на защиту простых людей от страшных чудовищ: убийство Немейского льва, Лернейской гидры, укрощение Эрифманского вепря, уничтожение, Стимфалийских птиц. Герой также убил царя минийцев Эргина, наложившего большую дань на Фивы, освободил из Аида Тесея, обманом выкрал у смерти жену царя Адмета, помог богам выиграть битву с гигантами и т.д. Является основателем Олимпийских игр. Он изображался: · - ребенком, душащим змей; · - юношей, отдыхающим после подвига или совершающим подвиг; · - могучим бородатым мужчиной, вооруженным палицей и одетым в шкуру убитого им Немейского льва. · Его атрибуты: львиная шкура, палица (из дуба/ ясеня /оливы). Символическая: 12 подвигов разворачивают универсальную программу совершенствования человека. Геракл проходит по трем уровням идентификации. 1 — внутренняя самоидентификация, борьба разворачивается в плоскости души и происходит в нем самом (преодоление своего эго, подчинение страстей, а также борьба с пороками). 2 – проекция на внешнюю жизнь и социальную идентификацию (опыт, приобретаемый в процессе жизни, главные силы, которые в принципе и определяют желание развиваться, стремиться, достигать и утверждаться в своем существовании). 3 –мистическую тройку цикла и ориентирована на потусторонние миры, инициации и божественные дары. Таким образом, эти подвиги рассказывают о ступенях посвящения в тайны бытия. (Иллюстрированная энциклопедия символов. Сост. А Егазаров) В литературе: · Комедии Эпихарма, Тимокла, Линкея Самосского, Никохара, Офелиона, Феогнета. Ж. Ротру «Смерть Геракла», Ф. Мармонтель, «Смерть Геракла» П. Метастазио. Драма «Геракл» (1916-1917) Ф. Дюрренматта. Генри Лайон Олди «Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта». В живописи: · Антонио Поллайоло «Геркулес и Антей», «Геркулес и гидра» (1478).; · Л. Кранах старший «Геркулес и Омфала» (1537); Аннибале Карраччи «Выбор Геракла» (ок. 1596); · Паоло Веронезе «Выбор Геркулеса» (ок. 1580); Гвидо Рени «Геркулес и Лернейская гидра» (1620); Тинторетто «Происхождение Млечного пути»; Буше Франсуа «Геркулес и Омфала»; Помпео Батони «Геркулес на перекрестке» (1765); Thomas Hart Benton, «Achelous and Hercules» (1947); Сальвадор Дали. «Hercules Lifts the Skin of the Sea and Stops Venus for an Instant from Waking Love» (1963). В скульптуре: · У. Броди «Геркулес и небесный свод» (1850); Э. А. Бурдель «Геракл, стреляющий в стимфалийских птиц» (1909); Р. Тегнер «Геркулес и гидра», «Геркулес и вепрь» (1918-19). · В музыке: · И. С. Бах кантата (драма в музыке) «Геркулес на распутье» (1733 г.); · П. Ф. Кавалли опера «Влюблённый Геракл»; Ж. Б. Люлли опера «Алкестида, или Триумф Алкида»; · П. Кайзер опера «Свадьба Геракла и Гебы»; А. Вивальди опера «Геракл на Термодонте»; Н. Порпора опера «Свадьба Геракла и Гебы»; К. В. Глюк опера «Свадьба Геракла и Гебы»; Г. Ф. Гендель оратории «Геракл» и «Выбор Геракла»; К. Сен-Санс симфонические поэмы «Прялка Омфалы», «Юность Геракла» и опера «Деянира».
Прометей Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине. У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими. В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. На Прометеях выступали хоры мужчин и мальчиков. П. дарует человечеству технический прогресс в виде огня. «Все искусства у людей от П.» (Эсхил), причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. В мифах П. — благодетель человечества, созданного при его участии, и покровитель своих созданий. П. создал первую женщину. П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей. Чаще всего изображается с факелом или железным посохом. А также прикованным к скале и страдающим от боли, вызванной терзанием печени орлом. Символическая: символизирует сугубо человеческое, культурное, начало, без которого не было бы самого человека (у Бердяева), позже «…прометеевское начало, и оно есть знак его богоподобия, оно не демонично» (Бердяев). В рус. лит. трактовался как символ передовой науки на пользу человечеству (М. Ломоносов), как символ духовной свободы, света и справедливости (Н. Щербина, Э. Губер, Я. Полонский), как символ буржуазной и политической революции (Н. Огарев, Т. Шевченко). В XX веке Л. Мештерхази трактует его как абсолютное добро и делает Прометея простым смертным, который начинает трезво оценивать свои действия. Психологическая: Отождествляется с нейтр. восхищением воспроизводит. силой человека, говорится об уподоблении человеч. секс. акта божеств-му порождению огня (Абрахам); отождествляет появление огня с секс-ым актом (Башляр Г. «Психоан. огня»); «П. появляется в атмосфере революц. нарождения аналитической псих-гии». Юнговский П. устремлен вперед, в будущее (Юнг «Метаморфозы и символы либидо»; «ключ» от тайны мифа о добывании огня – идея о вытесненном гомосексуальном желании» (З. Фрейд «Добывание и покорение огня») В философии: «Философия свободного духа» Бердяева, «Проблема человека» Н. А. Бердяев. В скульптуре: Ж. Прадье (1827), П. Бурэ (1844) и Г. Маркса (1948). А.Я. Сокол памятник “Раскованный Прометей”; Р. Красницкий «Похищение огня». В кинематографии: Косм. корабль "Прометей" в одноим. фильме Ридли Скота (2012 г.). В музыке: оратории Г. Гофмана, Ф. Вольфарта (1955); оперы Г. Хр. Вагенсейля (1762), И. А. Фишера (1776) и Г. Форэ (1900). Балет Бетховена (1801). «Прометей (Поэма огня)» - муз. поэма А.Скрябина. Симф. поэма №5 "Прометей" Ф. Листа. В литературе: трагедия «Прометей» (1915) Вяч. Иванова. К образу Прометея в европ. Лит-ре обращались Бокаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, А. Жид, Ф. Кафка и др. У. Голдинг «Хапуга Мартин» и др. В живописи: Тициан (1549—50), Рубенс (1613—14), Корнелиус (1825), Моро (1826—98), Бёклин (1882), Ричмонд (1842—1921), Грейнер (1909).
Пигмалион и Галатея          
Парис и Елена          
Дедал и Икар Миф о Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством. Дедал обожествлялся в Греции, и его образ связывался с заупокойным культом. Кроме того, можно предположить, что поводом к его обожествлению стал именно его полет с Крита на искусственных крыльях Таким образом, в крито-микенский период истории Греции был успешно осуществлен полет человека. Это событие так потрясло современников, что в Греции стал складываться культ первого удачливого авиатора – Дедала. Миф о Дедале создался в Афинах - важнейшем центре торговли, промышленности, искусства и науки древней Греции. Имя Дедал означает «искусный». Дедал в греческой мифологии — замечательный изобретатель, архитектор и скульптор, получивший свое мастерство от самой Афины. Ему приписывается изобретение таких инструментов, как топор, бурав и отвес. Чаще всего встречается изображение крылатых героев: Икар низвергается головой вниз с неба, рассыпая перья. Приготовление к полету: Дедал с молотком в руке мастерит крыло, Икар тем временем его держит, крепко прилаживая к телу. Сцена изготовления или приделывания крыльев встречается также в эпоху возрождения и Позже. Юноша проявляет нетерпение, желая поскорее улететь, в то время, как отец привязывает крылья к плечам или поднимает в предупреждающем жесте палец. Крылья обычно присоединяются по всей длине каждой руки, но иногда в барочной живописи они появляются вырастающими за плечами подобно крыльям ангела. Символическая. Ренессансные моралисты использовали тему падения Икара, чтобы научить, как опасны крайности и как хорошо добродетель умеренности, но для других она символизировала пытливый ум человека. Эвгемеристическая. Сын Эвпалама и Меропы, дочери Эрехтея; либо сын Метиона и Ифинои. Потомком Дедала был Сократ. выдающийся художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов, а также построивший лабиринт на острове Крит. Живопись. Икар. Анри Матисс, 1943 г. Падение Икара Питер Брейгель Старший, 1558 г. Икар.Борис Валледжо,1988г. Падение Икара Якоб Петер Гоуи, ок. 1636-1637 гг. Падение Икара Питер Пауль Рубенс, 1636 г. Дедал и Икар Шарль Лебрен, 1645-46 гг. Дедал Доменико Пиола, 1670-е гг. Пейзаж с падением Икара Питер Брейгель Старший, ок 1555 г. Скульптура. Дедал и Икар Античная скульптура Римский рельеф II в. Дедал и Икар Антонио Канова, 1777-79 гг. Дедал Джотто ди Бондоне, после 1334 г. Смерть Икара Поль-Амбруаз Слодц,1743 г. Литература. В. Я. Брюсов - "Дедал и Икар". драма X. Эйленберга "Икар и Дедал" балеты "Полёт Икара" И.Маркевича и "Икар" Ж.Шифера, кантата П.Санкана "Легенда об Икаре".
Нарцисс          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: