Артемида

(греч. Artemis, Artemidos) - в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра Аполлона. Ее почитали также в качестве покровительницы источников, рек, лугов и зверей (А. Браврония). В Аркадии А. известна как богиня музыки и танцев (А. Гимния); как богиня плодородия А. была популярна в Лаконике и Мессении. Наиболее древний культ А. в Элладе связан с принесением человеческих жертв (А. Тавропола). В Спарте существовал обычай бичевать мальчиков до крови перед алтарем А. Ортии - богини инициации. Римляне приравнивали А. к Диане. В переносном значении А. (Диана) являлась символом девичьей чистоты, иногда выступала в качестве синонима Луны.

Борисковская С.И. К вопросу о культе Артемиды в архаическом Коринфе // Культура античного мира. М., 1966. С. 39-46; Демина Н.А. Культ Артемиды Агротеры в Аттике // Античный мир и археология. Саратов. 1974. Вып. 2. С. 31-37.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

АРТЕМИДА

Греческая богиня, возможно, еще доолимпийского происхождения; в сочинениях Гомера она - дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Ей, как и Аполлону, поклонялись на острове Делос, а ее наиболее известные святилища находились в Аттике и Эфесе. Артемида была девой-охотницей, жившей среди, дикой природы и животных (см. Актеон, Каллисто, Ипполит), и часто отождествлялась с Гекатой или Селеной - богиней Луны. В Спарте существовал культ Артемиды-Ортии, восходящий к крито-микенской культуре. Своими стрелами богиня приносила естественную смерть, но также наказывала за отсутствие благочестия (см. Ниоба). Римляне называли ее Дианой. Поэтому ссылка в Новом Завете на храм Дианы в Эфесе, где появление св. Павла вызвало возмущение (Деян. 19), на самом деле ссылка на знаменитый храм Артемиды в Эфесе, одно из семи чудес древнего мира. Там находится прославленная многогрудая статуя богини - покровительницы деторождения.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ГЕБА

(греч. Hebe) - в греческой мифологии богиня юности, дочь Зевса и Геры, жена Геракла. В римской мифологии отождествлялась с Ювентой.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ГЕБА

В греческой мифологии дочь Зевса и Геры - воплощение юности, "вечно юная богиня". У Гомера Геба - подавальщица амброзии и нектара (пищи и напитка небожителей) олимпийским богам. Со временем, после вознесения Геракла на Олимп, Геба становится его женой - как награда за подвиги и в знак примирения с Герой, преследовавшей его всю жизнь.

ГЕРМЕС

(греч. Hermes) - в греческой мифологии вестник и посланец богов, бог животноводства, покровитель пастухов и путешественников, сын Зевса и плеяды Майи; сопровождал души умерших в Аид. Его также чествовали как покровителя торговли и прибыли, гимнасиев и спортивных соревнований. В Риме Г. почитали под именем Меркурия, покровителя купцов.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ГЕРМЕС

Первоначально - фаллическое божество, изображаемое гермами. В олимпийский пантеон вошел как сын Зевса и Майи, дочери Атласа. Считалось, что Гермес родился в Аркадии. В гомеровском "Гимне Гермесу" описаны шалости юного бога: например, он угнал у Аполлона его священных коров. Натянув бычьи жилы на черепаший панцирь, Гермес изобрел лиру. За это Зевс подарил Гермесу широкополую шляпу, крылатые сандалии и кадуцей - традиционный жезл герольда (вестника), увитый двумя белыми лентами (на более поздних изображениях - змеями). В "Одиссее" Гомера Гермес передает Одиссею повеление Зевса покинуть Калипсо, точно так же как у Вергилия Меркурия посылают, чтобы оторвать Энея от Дидоны. Гермес также провожает Орфея к Эвридике в Подземное царство. Гермес считался покровителем видов деятельности, связанных со странствиями: торговли, воровства, путешествий. Одна из немногих, предположительно оригинальных статуй Гермеса, принадлежит Праксителю: Гермес изображен обнаженным, с младенцем Дионисом на руках. Об использовании легенды о Гермесе за пределами античности см. Меркурий.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ДИОНИС

Греческий или догреческий бог вина, освобождения людских страстей, культа плодородия, праздновавшегося в форме строго секретных мистерий. Диониса считали сыном Зевса и Семелы, из мертвого тела которой был вырван Зевсом и доношен в собственном бедре; позднее его воспитывали нимфы, а Силен и сатиры поили вином, давали жевать слегка опьяняющий плющ - символ вечной жизни. Дионис с тирсом - увитым плющом волшебным жезлом - вел своих спутников, менад или вакханок, по Азии и постепенно достиг Греции. Это триумфальное шествие было весьма популярной темой в искусстве: мозаика 2 в. до н. э. изображала Диониса верхом на пантере, на картине Тициана "Бахус и Ариадна" он правит запряженными в колесницу пантерами. Другая легенда, изложенная Гомером в "Гимне Дионису", описывает путешествие через море на корабле, когда Дионис превратил мачты в виноградные лозы. Дионис был принят Аполлоном в Дельфах, где его культ стал более сдержанным. Драматурги Афин писали пьесы для весенних фестивалей - Великих Дионисий. Анализируя воздействие трагедии, Аристотель в "Поэтике" рассматривает высвобождение мощных иррациональных импульсов как необходимый катарсис, или очищение. Безудержный, всеобщий экстаз, у женщин в особенности, не проходил бесследно: его кульминацией могло быть ритуальное убийство жертвы - животного или даже человека, как, например, убийство Пенфея в "Вакханках" Еврипида. На протяжении 5 в. Дионис становится богом смерти и бессмертия (см. Ариадна). Несмотря на попытки ранних республиканцев препятствовать распространению культа в Италии, мистерии в честь Диониса (Бахуса) в Риме сохранялись в форме тщательно оберегаемого секретного культа.

Термин "дионисийский" обычно используется для выражения чувственного, иррационального начала в природе. Так, Ницше в своих ранних работах по эстетике противопоставляет его принципу "аполлоническому" как творческий и чувственный против критического и рационального. Таким образом, трагедия, по Ницше, возникает в результате подчинения Диониса Аполлону. Однако в дальнейшем, развивая идею о "страсти к власти", Ницше наделяет Диониса чертами сверхчеловека и называет своего героя "дионисийский человек".

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ИРИДА

(греч. Iris, Iridos) - в греческой мифологии богиня радуги; считалась посредницей между богами и людьми, поскольку греки верили, что она соединяла небо с землей. И. в переносном смысле - вестница богов.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

(греч.) - богиня радуги, вестница Зевса, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра гарпий. И. изображали обычно рядом с Герой в виде крылатой девушки, держащей в руках кружку с дождевой водой.

(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Богиня радуги и вестница богов у греков. Возможно, радуга, символически соединяя небо и землю, казалась грекам путем, по которому повеления богов доходят к людям. У Гомера Ирида служит Зевсу, однако чаще она выступает в роли служительницы Геры (Юноны). Не существует какого-либо особого мифа об Ириде. Две статуи Ириды находятся в Британском музее.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

МОЙРЫ

(греч. Moiroi - в греческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известны три м. - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). В литературе их изображали зловещими старухами, постоянно прядущими нить человеческой жизни. В Риме их называли парками.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

В греческой мифологии богини судьбы. По разным источникам, мойр либо одна, либо трое (последнее - наиболее распространенный вариант). Имена мойр - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»); Лахесис назначает человеку жребий еще до рождения, Клото прядет нить его судьбы, а Атропос неумолимо приближает будущее.

Хотя мойры - богини судьбы, в мифах не раз подчеркивается, что судьбы определяет и решает сам верховный бог Зевс. Так, у Гомера он взвешивает человеческие судьбы на золотых весах; вдобавок, Зевса нередко именуют Мойрагетом, то есть «водителем мойр». Однако, по замечанию Павсания, Зевс лишь «знает человеческие дела и все то, что назначили Мойры».

Гесиод приписывает мойрам (наравне с керами) кровожадность и подчеркивает в их облике когтистые лапы, которые они запускают в тела раненых на поле битвы. В римской мифологии мойрам соответствуют парки.

МУЗЫ

(греч. Musai) - в греческой мифологии богини-покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число - 9: Клио - м. истории, Эвтерпа - м. лирической поэзии, Талия - м. комедии, Мельпомена - м. трагедии, Терпсихора - м. танцев, Эрато - м. любовной поэзии, Полигимния - м. гимнов, Урания - м. астрономии, Калиопа - м. эпоса. В легендах об Аполлоне м. выступают в качестве покровительниц пения - древние называли Аполлона Мусагетом (предводителем м.). Согласно преданию, м. обитали на горе Геликон в Беотии (или на Парнасе в Фокиде). В Риме м. называли каменами. В переносном смысле муза означает вдохновение.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы - богини поэзии, искусств и наук. Эрато - муза лирической поэзии, Каллиопа - поэзии эпической, Клио - муза истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - религиозной поэзии, Терпсихора - танца, Талия - комедии, Урания - астрономии, Эвтерпа - эротической поэзии. Как правило, музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».

Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.

Среди потомства муз - корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.

(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)

МУЗЫ

Согласно "Теогонии" Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в "Одиссее" они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто лучшее - дар песнопения. Упоминаемый в "Илиаде" фракийский певец Фамирид вызвал муз на соревнование и за свою самонадеянность был ослеплен и лишен дара пения. Музы также были судьями на соревновании Аполлона с Марсием. Гесиод называет имена всех девяти муз, однако их сферы влияния были распределены только в римскую эпоху, когда каждая из муз стала покровительницей определенного вида искусства или науки: Каллиопа - эпической поэзии, Клио - истории, Эвтерпа - музыки, Терпсихора - лирической поэзии и танца, Эрато - гимна, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Полигимния - пантомимы, Урания - астрономии. (Впрочем, сферы влияния муз неоднократно варьировались.) Покровителем муз считался Аполлон, как это изображено на картине Рафаэля "Парнас".

Слово "музей" первоначально означало "обиталище муз": в знаменитом Музее (Музейоне) в Александрии, построенном Птолемеями в 3 в. до н. э., была собрана крупнейшая в античном мире библиотека, при которой находился знаменитый научный центр.

Платон считал, что вдохновение, даруемое музами, представляет собой род "божественного" и необходимого для поэта "безумия". Противопоставление разума и поэтического вдохновения имело в европейской культуре длительную историю и до сих пор вполне актуально, хотя такой ценитель здравого смысла, как Гораций, и замечал, что эксцентризм еще не делает из человека поэта. В поэзии музы (или муза) - это обычно символ вдохновения:

Я видел вновь приюты скал

И темный кров уединенья,

Где я на пир воображенья,

Бывало, музу призывал.

А. Пушкин

НИМФЫ

(греч.) - «девы» - божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напеи), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды - Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов - дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживущими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.

(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

НИМФЫ

(от греч. nymphe - дева, невеста) - в греческой мифологии многочисленные божества в образе юных дев, олицетворяющих силы и явления природы; считались покровительницами брака. Различали н. источников, н. речных, морских, горных, лесных и проч.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

НИМФЫ

В греческой мифологии - духи природы. Считалось, что нимфы - это прекрасные девы, живущие в горных пещерах (орестиады), на деревьях (дриады и гамадриады) и в родниках (наяды). Культ нимф был широко распространен в Греции и продолжал поддерживаться во времена Рима; первое упоминание о нимфах содержится в "Одиссее" Гомера, когда Одиссей просыпается в пещере и видит окруживших его нимф. Нимф считали дочерьми Зевса, способными передавать людям дар предвидения, исцелять их или, наоборот, насылать безумие, иногда они фигурировали как спутники Гермеса или Пана или участники Дионисийских празднеств. Из-за своей близости к дикой природе нимфы в некоторых случаях становятся опасными для людей: так, нимфы ослепили Дафниса и утопили Гиласа, сделали Гермафродита двуполым. С другой стороны, нимфы сами часто становились жертвами людских и божеских страстей: Дафна, Эхо и Эвридика были нимфами.

После Гомера нимфы часто появляются в литературе и искусстве, а в эпоху эллинизма образ нимф связывается с Аркадией и аркадскими пастухами. Тогда же вошло в обычай изображать нимф спящими (например, полотно Кранаха) и сооружать нимфеи - специальные павильоны с фонтанами, посвященные этим божествам. Эти нимфеи - изысканные прообразы древних пещер и гротов, получивших новое толкование, например, как средоточие космических сил у философа Порфирия (трактат "О пещере нимф").

Рубенс, Ватто, Бёклин, Ренуар, Пуссен оставили нам свое видение "младших" богинь.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

НИМФЫ

В греческой мифологии божества природы. Нимфы делятся на водных (наяды, нереиды, океаниды, лимнады), горных (агростины, орестиады), древесных (дриады, гамадриады, альсеиды, мелиады) и др. Главными среди нимф считаются водные. От браков нимф с богами рождаются герои (так, от брака Зевса и Эгины родился герой Эак). Как правило, нимф изображали в образе прекрасных полуобнаженных девушек.

(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: