Троянский конь

Эта знаменитая военная хитрость, посредством которой греки послали в Трою группу людей, спрятанных в полом деревянном коне, была частью цикла троянских саг, известных Гомеру, хотя в "Илиаде" об этом ничего не говорится. Его строитель Эпей упоминается только как кулачный боец. В "Одиссее" (IV) Менелай напоминает Елене, что, когда конь оказался внутри городских стен, она ходила вокруг него, стуча по нему и выкрикивая имена людей, которые, по ее предположению, могли быть внутри, очевидно, конь не представлялся чрезмерно большим. Елена использовалась как приманка, потому что ее сопровождал троянский царевич Деифоб, но Одиссей никому не позволил откликнуться. В "Одиссее" (VIII), при дворе Алкиноя, Одиссей просит аэда спеть о том, как Эпей делал коня с помощью Афины и как благодаря изобретательности Одиссея конь попал в Трою, так что Гомер получает возможность кратко рассказать о разграблении Трои и построить мост между двумя эпосами. В "Одиссее" (II) Одиссей в Подземном мире рассказывает тени Ахиллеса, что его сын Неоптолем был среди тех, кого избрали, чтобы отправить в коне. Но все детали, которыми пользуется Вергилий в "Энеиде" (II), взяты из утраченных младших эпосов: Синон убеждает троянцев, что греки сдались и уплыли навсегда, оставив коня как жертву Афине, а жрец Лаокоон тщетно пытается помешать троянцам затащить коня в город, говоря: "Чем бы он ни был, страшусь я дары приносящих данайцев". Затем Синон ночью выпускает греков, и ворота города открываются для основных отрядов. Этот конь был огромным, "как гора". Греческие ученые, включая Павсания, время от времени пытались объяснить коня как осадную башню в форме лошади, подведенную к стенам, или боковые ворота с изображением лошадиной головы, но это слишком мудрая история, чтобы истолковывать ее в научных комментариях. Она изображалась на ранней росписи помпейских ваз, которые в своем роде так же драматичны, как картины Тьеполо с аналогичным сюжетом.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ТИТАНЫ

(греч. Titanoi) - в греческой мифологии боги старшего поколения, дети Урана и Геи - Гиперион, Кой, Крий, Крон, Океан и Япет. Т. поддержали Крона в его борьбе с Ураном. После того как Зевс лишил Крона власти, т. выступили против олимпийских богов, но потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ТИТАНЫ

В "Теогонии" Гесиода и других ранних греческих легендах это доолимпийские боги или полубоги, дети Урана и Геи. Их часто путают с гигантами. (См. Кронос, Гиперион, Прометей.) Между титанами и олимпийцами произошло сражение, в котором новое поколение богов одержало победу; пораженные титаны были низвергнуты в Тартар.

Наиболее известные изображения титанов дали Рубенс и Фейербах.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ТИТАНЫ

В греческой мифологии боги, предшественники муз, предки Олимпийцев. Они родились от матери-земли Геи и бога неба Урана; их шесть братьев - Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос (Крон); и шесть сестер - Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея. По наущению Геи титаны, все кроме Океана, напали на Урана, и Кронос оскопил отца.

(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)

УРАН

(греч. Uranos) - в греческой мифологии главное божество, олицетворявшее небо. От его брака с Геей (Землей) родились титаны, киклопы и гекатонхейры (сторукие). Титан Крон выступил против отца и лишил его власти.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

УРАН

(греч.) - древний верховный бог, олицетворяющий небо, супруг Геи - земли, которая родила У. и вступила с ним в брак. От брака У. и Геи родились титаны, киклопы, гекатонхейры (сторукие), нимфы и др. Дети У. были ужасны видом, он не любил их и прятал в утробе Геи, заставляя ее страдать. По ее просьбе младший из сыновей У., титан Кронос, оскопил отца серпом. Из капель крови У., упавших на землю, родились эринии и гиганты, а из пены, образовавшейся при падении в море плоти У., вышла Афродита.

(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

УРАН

Греческий бог, символизирующий небо; сын и супруг Геи-Земли. Он - отец титанов, циклопов, сторуких, нимф и т. д. Хотя Уран отличался могучей жизненной силой, почти все его дети были ужасны видом. Уран прятал их в утробе Земли, что причиняло ей жестокую муку. По просьбе Геи младший сын Кронос серпом оскопил отца. Из капель крови, упавших на землю, появились гиганты, эринии, а из крови, попавшей в море, возникла богиня Афродита. Миф об Уране насквозь архаичен. Небо и Земля мыслятся одним целым, которое затем разделяется на две сущности - мужскую и женскую, при первичности женского начала - Геи-Земли.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ФАТУМ

("рок", "предопределение", "судьба")

Представление о надличностной непостижимой силе, определяющей судьбу человека или коллектива, которая у Гомера как подчинена богам (в конечном счете - Зевсу), так и выше их. Чаще всего судьба образно связана с тремя божественными сестрами (мойры - у греков, парки и фаты - у римлян), дочерьми Зевса и Фемиды - согласно Гесиоду. Платон не считал их дочерьми богини Ананке ("необходимость"), вращающей мировое веретено. Их имена - Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), которая обрезает нить судьбы в момент смерти. Фаты официального культа не имели.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ФАТУМ

(лат. fatum - рок) - в этрусской и римской мифологии воплощение неотвратимой судьбы; отождествлялся с греческими мойрами и выступал в облике трех персонажей - фатов. Согласно этрусскому религиозному учению, можно было с помощью жертвоприношений и молитв избежать ф.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: