Общие положения. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль осуществляется постоянно в виде беседы на семинарских занятиях, самоконтроля студентов (дополнительные вопросы в планах семинарских занятий).

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала и проводится в форме тестирования по разделу 1 учебной дисциплины: «Основные понятия теории искусства»

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена, а для студентов заочной формы обучения предусмотрены также контрольные работы по дисциплине.

Перечень контрольных вопросов к экзамену

1.Искусство: его место в мире духовных ценностей человека.

2. Система классификации видов искусств: пространственные и временные искусства.

3. Основные виды искусств, их общая характеристика.

4. Изобразительные искусства: основные виды и понятия.

5. Графика: классификация и виды графики.

6. Рисунок: истоки и становление.

7.Инструменты и техники рисования.

8. Вспомогательная и воспитательная роль рисунка.

9. Печатная графика: основные виды и общие понятия.

10. Резцовая гравюра: способы создания.

11. Скульптура, ее виды и общие понятия.

12. Основные жанры скульптуры.

13. Монументальная скульптура и ее жанры.

14. Роль материала в скульптуре.

15.Основные скульптурные материалы: глина, камень, металлы, дерево, кость.

16. Основы живописи: общие понятия.

17. Основные виды живописи: принципы классификации.

18.Монументальнвя живопись: виды и характеристики.

19. Станковая живопись: история становления.

20. Основные материал станковой живописи: принцип классификации.

21. Основы техники станковой живописи: пастель, акварель, гуашь, темпера.

22. Масляная живопись: история создания и техника.

23. Основные принципы колорита в живописи.

24. Жанры в живописи: истоки и становление.

25. Портретный жанр в живописи.

26. Мир вещей: натюрморт в живописи.

27. Архитектура как вид искусства: основные виды и формы. Истоки архитектуры.

28. Архитектура Древнего мира: от Египта до Византии – общая характеристика.

29. Готическая архитектура.

30. Архитектура эпохи Возрождения.

31. Архитектура западноевропейского барокко и классицизма.

32. Русская архитектура ХIХ – начала ХХ вв.

33. Музыка: история и становление.

34. Жанры в музыке.

35. Искусство театра: история и развитие.

36. Литература: основные виды и жанры.

37. Декоративно-прикладное искусство: основные виды и характеристика.

38. Искусство танца.

39. История русского балета: школы и направления.

40. История костюма: от «фигового листа» до бикини.

5.3. Тестовые задания рубежного контроля

1. Какой вид искусства является самым древним с точки зрения истории искусства?

а) гончарное; искусство

б) графическое искусство;

в) скульптура;

г) архитектура.

2. Какой вид печатной графики относится к разделу резцовой?

а) литография;

б) ксилография;

в) офорт.

3. Какой из древне-греческих архитектурных ордеров символизирует мужественность?

а) ионический;

б) коринфский

в) дорический;

в) тосканский.

4. Какая из техник является переходной от рисования к живописи?

а) акварель;

б) темпера;

в) пастель;

г) гуашь.

5 Где находится храм Бороб′удур?

а) Бирма (Мьянма)

б) Индонезия;

в) Индия;

г) Кампучия.

6. Какой из известных домов Петербурга не относится к стилю модерн?

а) дом Мертенса;

б) дом Нобеля;

в) дом Зингер;

г) Дом с “четырьмя колоннами”

7. К какому из периодов истории искусства относится "братство" прерафаэлитов?

а) готика;

б) “ Высокое возрождение”;

в) проторенессанс;

г) английская живопись середины ХIХ века;

д) итальянская живопись конца ХVIII века.

е) французский импрессионизм.

8. Какая часть архитектурной конструкции не относится к несомой части?

а) антаблемент;

б) архитрав;

в) капитель;

г) фриз.

в) арка.

9. К какому виду изобразительных искусств относятся инталии?

а) графика;

б) скульптура;

в) живопись;

г) гравюра.

10. Какая техника рисунка называется итальянским карандашом?

а) черный мел;

б) уголь;

в) соус;

г) сангина.

11. Какой из петербургских театров был создан в честь супруги императора?

а) Мариинский;

б) Александринский;

в) Малый театр оперы и балета.

12. Кто состоял соредактором журнала “Мир искусства”?

а) В.А. Серов;

б) А.Н. Бенуа;

в) Е.Е. Ласере;

г) К.А. Сомов.

д) М.В. Добужинский.

13. Какой танцовщице посвятил свои знаменитые балетные стихи А.С. Пушкин?

а) Матильде Ксешинской;

б) Авдотье Истоминой;

б) Марии Тальони.

14. Какой из великих художников стал основоположником импрессионизма в кино?

а) Г.В. Александров;

б) А.А. Ханженков;

в) С.М. Эйзенштейн.

15. Какая из перечисленных древнегреческих муз не относится в нашем понимании не к музам а наукам?

а) Евтерпа; б) Каллиопа; в) Клио, г) Талия; д) Мельпомена; е) Полигимния; ж) Терпсихора; з) Эрато.

16. В каком веке появился танец вальс?

а) в ХVII веке;

б) в ХVIII веке;

в) в ХIХ веке;

г) в ХХ веке.

17. К какой разновидности музыкальных инструментов в наибольшей степени относится клавикорд?

а) струнные;

б) щипковые;

в) клавишные;

д) ударные.

18. Какие из произведений искусства не относятся к скульптуре?

а) камея;

б) глиптика;

в) барельеф;

г) финифть;

д) горельеф;

и) инталии.

19). Кто был самым главным мастером фламандского натюрморта ХVII века?

а) Веласкес;

б) Рембрандт;

в) Франс Снейдерс;

г) Франс Халс;

д) Виллем Хеда:

20) Какого художника называют “певцом мадонн”?

а) Рафаэль;

б) Леонардо да Винчи;

в) Мурильо;

г) Тициан.


6. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

А

Абака, абак (фр. abaque от греч. abacus – доска) – в архитектуре верхняя часть капители дорического ордера, представляющая собой квадратную плиту, которая принимает на себя тяжесть архитрава. В более широком значении – верхняя часть капители вообще.

Абстракционизм (фр. abstractionnisme – абстрагирование) – художественное направление в изобразительном искусстве ХХ в., основанное на предельном абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов и крайней формализации композиции.

Авангардизм (фр. avantgardisme от avant – передовой и garde – отряд) – тенденция отрицания традиций и поиск новых форм, проявляющаяся в искусстве различных направлений, школ и в творчестве отдельных художников, главным образом, ХХ в., когда и появился этот термин.

Аверс (фр. avers adversus – обращенный лицом) – в медальерном искусстве передняя, лицевая сторона монеты в отличие от реверса – оборотной стороны.

Академизм (фр. académisme от греч. Academia) –в изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях ХVI–ХIХ вв., суть которого заключается в догматическом следовании канонам, классическим образцам, признанными идеальными и непревзойденными.

Акварель (фр. aquarelle – от лат. aqua – вода) – водяная краска, т.е. краска, разводимая водой, а также живопись такими красками. Акварель занимает промежуточное положение между графическим и живописным искусством.

Акмеизм (от греч. akmē – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии 1910-х гг., провозгласившее освобождение от символических порывов к идеальному, возврат к стихии “естества”; одновременно склонность к эстетизму и камерности.

Ампир (фр. – empire – империя, лат. imperium – власть, могущество) – художественный стиль, созданный во Франции в начале ХIХ в. в эпоху наполеона Бонапарта, ориентированный в отличие от классицизма не на греческую, а на римскую античность; рассматривается также и как последняя стадия развития классицизма.

Антаблемент (франц. entablement) – верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера (членится на архитрав, фриз, карниз.

Ансамбль (фр. ensemble – вместе) – взаимная согласованность, взаимосвязь, единство частей, каждая из которых представляет собой вполне самостоятельное целое. Например, архитектурный ансамбль различных зданий, ансамбль предметов интерьера, ансамбль музыкантов.

Арабеска (ит. arabesco – арабский) – разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетения линий, завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей; возник на Востоке. Позднее термин “арабескса” получил более узкое значение – причудливый орнамент только из растительных форм.

Архитектура (лат. architectura от греч. architékton – строитель), или зодчество – здания и другие сооружения, а также их комплексы, создающие среду, необходимую людям для их жизни, часть материальной и одновременно духовной культуры, эстетически формирует окружение человека.

Архитрав (фр. architrave – от лат. archi – главный и trabs – балка, перекладина) – главная балка, другое название эпистиль, нижняя часть антаблемента, горизонтальное перекрытие, опирающееся непосредственно на вертикальные колонны, столбы.

Б

База – (греч. basis – шаг, стопа) – основание, подножие, нижняя опорная часть колонны или столба.

Базилика(греч. “царская”) – в Афинах присутственное место архонта-базилевса для судебных заседаний и торговых сделок в виде прямоугольного здания из трех залов; со временем многие из них были превращены в христианские храмы.

Бидермайер (нам Biedermeier – игра слов: “бравый господин Майер”) – художественное направление первой половины ХIХ в., получившее распространение главным образом в живописи, графике, мебели и декоративном искусстве Германии и Австрии. Название произошло от имени героя популярного в то время сборника стихов немецкого поэта Л. Айхродта.

В

Викторианский стиль – стиль английского искусства вторйо половины ХIХ в., ретроспективного направления, соединяющий элементы английской готики, Ренессанса и рококо; совпадает по времени с правлением английской королевы Виктории (1837–1901).

Витраж (фр.vitrage – оконное стекло от лат vitrum – стекло) – застекленная поверхность окон или дверей, изготовлялись из цветных стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, и дополнялись росписью.

Возрождение (Ренессанс) как период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ХIV–ХVI вв., в др. странах конца ХV–начала ХVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени, от культуры поместья и рыцарского замка к городской культуре. Для Возрождения характерны: гуманизм, антиклерикализм (секуляризация), обращение к античному наследию. Характерно появление “ренессансного человека” (изменение представления о человеке от “сосуда греха” к “венцу творения”).

Г

Гобелены. См. шпалеры.

Готика (от ит. gotico – готский) – готический стиль в архитектуре позднего Средневековья (ХII–ХV вв.), сменивший романский стиль. Термин “готика” возник в Италии ХVI в. и выражал отрицательную оценку искусства позднего средневековья, как примитивного и варварского. Первые признаки готического стиля появились во Франции в ХII в. и развивались поэтапно на протяжении ХII–ХVвв. во всех европейских государствах. Для готического стиля характерна каркасная система со стрельчатыми арками, ажурные башни соборов, большие стрельчатые окна с многоцветными витражами.

Гравюра (фр. gravure от graver – вырезать) – техника нанесения углубленного рисунка на твердые материалы.

Графика (греч. graphikē от греч. graphō – пишу) – вид изобразительного искусства, более других приближенный к письму, рисунку, условному знаку, так как основным графическим средством является плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида: рисовальную (см. рисунок), где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную: гравюру и литографию. Границы между графикой, рисунком и живописью относительны и подвижны. Примером переходных видов изобразительного искусства могут служить рисунок пастелью и акварель.

Д

Декаденс (от лат decadentia – упадок) – общее наименование упаднических, кризисных, пессимистических настроений, явления и направлений в искусстве.

Е

Ехидна (гр. ehidna – змея) – в древнегреческой мифологии чудовище, полузмея-полуженщина. От нее произошли сказочные существа, в том числе гидра, химера и сфинкс.

Ж

Живопись (от русск. живо и писать)– вид изобразительного искусства, заключающийся в создании с помощью красок картин, наиболее полно и непосредственно (живо) отражающих действительность.

З

Замковый камень (от слова “замок”) – клинообразный камень, устанавливающийся по завершении выкладывания арки или свода в центре и прочно запирающий боковым распором все остальные камни.

И

Идеализм (от греч. idea – идея) – общее название философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое первично, а материя – вторично. Отсюда – идеализация – мысленный акт, преобразующий представления об объективной действительности в их более освершенный с точки зрения человека, образы.

Иероглифы, иероглифическая письменность (от греч. hieros – священный и glyphē – то, что вырезано) – древние рисуночные знаки египетского письма, а также – китайского и японского.

Изобразительные искусства – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику.

Импрессионизм (фр. “ímpression” – “впечатление”) – направление в живописи, зародившееся в 1860-х гг., получившее название от картины Клода Моне “Впечатление. Восход солнца” (1874), стремившегося запечатлеть реальный мир в его изменчивости и передать свои мимолетные впечатления

Искусство (от слав. искус, кусить – опыт, проба, попытка)– 1) художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и т.д.; 2) В узком смысле – изобразительное искусство.

Испано-мавританский стиль – художественный стиль мавров, господствующих с VIII по ХV в. на большей части Пиренейского полуострова; он привнес восточные элементы в архитектуру Европы (дворец в Альгамбре), геометрический орнамент (см. арабеска), искусство поливных изразцов, люстровую керамику (см. люстр).

К

Канон (греч. kanon – измерительный инструмент для определения прямого направления, правило, отвес) – в древней Греции в переносном значении система идеальных пропорций человеческой фигуры, рассчитанных древнегреческим скульптором Поликтетом (V в. до н.э.); в дальнейшем – система правил, художественных приемов и эстетических норм, считавшихся незыблемыми, обязательными для какого-либо стиля.

Капитель (нем. Kapitel – глава от лат. capitellum – головка) – в классической архитектуре часть ордера, венчающая вертикальную опору (колонну, пилястру), форма которой служит переходом к горизонтальному архитраву.

Классика (от лат classicus – первоклассный, образцовый) – высшая стадия развития какого-нибудь художественного стиля.

Классицизм (нем. Klassizismus от лат classicus – см. классика) – художественный стиль, ориентированный на формы античной, прежде всего греческой классики.

Конструкционизм – направление в советском искусстве в 1917–начале 1920-х гг., выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека, проявилось в проектах архитектурных сооружений, конструировании мебели, посуды, моделей одежды и т.д.

Культура (от лат cultura – возделывание, обрабатывание, воспитание, образование) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, все, созданное им помимо природы (natura), включая одомашнивание животных и селекцию культурных растений. Культура делится на материальную и духовную, но грань между ними весьма условна. Многозначность понятия “культура”. Массовая культура. Элитарная культура. Субкультура. Контркультура.

Л

Лакировка (от нем Lack, фр. laguer – приглаживать, покрывать) – техника покрытия различных материалов с помощью кисти тонким слоем лака.

Левкас (лот греч. levkas – фон, основание, подготовка) – в древнерусском искусстве грунт под роспись; для фресок из мела с глиной, поверх которого наносится слой извести с толченым кирпичом.; для икон приготовляется грунт из мела с рыбьим коем.

М

Мавританский стиль (от лат. Mauretania – Мавритания от лат. Mauri греч. mauros – темный) – обобщающее название искусства арабских племен, называвшееся в средневековье маврами и населявших в V–VII вв. Северо-Западную Африку, а с VIII в. завоевавших Пиренейский полуостров (см. испано-мавританский стиль).

Майолика (ит. mailica от исп. Majorca – название острова. Через который первоначально испанская керамика экспортировалась в Италию) – тип керамики с черепком белого цвета, покрытым также белой непрозрачной оловянной глазурью и с последующей росписью “по сырому”, глазурованием и обжигом.

Материализм (от лат materialis – вещественный) – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания, что материя первична и никем не сотворена.

Мифология (от греч. mythos – предание, сказание) – 1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и т.д.); 2) наука, изучающая мифы.

Модерн – (от фр.moderne – новейший, современный) – стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХIХ–начала ХХ вв.: новые технико-конструктивные средства, свобода планировки, своеобразный декор, акцент на индивидуальность зданий. Трагедия модерна как трагедия напряженного и интенсивного творчества, не достигшего гармонической завершенности. Художественные объединения: “Гильдия века” в Англии (1892) Сецессион (“Отделение”, “уход”) – объединения художников в Германии и Австро-Венгрии (Мюнхен, Берлин, Вена) и пропаганда “нового искусства”: модерн в России, “ар нуво” во Франции и Бельгии, югендстиль в Германии, “либерти” в Италии, “модерн стиль” в Англии, “сецессион” в Австро-Венгрии, “стиль Тиффани” в США.

Мозаика (франц. mosaїque) – изображение или узор, выполненные из отдельных кусков цветных камней, стекол (смальты), керамической плитки, дерева или иных матриалов с помощью связывающего раствора; появилась в Греции с V в. д о н.э. под влиянием Востока.

Н

Натурализм (фр. naturalisme от лат natura – природа, естество) – тенденция к максимально точному изображению отдельных явлений действительности во всей их конкретной полноте без обобщения связей и отношений с другими явлениями. Натурализм следует отличать от реализма.

Натюрморт (фр. nature morte – мертвая природа) – жанр изобразительного искусства или произведение такого жанра, а также – объект изображения, состоящий из отдельных форм окружающей человека обстановки, а которую, однако, могут включаться не только “неодушевленные” предметы, а и природные формы: цветы, плоды, птицы, рыбы и др. (точнее “тихая жизнь”).

О

Ордер архитектурный (нем. Order от лат. ordo – ряд) – определенная система распределения частей здания, при которой выделяются несущие части – колонны, и несомые – антаблемент. В античной архитектуре различают три главных ордера: дорический (более низкий с простой капителью), ионический (спиралевидные завитки – волюты), коринфский (капитель в виде “корзины”).

П

Пастель (фр. pastel от лат. pasta – тесто) – вид и техника изобразительного искусства, использующая в качестве материала мягкие цветные карандаши, изготовленные из красителей, мела и связующих веществ.

Петроглифы (от греч. pétros – камень и glyphē – резьба) – наскальные изображения неолитических охотников и рыболовов Старого и Нового света в северной полосе III–II тыс. до н.э.; в России – на берегах Белого моря и Онежского озера.

Портик (от лат porticus) – крытая галерея с колоннадой (одна стена глухая) для защиты гуляющих от солнца и дождя, обычно перед входом в здание, или самостоятельное строение.

Протестантизм (от лат. protestans –публично доказывающий) – одно из основных направлений в христианстве, отколовшееся от католицизма в ходе Реформации в ХVIв. Объединяет множество самостоятельных церквей (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, и др.). Для протестантизма характерны: отказ от противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ.

Р

Реализм – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных стилей и различных видов искусства

Реверс (от лат. reverses – обратный) – в медальерном искусстве оборотная сторона монеты, медали, в отличие от аверса – лицевой стороны.

Ренессанс. См. Возрождение.

Рисунок – структурная основа зрительно воспринимаемой формы, любого изображения: графического, живописного, скульптурного; рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Рисуют карандашом, пером и пр., а красками – пишут.

Рокайль (фр. rocaille – скальный от roc – скала, утес) – главный элемент орнамента рококо, строящийся на основе формы завитка раковины.

Рококо (от фр. rocaille – декоративный мотив в виде раковины) – стилевое направление в европейском искусстве второй четверти – середины ХVIII в. возникшее во Франции в период кризиса абсолютизма. Для рококо характерны изысканность, отсутствие симметрии, богатый декор, интимность, мир фантазии, театральной игры, мифологических и пасторальных сюжетов.

Романский стиль – стиль средневекового западноевропейского искусства Х–ХII вв. (в ряде стран и ХIII в.), времени полного господства феодальной религиозной идеологии; для архитектуры был характерен крепостной характер.

Романтизм (франц. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца ХVIII– первой половины ХIХ в. после Великой французской революции; мучительный разлад идеала и действительности – основа романтического мировосприятия и искусства.

С

Семь чудес света – наиболее значительные создания в эпоху античности стены Вавилона, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, сожженный Геростратом, Колосс Родосский, Мавзолей в Галикарнасе. Из античных творений сюда включали также: Фаросский маяк, статую Афины Парфенос работы Фидия, Колизей.

Смальта (нем. Smalte) – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

Сентиментализм (от франц. sentiment – чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины ХVIII–начале ХIХ вв.. провозглашавшее культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации.

Т

Театр (от греч. théatron – место для зрелищ, зрелище), род искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Темпера (ит. tempera от лат temperare – умерять, смягчать, смешивать) – краска, состоящая из пигмента, замешенного на яичном желтке, белке или казеине и разбавляемая водой; появилась раньше масляной живописи.

У

Углубленный рельеф – разновидность барельефа, целиком заглубленного в плоскость изображения.

Ф

Фаберже (нем. Faberge) – изделия знаменитой ювелирной фирмы Карла Фаберже, основанная его отцом Густавом Фаберже в Петербурге в 1842 г.

Фактура (лат. factura – обработка, строение) – зрительно-осязаемое качество какой-либо поверхности, например, гладкая. Шероховатая.

Фарфор (от араб. fahfuri – из кит.: императорский, сын неба; ит. porcellino – морская раковина “поросенок”) – вид керамики.

Фаянс (фр. faїence от ит. Faenza – город в Италии) – название итальянской, а затем и французской майолики по одному из центров ее производства в ХVI в.

Финифть. См. эмаль.

Фреска (от ит. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде; одна из техник стенных росписей.

Х

Художник (от слав. художный – сведущий, опытный) – творчески мыслящая личность, человек, создающий неповторимые художественные образы.

Ц

Цоколь (ит. Zoccolo) – основание стены, столба, колонны, пилястры, поэтому первый этаж здания, оформленный как фундамент, называется цокольным.

Ч

Чернь, чернение, черная эмаль – искусство гравированного рисунка по металлу, чаще серебру, с заполнением его углублений специальной черной краской и последующим прокаливанием.

Ш

Шаблон (нем. Sahblone – образчик, проба) – приспособление, повторяющее профиль формы, ее проекцию, разрез или план в натуральную величину. В переносном значении слова: стандарт, банальность.

Шпалера (нем Spalier от ит. spalliera – ряд деревьев от spalla – плечо, подпорка) – первоначально в искусстве регулярного парка ХVII в. прямые ряды подстриженных кустов и деревьев, затем название тканных ручным способом настенных безворсовых ковров, которые при развеске вдоль стен образовывали ряды – шпалеры. Шпалеры. Изготовленные на Королевской мануфактуре в Париже в квартале Гобеленов назывались гобелены.

Э

Эволюция (от лат evolution – развертывание) – в широком смысле представление о постепенных и закономерных изменениях в природе и обществе как результат более или мене длительных изменений ее предшествующего состояния.

Эклектика (от гр. “выбирающий”) – подражание историческим стилям прошлого во второй трети ХIХ в., прежде всего. – в архитектуре; в отличие от эклектизма (смешения стилей).

Экспрессионизм – одно из направлений западноевропейского искусства конца ХIХ–начала ХХ в., сознательно искажавшего сюжет, форму и цвет для выражения своего состояний души (как правило, печального): художественные объединения начала ХХ в. в Германии (“Мост” и “Синий всадник”) и Франции (фовизм).

Эмаль (фр. émal – плавить) – блестящее покрытие, как правило, цветное, полученное плавлением различных материалов. В древности – стекловидная масса, наплавленная на металлическую основу. В Древней Руси известна под греческим названием финифть.

Эпистиль. См. архитрав.

Этикетка (фр. etiquette голл steken – совать, втыкать) – товарный знак. Ярлык, наклеиваемый на какое-либо изделие, марка с его названием; отсюда этикетаж – область прикладной графики.

Ю

Ювелирное искусство (голл juwelier от juweel – драгоценный камень) – искусство обработки драгоценных камней и металлов и изготовление украшений, а также миниатюрное, тонкое искусство вообще.

Я

Яхонт – древнерусское название рубинов и сапфиров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: