double arrow

Изменение состава фразеологизма как стилистический прием 8 страница


Методы изложенияматериала основной частим могут быть разными:

1 Индуктивный метод предполагает анализ материала от частного к общему, от конкретных фактов к выводам.

2 Дедуктивный метод позволяет выстроить рассуждение от общего к частному, через выдвижение каких-либо положений с разъяснением их смысла на примерах.

3 Метод аналогии – это сопоставление различных явлений, событий, фактов, сходных между собой.

4 Метод контраста построен на сравнении полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставлении.

5 Ступенчатый метод предполагает последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев проблему, автор уже более к ней не возвращается.

6 Концентрический метод представляет собой расположение сообщаемого вокруг главной проблемы, единого центра. Говорящий анализирует предмет со всех сторон, при помощи разных определений, примеров, объяснений., переходя от общего рассмотрения к более глубокому.

Одна из особенностей научного стиля – объективность подачи материала. Одним из основных способов создания эффекта объективности содержания является ссылка на научную традицию – указание на обращение к данному объекту исследования, проблеме, задаче, термину и т.п. других ученых.

В научных работах рассматриваются или упоминаются названия трудов по рассматриваемой проблеме (библиографические ссылки в тексте, библиографические списки в конце работы), приводятся цитаты.




Материалы научного текста, не являющиеся особо важными для понимания, включаются в приложение.

Игнорирование принципа преемственности недопустимо. В лучшем случае это может быть расценено как небрежность, в худшем – как присвоение себе результатов чужого интеллектуального труда, т.е. плагиат.

Требование объективности определяет особенности манеры повествования: отказ от «личной» манеры повествования, т.е. от повествования в 1-ом лице единственного числа, также намечается тенденция отказа от «авторского мы», т.е. повествования в 1-ом лице множественного числа. Предпочтение отдается использованию безличных, неопределенно-личных и определенно-личных конструкций.

7.5 Особенности научно-популярного изложения

Научно-популярный стиль изложения чрезвычайно важен для живой передачи знаний, для того, чтобы не прерывалась культурная традиция. Научно-популярный подстиль, наряду с основной функцией научного стиля – передачей логической информации и доказательством ее истинности, имеет еще и функцию популяризации. Если посредством собственно научного подстиля специалист обращается к специалисту, т.е. адресату, владеющему не только научными знаниями, но и языков науки, то посредством научно-популярного подстиля специалист обращается к неспециалисту, не знакомому в достаточной степени ни с данной наукой, ни с ее языком.



Использование научно-популярного подстиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю. Научно-популярное изложение предполагает варьирование стратегии и тактики речи а аудиториях разных типов, преодоление барьеров восприятия, включение средств речевого контакта и привлечения внимания. Слушающему должна быть ясна логика изложения, понятны переходы от одной части к другой.

Определены следующие принципы популярного изложения:

- «перевод» с абстрактного (секвестр – сокращение бюджетных расходов);

- конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т.п.;

- художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описание, повествование, рассуждение) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией.

Своеобразие популярного изложения обусловлено парадоксальной природой объяснения. Это не то же самое, что определение, в основе которого лежит формальная логика доказательства. Определение всегда требует расшифровки, конкретизации, например: инфляция – обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота.

Определение, в отличие от объяснения, не может базироваться на отрицании, на аналогии, на повторе, на описании или повествовании. Для определения используются лаконичные предложения. Для объяснения же используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с многочисленными повторами, возможно, вопросо-ответная.

Существует множество способов объяснения понятий, среди них:

- демонстрация предмета или явления – простейший и очевидный способ объяснения;

- указание на объем понятия (авуары – это не деньги вообще, а только те, которые находятся в иностранных банках);

- сравнение, аналогия;

- перечисление признаков (еж – маленький, колючий, любит яблоки, сворачивается в клубок);

- словарное толкование (конгениальный – не сверхгениальный, а близкий по духу);

- указание на этимологию (происхождение) слова (инфляция от лат. Inflatio – вздутие).

7.6 Стилистические особенности научно-технической литературы

Под научно-технической литературой следует понимать всю литературу, предназначенную для обслуживания профессиональной деятельности.

Тематический диапазон научно-технических изданий охватывает все виды и стороны деятельности и все области знаний (техника, точные науки, естествознание, гуманитарные науки). Научно-технической литературе свойствен высокий уровень научности и объективности в подаче материала. Порядок расположения материала, как правило, является систематическим, для него характерна стандартизированность композиционно-смысловых частей и оформления.

Принципиальной особенностью научно-технической литературы всех видов является общность целевого предназначения и, следовательно, читательского адреса. Цель научно-технической литературы - информационное обслуживание профессиональной деятельности, как научно-теоретической, так и практической. Читательская аудитория научно-технической литературы состоит из специалистов, занятых в определенной области науки или практики и обладающих определенным уровнем специального образования.

Задачи научно-технической литературы порождают необходимость использования специального языка, т.е. естественного языка с элементами языков искусственных, или символических языков науки (формулы, таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики и др.). Такое представление информации высокоэкономично. Способ изложения материала в стиле научно-технической литературы в первую очередь основан на описании. Научно-техническая речь включает в себя элементы делового стиля. Жанром научно-технической речи, носящим одновременно информационный и правовой характер, является ПАТЕНТ.

Основными видами иллюстративного материала в научно-технической литературе являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.

Чертеж — распространенный вид иллюстраций в научно-технической литературе. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части, Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов.

Чертеж в данном случае не является рабочим чертежом, по которому изготовляется деталь или агрегат. Это прежде всего иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для понимания конструкции объекта либо характера его действия или устройства.

Названия узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо, по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.

Разрезы и сечения на чертежах, а также стрелки, указывающие расположения проекций, обозначают буквами русского алфавита. При этом слова "Сечение" и «Разрез» не пишут.

Технические рисунки используются в научно-технических работах, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в аксонометрической проекции, что позволяет наиболее просто и доступно изобразить предмет. Несмотря на свою простоту, технический рисунок обладает широкими познавательными возможностями.

С помощью технического рисунка можно с большой степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов. Он помогает легко устранить все ненужное, мешающее понять суть дела и выделить основные части изображаемого, показать механизм или его деталь в разрезе. Особенно полезен технический рисунок, когда требуется показать монтаж устройства или отдельные детали его узлов.

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

На схемах различных устройств вся измерительная и коммуникационная аппаратура: электрические, электронные, кинематические, тепловые и другие виды приборов и механизмов — должна быть изображена с использованием обозначений, установленных соответствующими стандартами.

На схемах всех видов должна быть выдержана толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина линий их связей.

В некоторых работах пространственные схемы различных систем изображаются в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы обычно называют блок-схемами. Однако для большей ясности и наглядности при вычерчивании блок-схем нужно стремиться к натурному изображению приборов и аппаратов, выдерживая примерно их размеры.

Формула — это комбинация математических или химических знаков, выражающих какое-либо предложение.

Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк в подбор. В подбор обычно помешают формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагаются на отдельных строках.

Нумерация формул производится следующим образом: нумеруются наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте; не нумеруются формулы, на которые нет ссылок в тексте.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Место номера, не умещающегося в строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы.

При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е.арабскими цифрами в круглых скобках. Например: в формуле (3.7); из уравнения (5.1) вытекает...

Если ссылка на номер формулы находится внутри выражения, заключенного в круглые скобки, то их рекомендуется заменять квадратными скобками. Например: Используя выражение для дивергенции [см. формулу (14.3)], получаем...

Правила пунктуации в тексте с формулами следующее: формула включается в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул ив тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации. Двоеточие перед формулой ставится лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации: 1) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово; 2) этого требует построение текста, предшествующего формуле.

Экспликация — это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация в научно-технической литературе отвечает следующим требованиям:

1 Размещается только после формулы, от которой отделяется запятой.

2 Начинается со слова "где".

3 Символы располагаются в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняется числитель, а затем — знаменатель.

4 Включаются все символы из формулы или группы формул, после которых экспликация расположена. Знаки препинания расставляются в экспликации следующим образом:

1 Между символом в расшифровке ставят тире.

2 Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.

3 После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.

4 В конце последней расшифровки ставят точку, например:

V=S/t,

где S — путь, м;

t — время, сек.

В научно-технической литературе добиваются краткости изложения, применяя лексические, морфологические и синтаксические способы повышения информационной емкости текста.

Краткость в передаче содержания достигается благодаря различного рода сокращениям слов и словосочетании, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами. При первом упоминании повторяющегося термина заменяющая его аббревиатура приводится в круглых скобках. Например: "Исследована электрическая прочность воздушно-масляной изоляции (ВМИ). Установлено, что ВМИ в зависимости от...".

Большое распространение получили смешанные терминологические сокращения (УФ-лучи, ИК-спектр, ВЧ-подогрев вместо "ультрафиолетовые лучи", "инфракрасный спектр", "высокочастотный подогрев"), условные аббревиатуры (кпд, гвв, эдс, вмт вместо "коэффициент полезного действия", "горизонт верхних вод", "электродвижущая сила", "верхняя мертвая точка"), а также сокращения ключевых слов.

Существуют три способа сокращения ключевых слов: 1) оставляют только начальную букву слова (например, "ч." вместо "часть"), 2) оставляют часть слова, отбрасывая окончание, суффикс или несколько слогов ("уд." вместо "удельный"), 3) пропускают несколько букв в середине слова, соединяя их дефисом («тем-ра" вместо «температура»). Последний прием более предпочтителен для тех слов, которые в тексте изменяются по падежам.

Большие возможности лаконизации текста заложены в использовании морфологических средств. При описании нововведений наиболее часто используются краткие страдательные причастия (например, "установлены основные параметры процесса", "выявлена повышенная гигроскопичность мерсеризованных тканей").

В сложных словах, состоящих из числительного и прилагательного, первую часть слова обозначают цифрой, а вторую присоединять через дефис (5-км участок, 1,5-т автомобиль). Широко используются конструкции с существительными в родительном падеже, выстроенными в виде цепочки, чтобы вместить в одну фразу максимум информации, например: "Выявлены резервы повышения уровня эксплуатации линий электропередач и производительности труда обслуживающего персонала".

В научно-технической литературе используется такой вид повтора, как композиционный стык ( последнее слово предыдущего предложения совпадает с первым словом последующего предложения).

Очень часто в научно-техническом тексте возникает необходимость в определенной последовательности перечислить технологические операции, трудовые приемы, неисправности машин и механизмов. В таких случаях обычно используются сложные бессоюзные предложения, в первой части которых содержатся слова с обобщающим значением, а в последующих частях по пунктам конкретизируется содержание первой части. При этом рубрики перечисления строятся однотипно, подобно однородным членам при обобщающем слове в обычных текстах.

В научно-технических текстах встречается много перечислений (перечней), состоящих как из законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой. Существует два варианта оформления таких фраз.

Первый вариант: перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. Например: Турбины разделяются на три вида: 1) активные, 2) реактивные и 3) комбинированные.

Второй вариант: перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

Новый станок отличается от старого:

а) наличием экранизирующего щита;

б) большой скоростью крашения сверла.

в) лучшей изоляцией электропроводки, распределительных щитов и пульта управления.

В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой. Например:

По принципу действия автомобильные и мотоциклетные двигатели делятся на две основные группы:

1 Карбюраторные двигатели. К их числу относятся двигатели автомашин и двигатели мотоциклов.

2 Дизельные двигатели. Это прежде всего двигатели тяжелых грузовых автомобилей, работающие на дизельном топливе.

Текст всех элементов перечисления грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению. Например:

Двигатель отличается следующими особенностями:

1) хорошей приемистостью, устойчивостью оборотов на холостом ходу;

2) небольшими габаритами и малым весом.

Применительно к инженерной практике нельзя говорить о её опережающем развитии по отношению к технической теории.

7.7 Учебная лекция

Учебная лекция относится к научно-учебному подстилю. По своим отличительным признакам этот подстиль находится между собственно научным и научно-популярным подстилям: он не такой строгий, как первый, и не такой увлекательный, как второй. Учебная лекция выполняет функции: информативную, воспитательную, коммуникативную.

С помощью учебной лекции специалист общается с неспециалистом. Однако это не тот неспециалист, что в сфере научно-популярного подстиля. Он уже владеет определенным научным багажом, достаточным для усвоения сообщаемой ему новой информации, которая является обязательным компонентом той суммы знаний, которая необходима для получения образования и специальности.

В то же время объем сообщаемой информации строго ограничивается рамками учебной программы, а система доказательств должна быть упрощена. Чтение лекции предполагает быстрый темп речи.

Учебные тексты и лекции могут совпадать с академическими по тематике, однако отличаются по содержанию в силу их доминирующих функций. Учебные тексты и лекции служат целям обучения и научения, поэтому фиксируют уже сложившуюся систему знания, общепринятые понятия и законы данной науки. Этим определяется большая ясность, четкость, прозрачность изложения. Кроме того, адресат и адресант в данной сфере определены достаточно четко, так как автор учебного текста или лекции обычно ориентируется на определенный уровень своих потенциальных читателей или слушателей. Необходимостью мотивировать процесс обучения, заинтересовать учащихся, сделать материал более доступным объясняется более ярко выраженная позиция автора. Она проявляется в использовании различных средств актуализации и акцентуации излагаемой информации, оценки, рекомендации, комментирования. Общение в процессе лекции носит характер асимметричный. Отношения между преподавателем-лектором и учебной аудиторией носят характер личностно-повторяющегося знакомства.

Эмоции занимает достаточно важное место в учебной лекции и в искусстве убеждения обучаемых. Так как предмет учебной речи сложен, то необходимо всячески возбуждать эмоции у слушателей. В умении вызвать у аудиторию нужный тип эмоции проявляется искусство преподавателя как учебного оратора.

Чувство интереса к занятиям поддерживается не только занимательным и интересным материалом обучения, но и эмоциями, сопровождающими напряженный умственный труд. Последний же требует внимания, сосредоточенности, подчинения – этим чувствам преподаватель должен уметь находить эмоциональную разрядку в виде переключений на различные формы работы или даже в отвлечении на кратковременные шутки (именно с целью "оживить" эмоции аудитории).

Учебная лекция выполняет информативную функцию и в тоже время это убеждающая речь и речь, побуждающая к усвоению знаний «что» и знаний «как». При всех условиях учебная речь должна вызывать у слушателя впечатление, что познания, которые он уносит с собой, стоили времени и внимания. Кроме того, учебная лекция выполняет коммуникативную и воспитательную функции, т.к. в учебном процессе участвуют две стороны: преподаватели и обучаемые. Ход лекции управляется волей преподавателя. Преподаватель должен не только владеть собой, но и направлять внимание студентов, давать целесообразные задания, держать аудиторию в нужном эмоциональном напряжении. Цели занятия реализуются в конкретной аудитории. Поэтому от преподавателя требуется гибкость, способность импровизировать и известная смелость, позволяющая делать отступления и переключаться на разные необходимые виды работ.

Учебная лекция, как правило, имеет трехчастную структуру: вступление, основная часть и выводы.

Во вступлении очень важно закрепить контакт со слушателями, сформулировать цель лекции, перечислить основные вопросы. Перед вступлением учебной лекции стоит важная психологическая задача – настроить слушателей к восприятию и пониманию данной темы.

В основной части последовательно излагается лекционный материал, где последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала.

Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой, — утверждал М. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия». Особо следует обращать внимание на разъяснение новых понятий, толкование сложных для понимания слов; необходимо теоретические выкладки пояснять, используя примеры самого разного плана, иллюстративный материал. Система доказательств должна быть четкой, ясной и логичной.

Лектору необходимо помнить психологические особенности восприятия монологической речи: внимание периодически притупляется, обычно это происходит через 15-20 минут.

Лектор должен принимать во внимание этот факт и использовать приемы поддержания внимания в подходящий момент и в нужное время. К числу такого рода приемов относятся:

- прямое требование внимания от слушателей;

- обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

- предвидение возражения;

- прерывание речи, создание паузы;

- использование вопросно-ответных ходов;

- оживление речи с помощью пословиц, поговорок, фразеологических выражений;

- использование элементов юмора.

Весьма полезным считается использование вопросно-ответного хода. Лектор вслух размышляет над сформулированной им проблемой, ставит аудитории вопросы, включая, тем самым, слушателей в обсуждение, сам на них отвечает, выдвигает возможные возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Чувство юмора должно рассматриваться оратором как прекрасное средство оживления атмосферы в зале и стимулирования внимания слушателей.

Важной композиционной частью любой лекции является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец делу венец». В заключении лекции необходимо повторить все существенные мысли, соблюдая порядок их более подробного рассмотрения в основной части, т.е. сделать обобщения и выводы.

7.8 Приемы изучения учебного текста

Приемы изучения учебного текста начинаются с знакомства с текстом. Умение работать с текстом зависит от знания и понимания роли каждого ее структурного элемента, от умения извлечь необходимую информацию о книге до ее прочтения. Основная мыслительная операция при изучении учебного текста – это рассуждение. К целям рассуждения относятся: доказательство теорем; выведение физических и химических формул и т.п.

Структурный аппарат текста (книги) представлен следующими элементами:

Заголовок: в научной литературе указывает на тему.

Аннотация: расположена на обороте титульного листа; сжатая характеристика содержания с указанием адресата.

Оглавление: план изложения темы, путеводитель по книге.

Предисловие: изложение задач, поставленных автором.

Послесловие: итог, краткие выводы.

Справочный материал: комментарий к понятиям, терминам, фактам и т.д., которые нуждаются в объяснении.

Чтение нередко сопровождается составлением – в уме или на бумаге – плана. Так определяются опорные пункты, отражающие содержание, логику и последовательность изложения. Это способствует более углубленному пониманию прочитанного, выборке нужного материала, его запоминанию и усвоению. Таким образом, план является важным средством организации умственного труда.

План – самая краткая запись:

- отражает последовательность изложения мысли и обобщает;

- раскрывает содержание текста;

- восстанавливает в памяти содержание источника;

- помогает составлению записей разного рода;

- улучшает сделанную запись;

- ускоряет проработку источника информации;

- организует самоконтроль;

- сосредоточивает внимание и стимулирует занятия;

- используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

Нужно помнить, что план не передает фактического содержания, лишь указывая на него и схему его подачи.

Принципы составления плана:

1) установление членения текста на смысловые блоки;

2) определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока;

3) формулирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое.

Различают планы:

- простой: состоит из основных пунктов;

- сложный: включает в себя подпункты, которые конкретизируют и детализируют содержание.

Сложный план не следует составлять в один прием. При составлении сложного плана возможно использование двух способов работы:

1) составляется подробный простой план, а далее он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками;

2) составляется краткий простой план, а затем при повторном чтении он разворачивается в сложный с детализирующими частями.

На таблице 7.2 предствалены возможные типы планов:

Таблица 7.2 - Типы планов

вопросный назывной тезисный план-опорная схема
Используются вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т.д.) План, в котором действие обозначают существительные (например, «Подготовка материала к реферату») План, в котором действие обозначено глаголом в инфинитиве (например, «Подготовить материал к реферату») Состоит из смысловых опор: схем, ключевых слов.

Еще одним важным средством организации умственного труда является составление тезисов.

Тезисы – это положения, вбирающие в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, в чем он стремится убедить читателя. В отличие от выписок, содержащий иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда имеют доказательства.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное;

- всегда имеют доказательства;

- выявляют суть содержания;

- позволяют обобщить материал;

- ценны для критического анализа первоисточника.

Типы тезисов:

Простые: чаще всего составляются из цитат.

Основные: формулируются обычно самостоятельно.

Сложные: совмещают в себе записи двух видов.

Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально или/и графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим:

- вводные слова в начале каждого тезиса;

- оппозиционные фразы (внешние факторы – внутренние причины);

- классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов состояния).

Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса.

В учебных текстах присутствую слова-ориентиры, которые выполняют различные функции:

а) изложение результатов рассуждений автора (разъясняет, считает и др.)

б) выражение последовательности изложения( вначале, затем и др.)

в) характеристика причинно-следственных связей текста






Сейчас читают про: