Фольклор и этнография
Методические рекомендации и контрольные задания
для самостоятельной работы студентов,
заочно обучающихся по специальности
100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Гжель
Составитель: Коршунова И.В., ст. преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин.
Рецензенты:
Бакланова Т.И., доктор педагогических наук, профессор.
Шульга Н.И., кандидат педагогических наук, доцент.
Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цель, задачи дисциплины и т.д.), содержание дисциплины, темы контрольных работ, экзаменационные вопросы, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.
Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры сервиса и туризма ГГХПИ.
Протокол №от200__г.
Зав. кафедрой _______________
«____» ______________ 200__ г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальные задачи сохранения отечественного и зарубежного духовного и материального наследия отражены в следующих Государственных законодательных и международных нормативных актах: Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)», Федеральная программа «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» (2001 г.); Закон РФ об образовании (1996 г.); Национальная доктрина образования (2000 г.); Государственная программа «Патриотические воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992г.), в ряде международных нормативных актов ЮНЕСКО (среди них – «Рекомендации по сохранению фольклора» (1989 г.) и Программа «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия народов мира» (принята в 2000 г.), Конвенция о сохранении нематериального культурного наследия человечества (ЮНЕСКО)(2003г.) и в ряде других документов.
|
|
Программа дисциплины разработана в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
На дисциплину отводится 135 часов, в том числе 70 аудиторных.
1. Цель дисциплины:
Формирование у студентов целостной системы теоретических и исторических знаний в области фольклора и этнографии народов России и зарубежных стран.
2. Задачи дисциплины:
§ изучение фольклора народов России и зарубежных стран, осмысление его тесной связи с трудом и бытом человека;
§ формирование представлений о мировой художественной культуре как о воплощении многообразных духовно-нравственных ценностей и идеалов народов мира;
|
|
§ патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих специалистов в сферах социально-культурного сервиса, туризма, государственного и муниципального управления;
§ развитие культуротворческой активности студентов и их интереса к будущей профессии;
§ воспитание национальной терпимости, уважения к иным образцам и формам организации жизнедеятельности;
§ воспитание чувств собственного национального достоинства, которые базируются на знании культур и достижений различных народов;
§ воспитание ценностного отношения к мировому культурно-историческому и национально-культурному наследию;
§ формирование у студентов умений и навыков работы с учебной и научной литературой, посвященной проблемам фольклора и этнографии.
3. Место дисциплины в учебном плане
Бурные события ХХ в. с новой силой заставили человечество обратить внимание на проблемы этничности. Процессы расширения межкультурных взаимосвязей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, агрессивный национализм, этнические конфликты полностью опровергли гуманистические иллюзии о едином человечестве.
В условиях углубления тенденций национального обособления, порой враждебного отношения к представителям других наций и народностей, возникла настоятельная необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории, отечественного и зарубежного духовного и материального наследия. Способствуя развитию диалога культур в пространстве современной цивилизации, необходимо учиться понимать друг друга, с уважением относиться к иным национальным культурам и народным традициям, искать точки соприкосновения, взаимно обогащать свои взгляды и представления.
В связи с вышеизложенным, весьма актуальной представляется проблема введения дисциплины «Фольклор и этнография» в блок дисциплин «регионоведение», «культурология», «обычаи и традиции народов мира», «отечественная история», «мировая культура и искусство», «социология», «русский язык и культура речи», образующих фундамент гуманитарной подготовки специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Дисциплина «Фольклор и этнография» предполагает изучение и освоение студентами вопросов теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтнической коммуникации, этнической картины мира и т.д., узловых вопросов фольклора.
Дисциплина «Фольклор и этнография» изучается в блоке дисциплин специализаций «Туризм» и «Экскурсионный сервис».