На дисциплину отводится 135 часов, в том числе 70 аудиторных

Фольклор и этнография

Методические рекомендации и контрольные задания

для самостоятельной работы студентов,

заочно обучающихся по специальности

100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

Гжель

Составитель: Коршунова И.В., ст. преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин.

Рецензенты:

Бакланова Т.И., доктор педагогических наук, профессор.

Шульга Н.И., кандидат педагогических наук, доцент.

Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цель, задачи дисциплины и т.д.), содержание дисциплины, темы контрольных работ, экзаменационные вопросы, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.

Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры сервиса и туризма ГГХПИ.

Протокол №от200__г.

Зав. кафедрой _______________

«____» ______________ 200__ г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальные задачи сохранения отечественного и зарубежного духовного и материального наследия отражены в следующих Государственных законодательных и международных нормативных актах: Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)», Федеральная программа «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» (2001 г.); Закон РФ об образовании (1996 г.); Национальная доктрина образования (2000 г.); Государственная программа «Патриотические воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992г.), в ряде международных нормативных актов ЮНЕСКО (среди них – «Рекомендации по сохранению фольклора» (1989 г.) и Программа «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия народов мира» (принята в 2000 г.), Конвенция о сохранении нематериального культурного наследия человечества (ЮНЕСКО)(2003г.) и в ряде других документов.

Программа дисциплины разработана в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

На дисциплину отводится 135 часов, в том числе 70 аудиторных.

1. Цель дисциплины:

Формирование у студентов целостной системы теоретических и исторических знаний в области фольклора и этнографии народов России и зарубежных стран.

2. Задачи дисциплины:

§ изучение фольклора народов России и зарубежных стран, осмысление его тесной связи с трудом и бытом человека;

§ формирование представлений о мировой художественной культуре как о воплощении многообразных духовно-нравственных ценностей и идеалов народов мира;

§ патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих специалистов в сферах социально-культурного сервиса, туризма, государственного и муниципального управления;

§ развитие культуротворческой активности студентов и их интереса к будущей профессии;

§ воспитание национальной терпимости, уважения к иным образцам и формам организации жизнедеятельности;

§ воспитание чувств собственного национального достоинства, которые базируются на знании культур и достижений различных народов;

§ воспитание ценностного отношения к мировому культурно-историческому и национально-культурному наследию;

§ формирование у студентов умений и навыков работы с учебной и научной литературой, посвященной проблемам фольклора и этнографии.

3. Место дисциплины в учебном плане

Бурные события ХХ в. с новой силой заставили человечество обратить внимание на проблемы этничности. Процессы расширения межкультурных взаимосвязей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, агрессивный национализм, этнические конфликты полностью опровергли гуманистические иллюзии о едином человечестве.

В условиях углубления тенденций национального обособления, порой враждебного отношения к представителям других наций и народностей, возникла настоятельная необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории, отечественного и зарубежного духовного и материального наследия. Способствуя развитию диалога культур в пространстве современной цивилизации, необходимо учиться понимать друг друга, с уважением относиться к иным национальным культурам и народным традициям, искать точки соприкосновения, взаимно обогащать свои взгляды и представления.

В связи с вышеизложенным, весьма актуальной представляется проблема введения дисциплины «Фольклор и этнография» в блок дисциплин «регионоведение», «культурология», «обычаи и традиции народов мира», «отечественная история», «мировая культура и искусство», «социология», «русский язык и культура речи», образующих фундамент гуманитарной подготовки специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Дисциплина «Фольклор и этнография» предполагает изучение и освоение студентами вопросов теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтнической коммуникации, этнической картины мира и т.д., узловых вопросов фольклора.

Дисциплина «Фольклор и этнография» изучается в блоке дисциплин специализаций «Туризм» и «Экскурсионный сервис».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: