Первая волна эмиграции (1918–1940гг.)

Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции, когда Россию начали покидать беженцы. После 1917 года из России выехало около двух миллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. За рубежом выходили русские газеты и журналы, открывались школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь.

В этот период Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. Так, за пределами родины оказались религиозные философы Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, Л. Шестов, Л. Карсавин. Из числа известных писателей за границу выехали И. Бунин, И. Шмелев, А. Аверченко, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Дон-Аминадо, Б. Зайцев, А. Куприн, А. Ремизов, И. Северянин, А. Толстой, Тэффи, Саша Черный, М. Цветаева, М. Алданов, Г. Адамович, В. Ходасевич.

Развитие русской литературы в изгнании шло по разным направлениям: писатели старшего поколения исповедовали позицию «сохранения заветов», младшим поколением признавалась самоценность трагического опыта эмиграции (поэзия Г.Иванова), появились писатели, ориентированные на западную традицию (В.Набоков, Г.Газданов).

К старшему поколению традиционно относят писателей, успевших войти в литературу и составить себе имя еще в дореволюционной России. Это Бунин, Шмелев, Ремизов, Куприн, Гиппиус, Мережковский, Осоргин. Литература «старших» представлена преимущественно прозой: «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» Бунина; «Солнце мертвых», «Лето Господне», «Богомолье» Шмелева; «Сивцев Вражек» Осоргина; «Путешествие Глеба», «Преподобный Сергий Радонежский» Зайцева; «Иисус Неизвестный» Мережковского; «Купол святого Исаакия Далматского», «Юнкера», «Колесо времени» Куприна; «Живые лица» Гиппиус.

Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали И. Северянин, С. Черный, Д. Бурлюк, К. Бальмонт, З. Гиппиус, В. Иванов. Находясь в изгнании, они внесли в историю русской поэзии незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам – Г.Иванову, Г.Адамовичу, В.Ходасевичу, М.Цветаевой, Б.Поплавскому, А.Штейгеру и др.

Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине.

Иной позиции придерживалось «незамеченное поколение» писателей в эмиграции, отказавшееся от реконструкции безнадежно утраченного. К «незамеченному поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России: В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов, М. Агеев, Б. Поплавский, Н. Берберова, А. Штейгер, Д. Кнут, И. Кнорринг, Л. Червинская, В. Смоленский, И. Одоевцева, Н. Оцуп и др.

Их судьба сложилась различно. Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую славу. Алданов, начавший активно печатать исторические романы в самом известном эмигрантском журнале «Современные записки», примкнул к «старшим». Тяготы, выпавшие на долю «незамеченного поколения», наиболее драматично отразились в бескрасочной поэзии «парижской ноты», созданной Г.Адамовичем. Исповедальная, метафизическая, безнадежная «парижская нота» звучит и в сборниках Поплавского «Флаги», Оцупа «В дыму», Штейгера «Эта жизнь», «Дважды два – четыре», Червинской «Приближение», Смоленского «Наедине», Кнута «Парижские ночи», Присмановой «Тень и тело». Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее изображало действительность эмиграции: «Аполлон Безобразов», «Домой с небес» Поплавского, «Роман с кокаином» Агеева.

В творчестве писателей-эмигрантов широко представлены формы нехудожественной литературы – критика, эссеистика, философская проза, публицистика. Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику: Набоков «Другие берега», Берберова «Курсив мой», Терапиано «Встречи», Варшавский «Незамеченное поколение», Яновский «Поля Елисейские».

Между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о себе еще в России: Ходасевич, Иванов, Цветаева, Адамович. В эмигрантской поэзии они стоят особняком. Цветаева переживает творческий взлет, обращается к жанру поэмы, «монументальному» стиху. В Чехии, а затем во Франции ею написаны «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма воздуха», «Крысолов», «Лестница», «Попытка комнаты». Ходасевич издает свои вершинные сборники «Тяжелая лира», «Европейская ночь», становится наставником молодых поэтов, объединившихся в группу «Перекресток». Иванов получает статус первого поэта, выпускает книги: «Стихи», «Портрет без сходства», «Посмертный дневник». Особое место в его литературном наследии занимают мемуары «Петербургские зимы», «Китайские тени», известная поэма в прозе «Распад атома». Адамович публикует программный сборник «Единство», книгу эссе «Комментарии».

Основные центры рассеяния русской эмиграции – Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин. Первым местом беженства стал Константинополь – очаг русской культуры в начале 1920-х годов. Здесь в течение нескольких месяцев издавался еженедельник «Зарницы». Значительная русская колония возникла и в Софии, где выходил журнал «Русская мысль». С 1918 по 1928гг. в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств, большими тиражами печаталась русская классика – Пушкин, Толстой, произведения современных авторов – Бунина, Ремизова, Берберовой, Цветаевой, восстановлен Дом искусств (по подобию петроградского), образовалось содружество писателей, музыкантов, художников «Веретено», работала «Академия прозы». Существенная особенность русского Берлина – диалог двух ветвей культуры – зарубежной и оставшейся в России. В Германию выезжают многие советские писатели: М.Горький, В.Маяковский, Ю.Тынянов, К.Федин. Когда надежда на скорое возвращение в Россию начала угасать и Германию охватил экономический кризис, центр эмиграции переместился в Париж – столицу русского зарубежья с середины 1920-х годов. К 1923 г. в Париже обосновались 300 тысяч русских беженцев. В нем жили Бунин, Куприн, Ремизов, Гиппиус, Мережковский, Ходасевич, Иванов, Адамович, Газданов, Поплавский, Цветаева и др. С Парижем связана деятельность основных литературных кружков и групп, ведущую позицию среди которых занимала «Зеленая лампа».

Самым влиятельным общественно-политическим и литературным изданием русской эмиграции были «Современные записки» (Париж, 1920–1939). Журнал отличался широтой эстетических взглядов и политической терпимостью. Всего вышло 70 номеров, в которых печатались наиболее известные писатели русского зарубежья. В «Современных записках» увидели свет «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар» Набокова, «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева» Бунина, стихотворения Иванова, «Сивцев Вражек» Осоргина, «Хождение по мукам» Толстого, «Ключ» Алданова. Журнал давал рецензии на большинство книг по всем отраслям знаний, вышедших в России и за рубежом.

Восточные центры рассеяния – Харбин и Шанхай. В Харбине было выпущено более 60 сборников русских поэтов. В журнале «Рубеж» печатались А. Несмелов, В. Перелешин, М. Колосова. Существенное направление харбинской ветви русской словесности составила этнографическая проза (Н. Байков. «В дебрях Маньчжурии», «Великий Ван», «По белу свету»). С 1942 литературная жизнь сместилась из Харбина в Шанхай.

Русское рассеяние затронуло также Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию, США. Писатель Г. Гребенщиков, переехав в 1924 в США, организовал там русское издательство «Алатас». Несколько русских издательств было открыто в Нью-Йорке, Детройте, Чикаго.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: