В. М. Шукшин

Апухтина В. А. Творчество В. М. Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль – Барнаул, 1997.

Бинова Г. П. Творческая эволюция Василия Шукшина. – Брно, 1998.

Карпова В. М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин – прозаик. – М., 1986.

Коробов В. И. Василий Шукшин. – М., 1988.

Вопросы к экзамену по курсу

«История русской литературы

(вторая половина 1950-х гг. – конец ХХ века)»

1. Исторический и духовный феномен периода «оттепели».

2. Особенности развития литературы в период «застоя».

3. Художественное постижение исторической правды в прозе последней трети ХХ в.

4. Пути развития «деревенской прозы».

5. Тематическое многообразие лирики А. Ахматовой.

6. Поэмы А. Ахматовой («Реквием», «Поэма без героя»).

7. Поэзия Б. Пастернака: темы, мотивы, образы.

8. Судьба русской интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

9. Творческий путь М. Шолохова.

10. Панорама общественного движения в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

11. Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

12. Противоречия процесса коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина».

13. Образы коммунистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина».

14. «Русский лес» Л. Леонова как социально-философский роман.

15. Судьба народа в лирике А. Твардовского.

16. Осмысление исторических событий в поэмах А.Т. Твардовского

17. Военная проза В. Астафьева.

18. «Царь-рыба» В. Астафьева как художественно-философское исследование взаимоотношений человека и природы.

19. Образы «естественного» и «цивилизованного человека» в «Царь-рыбе» В. Астафьева.

20. Проблема нравственности в современном обществе в романе В. Астафьева «Печальный детектив».

21. Жизненный и творческий путь А. Солженицына.

22. Ранние рассказы А. Солженицына («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»).

23. Социальный срез политических заключенных в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

24. Синтез искусства и истории в художественном исследовании А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

25. Социальные проблемы села в тетралогии Ф. Абрамова «Пряслины».

26. Творческий путь В. Шукшина.

27. Рассказы В. Шукшина: герои, личность рассказчика.

28. Повесть В. Белова «Привычное дело» как начало новой волны «деревенской прозы».

29. Проблема утраченной гармонии в книге В. Белова «Лад. Очерки эстетики и этики народного быта».

30. Осмысление коллективизации в трилогии В. Белова «Кануны».

31. Проблема нравственности, совести и долга в «Сибириаде» В. Распутина.

32. Трагедия утраты духовной связи человека со своими корнями в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

33. Исследование психологических истоков дезертирства в повести В. Распутина «Живи и помни».

34. Городская проза Ю. Трифонова.

35. Проблема науки и нравственности в советской прозе (Д. Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды»).

36. Поиск «живой души» в драматургии А. Вампилова.

37. Основные тенденции развития поэзии во второй половине 1950-х гг. - конце ХХ века.

38. Эстрадная поэзия и «тихая лирика».

39. Место бардовской поэзии в литературе последней трети ХХ века.

40. Философские категории поэзии И. Бродского, ее новаторство.

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1990-е гг. войдут в историю русской литературы как особый период смены идеологических, эстетических, нравственных парадигм. Максимально расширилось само «поле» русской литературы за счет того, что оно вобрало в себя эмигрантскую литературу первой, второй и третьей «волн». Это сотни имен поэтов, писателей, которые продолжали творчески работать вне родины. У некоторых этот процесс длился пятьдесят и более лет. В среде эмигрантов появился термин-образ «литература русского рассеяния».

Кроме того, литература обогатилась за счет «запрещенной», «потаенной» и иной отринутой литературы. Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соц-арт, концептуализм и т.д.

Клаустрофобия застоя обернулась в 90-е гг. вседозволенностью, обратной стороной страха. Учительная миссия литературы отошла на второй план. Рейтинг читательских интересов выдвинул на первые места постмодернистское творчество В. Пелевина, В. Сорокина, Ю. Мамлеева, Д. Галковского, по поводу которых критика весьма полярна. К характеристике современной литературы можно добавить черты «спасительного цинизма» (Сергей Довлатов), «виртуозного беспредела» (Эдуард Лимонов), «чернухи» в ее разнообразии стилевых возможностей (Людмила Петрушевская, Нина Садур, Валерия Нарбикова).

В то же время в литературное пространство 90-х гг. мощными знаковыми фигурами вписались и продолжают осуществлять свое влияние возвращенные, опубликованные в России произведения В. Набокова, Е. Замятина, А. Платонова, Д. Хармса и др. Фактом современной литературы стали и такие явления, как запрещенные уже в 60-70-е гг. произведения и тогда же опубликованные на Западе или в «самиздате». Среди них – «Пушкинский дом» Андрея Битова, «Ожог» Василия Аксенова, «Верный Руслан» Георгия Владимова, «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева, «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера.

По истечении последнего десятилетия ХХ века предпринимались неоднократные попытки выйти к систематизации процесса литературного развития. Это оказалось необычайно трудным, так как материал не вписывался в строгие схемы. Не помогали и такие иерархические новации, как «другая», «иная», «альтернативная» литература, ибо под эту рубрику можно было ввести практически все создаваемые в 90-е гг. произведения. Жанровая пестрота и размытость границ, недостаточная эстетическая определенность новых жанровых видов, подвидов также не позволяют пока обнаружить типологические закономерности в жанровой эволюции литературы конца века.

1990-е гг. подвергли реализм серьезному испытанию. В атмосфере современной литературной жизни развивали и продолжают развивать великое наследие классиков крупные русские писатели: Сергей Залыгин, Фазиль Искандер, Александр Солженицын, Виктор Астафьев, Василь Быков, Михаил Кураев, Валентин Распутин, Владимир Войнович, Марк Харитонов, Виктор Конецкий, Даниил Гранин, Владимир Маканин и многие другие. Все же литература, особенно в ее постмодернистском изводе, редко обращается к традиционным для русского искусства высоким проблемам: уроки войны, концепция русской истории, человек на разломе эпох. Пожалуй, лишь в творчестве писателей реалистического направления сохранились попытки найти ответы на «вечные» вопросы.

В ситуации эстетического обновления литературы писатели-реалисты ищут свои пути и способы обновления поэтики. Появились термины, которыми критика стремится отметить эти тенденции: «новый реализм», «трансметареализм», и т.д. Например, под знаком нового реализма анализируются произведения Алексея Варламова, Руслана Киреева, Михаила Варфоломеева, Леонида Бородина, Бориса Екимова, рассказы Александра Солженицына. Термин «трансметареализм» используется применительно к художественным формам, ранее не укладывавшимся в систему реалистических норм и канонов. Таких подходов потребовало творчество Владимира Маканина, Анатолия Кима, Юрия Буйды, Алексея Слаповского, Михаила Бутова и др. Приходится признать большую степень непроясненности, которая характерна для анализа подобных произведений с целью выявления в них доли истинного реализма и его отступлений в сферы фантастического, мистического, магического.

Картину общей эстетической разобщенности дополняет ситуация в области русской поэзии конца столетия. Поэзия все более тяготеет к элитарности, демонстрирует тезис о том, что в русской культурной ментальности исчезло само понятие всенародной литературы. Метареализм в поэзии 1990-х гг. претендует на одно из ведущих мест. Таково творчество О. Седаковой, И. Жданова, А. Драгомощенко, поэтов петербургской поэтической традиции: В. Кривулина, М. Еремина, Е. Шварц, Е. Рейна. Школы и направления, подчас подменяющие друг друга, представлены в манифестах концептуализма, соц-арта, поставангардизма, минимализма и др. (поэзия Д. Пригова, С. Гандлевского, Л. Рубинштейна, В. Коваля, Т. Кибирова, И. Иртеньева, И. Ахметьева, И. Холина).

Платформой подавляющего большинства российских изданий, журналов последних лет стала заявленная открытость любым экспериментам в области литературы. Это, по мнению издателей, - отражение объективной литературной ситуации, понимаемой как живой и небесконфликтный диалог писательских поколений и индивидуальностей.

В ситуации 90-х гг. именно творческая личность оказывается поставленной в эпицентр литературного движения. Она наделена правом самореализации, возможностью в той или иной степени воздействовать на ход литературного развития с помощью собственных творческих усилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: