Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополи
План лекции:
1. Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий
2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация
Монополия и экономическая эффективность
Регулирование деятельности естественных монополий
Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий
Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:
1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. 2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей,
3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.
Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии.
Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль.
Среди естественных барьеров можно выделить:
1. Экономические
2. Технологические.
3. Финансовые.
4. Собственность на некоторые виды ресурсов.
К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:
1. Юридические.
2. Методы недобросовестной конкуренции.
Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий:
• закрытая монополия.
• открытая монополия.
• естественная монополия.
• монопсония — …
• двусторонняя монополия возникает в том случае, если …
Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий:
1) продавец товара или должен быть чистым монополистом, или …
2) продавец должен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые ….
3) первоначальный покупатель данной продукции не может ее …..
.
Последствия ценовой дискриминации сводятся к следующему: фирма-монополист увеличивает прибыли. при ценовой …..
Графическая модель, иллюстрирующая сказанное, представлена ниже. Если проводить сравнения с ситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, что оптимальный объем производства для проводящей ценовую дискриминацию фирмы, будет определяться по точке А. То есть оптимальный объем производства для данной фирмы будет значительно превышать объемы выпуска фирмы, ценовую дискриминацию не проводящей (проекция точки Б на ось Ох на рисунке выше).
.