Ценовая дискриминация. Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополи

Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополи

План лекции:

1. Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий

2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация

Монополия и экономическая эффективность

Регулирование деятельности естественных монополий

Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. 2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические

2. Технологические.

3. Финансовые.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические.

2. Методы недобросовестной конкуренции.

Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий:

• закрытая монополия.

• открытая монополия.

• естественная монополия.

• монопсония — …

• двусторонняя монополия возникает в том случае, если …

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий:

1) продавец товара или должен быть чистым монополистом, или …

2) продавец должен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые ….

3) первоначальный покупатель данной продукции не может ее …..

.

Последствия ценовой дискриминации сводятся к следующе­му: фирма-монополист увеличивает прибыли. при ценовой …..

Графическая модель, иллюстрирующая сказанное, представ­лена ниже. Если проводить сравнения с ситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, что опти­мальный объем производства для проводящей ценовую дискри­минацию фирмы, будет определяться по точке А. То есть опти­мальный объем производства для данной фирмы будет значитель­но превышать объемы выпуска фирмы, ценовую дискриминацию не проводящей (проекция точки Б на ось Ох на рисунке выше).

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: