Ирина Петровна Тетюева, учитель русского языка и литературы, редактор школьного журнала, который выходил в 1962–1963 гг

ЧУТКОЕ ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Из истории 366 школы Московского района г. Ленинграда

Ирина Петровна Тетюева, учитель русского языка и литературы, редактор школьного журнала, который выходил в 1962–1963 гг.

Перепечатано из газеты «Московская застава» (№ 34, 1997 год). Статья вышла накануне пятидесятилетия школы № 366. Печатается с сокращениями.

Окончание. Начало читайте в № 2 журнала «Оглянись».

За всё время существования школы ей было присуще чуткое ощущение времени. Она активно участвовала в поисках новых путей развития. Так, когда остро встал вопрос о политехническом обучении учащихся, 366 школа одна из первых в Ленинграде, получила статус средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением и перешла на одиннадцатилетнее обучение. Во главе этого научного эксперимента стоял новый директор школы — Гужиев Виктор Иванович (умер в 1982 г.).

В 1957–58 учебном году выпуска из 10-х классов не было. Те, кто хотел закончить среднюю школу в этом году, ушли в другие школы, их были единицы. Почти все учащиеся пожелали учиться в новой политехнической школе и участвовать в эксперименте. Большую работу вела школа и с родителями, без их согласия этот вопрос не решался. Родители много помогали школе и в организации трудового воспитания и обучения учащихся на предприятиях Московского района. Завучами по организации работы с учащихся на предприятии были Лосев А.Н., потом Измозин С.Ю.

Таких опытных школ по РСФСР было сначала открыто всего 8 в разных регионах, и весной 1958 года Гукиев В.И. докладывал об опыте работы на Коллегии Министерства РСФСР в Москве.

В первый год эксперимента учащиеся 9-х и 10-х классов три дня работали на заводах, три дня учились в школе, на следующий год на производстве они были заняты два дня, а затем лишь один день. Практика показала, что, чтобы ознакомиться с производственным процессом предприятия и хорошо овладеть одной из специальностей рабочего, достаточно было одного дня в неделю в течение трёх лет обучения. Зато сколько дополнительного времени (целый учебный год) было на овладение школьной программой, учителя сумели воспользоваться этим, программы расширялись, углублялись, много времени уделялось внеклассной работе. Всё было направлено на развитие творческого воображения, творческой инициативы учащихся. <…>

Летом 1955 года по инициативе директора школы Гужиева В.И. был создан один из первых (а может быть, и первый) трудовой комсомольско-молодёжный лагерь в колхозе «Красная Славянка» Гатчинского района. Он просуществовал два лета. Готовиться начали заранее. Учащиеся вместе с учителем физики Б.В. Колеровым разработали Устав, по которому должны быть организованы работа и жизнь лагеря, обратились за помощью к директору Авторемонтного завода, на котором проходили практику. Для лагеря на средства завода были приобретены палатки, в которых жили учащиеся. До начала работы лагеря несколько раз ездили, чтобы оборудовать территорию, разбить спортивную площадку.

Он был расположен в старинном запущенном парке на месте барской усадьбы. Дом не сохранился, жили в палатках. Колхоз выделил старую лошадь, на которой дежурные привозили воду и дрова, сами учащиеся топили плиту и готовили пищу, круглосуточно дежурили, охраняя территорию палаточного городка.

Ежедневно работали на полях колхоза, в первую смену девочки на прополке моркови, мальчики — на прополке свёклы. Норм для подростков тогда не существовало, работа зачитывалась по нормам взрослых.

День в лагере начинался зарядкой и линейкой, линейкой и заканчивался. На ней подводились итоги дня и объявлялся наряд на следующий день. <…> Жили по уставу, на полной самоокупаемости, не получая никаких дотаций и от родителей, ни от общественных организаций. Колхоз расплачивался продуктами, в полдень на поле привозили хлеб и молоко, другие продукты получала завхоз Ира Раудэ (теперь преподаватель техникума), поваром была Валя Фадеева. Ежедневно записывали о делах и обо всем важном и интересном в дневник лагеря, выпускались весёлые интересные стенгазеты, вечером были конкурсы, спортивные игры, танцы. В одном из воскресений в лагерь приезжал известный футболист Бутусов. Руководила культмассовыми меропрятиями Иванова Неда.

Брали в лагерь лишь тех, кто получал рекомендации комитета комсомола школы и комсомольскую путёвку. Организованы были жизнь и работа в лагере по типу студенческих отрядов, которые тогда только зарождались и делали свои первые шаги. <…>

В 1958–59 г. в школе остались только 9-е,10-е, 11-е классы, в каждой параллели примерно по десять классов. Поступали в 366 школу желающие со всего города, но в основном это были учащиеся Московского района. Учащихся с 1-го по 8-й класс из 366 школы вывели в соседние вместе с их учителями. В школе сразу очень изменилась вся обстановка: 900 учащихся с 16 до 18 лет, требовалось кардинально менять всю внеклассную работу, пришло много новых учителей.

Систематически осенью по воскресеньям по 200–300 человек с лозунгами «Даёшь картошку!», «Даёшь морковку!» и др. и песнями выезжали в колхозы и совхозы Гатчинского района. К школе подходили автобусы и крытые автомашины со скамейками, их было 10–12 штук, сопровождали колонну машины ГАИ.

После каждого такого десанта подводились итоги, а в конце года в школу переводили заработанные деньги и комитет комсомола решал, на что их употребить, например, на эти средства оборудовали сцену, купили занавес, расписали задник, приобрели инструменты для школьного оркестра и т. д. <..>

А в З66 школу пришёл новый директор Жгун Дмитрий Фокеич. Он поддержал складывающиеся в школе традиции и сделал упор на поощрение самостоятельности учащихся, много уделял внимания руководству школьным коллективом. Комсомольская организация З66-ой школы была не только очень большой (от 500 до 800 человек), но и сильнейшей не только в районе, но и в городе. <…>

По решению комитета комсомола все учителя, кроме воспитателя дежурного класса, были освобождены от дежурства на переменах в коридорах. Буфет в школе был маленький, и вот в большую перемену в учительской появлялся горячий самовар и тарелки с бутербродами и выпечкой. Учителя были тронуты таким вниманием и заботой. В школе на переменах был полный порядок, справлялись со своими обязанностями учащиеся дежурного класса, помогали им при необходимости классный руководитель, который дежурил вместе с ними, и директор школы. <…>

Очень интересно проходили в школе фестивали искусств и школьные вечера. Каждый класс раз в год представлял свою программу. Оценивались специальным жюри не только содержание программы, но и качество исполнения, оформление зала, костюмы, вся организация этого мероприятия.

Практиковались в эти годы (50-е — 60-е) выезды в воскресенье всей школой в театр. Заранее на определённые спектакли покупались до 900 билетов (сколько вмещал зал). Так побывали учителя и учащиеся на спектакле по пьесе Брехта «Карьера Артура Уи» в БДТ им. Горького, в Пушкинском театре, театре им. Ленинского комсомола, Малом оперном, ТЮЗе и т. д. После спектакля в театральном зале или в школе обсуждали увиденные постановки.

Сколько интересных людей приезжало в школу на встречи с учащимися. Среди них артисты Сергей Юрский и Зинаида Шарко, композитор Марк Фрадкин.

Учитель математики Кушуль С.М. создал театральный кружок, скоро руководить им стала актриса театра им. Ленинского комсомола Нина Родионова, которая играла в своем театре в спектакле по поэме Маргариты Алигер Зою Космодемьянскую.

В школе работал литературный кружок, которым руководила учитель литературы Е.Г. Бессонова. Члены кружка выпускали литературную газету огромного размера (2–3 метра в длину), вокруг которой, как только она появлялась, всегда была толпа учащихся.

Школа делала всё, чтобы её учащиеся не были отгорожены от жизни, не были бы Иванами, не помнящими родства. Изучалась история заводов и фабрик района, настоящее и прошлое Московского района.

Учащиеся 8-а, а потом 9-а класса в 1961 и 1962 гг. издавали классный литературный журнал (учитель Тетюева И.П.). Вот оглавление № 4 за 1962г: Кудряшов В. «Ленинград в 1981 году», Болоний А. «Каким я себе представляю наш Московский район через 20 лет», Клюкин А. «Я и мои товарищи через 20 лет», Козин Н. «Так будет!», Дуан О. «Мои мечты на пороге 1962 г.», Таубин А. «Мир через 20 лет», Лихометов А. «Сколько больших дел ожидает наше поколение!», Терских В. «Мы — грядущего созидатели!».

Когда теперь перечитываешь работы учащихся, их сочинения, понимаешь, что были они детьми своего времени, их мечты часто наивны, но искренни. Они учились в одиннадцатилетней политехнической школе, и не случайно их представления о будущем связаны с новыми изобретениями, с техническим переоснащением жизни, но сколько во всем этом творческой фантазии!

Вот ещё отклики на два важных события жизни. 1961 г., во время урока в классах вдруг заговорило радио: передавалось правительственное сообщение о полёте Гагарина в космос, а затем объявление директора школы о том, что через 10 минут начнётся радиомитинг и все желающие выступить приглашаются в радиорубку. Комсорг 8-а кл. Шулекин Саша предложил в честь этого события принять участие в субботнике на строящейся станции метро «Парк Победы». И после уроков учащиеся 366-ой школы освобождали, очищали от мусора строящийся наклонный тоннель метро. Ученица 8-а кл. Смирнова Марина написала стихи, посвящённые полёту Гагарина, её отправили в Ленинградский радиокомитет на Малую Садовую улицу, там их записали в исполнении автора, а в 16 часов они были прочитаны по всесоюзному радио.

В 1942 г. в блокадном Ленинграде был открыт Музей обороны Ленинграда, а потом в связи с «Ленинградским делом» в 1948 г. он был ликвидирован, погибли многие экспонаты и ценные материалы. Лишь в конце 50-х годов приоткрыли героическую и трагическую тайну страшной блокады, и с 1961 по 1965 г. создавалось Пискарёвское мемориальное кладбище.

Ещё не был организован туда автобусный проезд, не была построена станция метро «Площадь Мужества», но 366 школа, почти в полном составе, с Финляндского вокзала доехала до станции «Пискарёвка», учащиеся поднялись в гору, прошли на место старого деревенского кладбища, где в 1942 году началось массовое захоронение, и возложили венки и цветы на могилы.

В 1965 году эксперимент «политехническая школа» закончился. Решено было, что дешевле рабочим профессиям обучать в ремесленных училищах, учитывалось и то, что после окончания 11-го класса почти все учащиеся шли не на заводы работать по приобретённым профессиям, а поступали в вузы. Но работать в такой школе было очень интересно. 366 школа стала снова десятилетней школой и постепенно на улицу Фрунзе вернулись из соседних школ начальные и средние классы со своими учителями. А в 1965 г. школа одновременно выпускала 20 десятых и одиннадцатых классов. Для проведения экзаменов частично использовалось помещение ближайшей школы, это теперь 637 школа. <…> В это время в Ленинграде стали создаваться школы нового типа — специализированные. Вернулся в школу, подправив своё здоровье, её старый директор Каргин А.Н. Он добился разрешения на то, чтобы старшие классы школы 9-е и 10-е стали углубленно заниматься изучением математики. Тогда ещё не было единой программы для всех математических школ, их, эти программы, вырабатывали и экспериментировали в Ленинграде в первых математических школах: 45-ой школе-интернате при Ленинградском государственном университете, в 30-ой школе, 239-ой и 366-ой школах. В школе 366 взяли на себя отработку новой программы. <…>

По сложившейся традиции, много нового и интересного было и во внеклассной работе. Так, 366 школа вместе с 239 математической школой была в числе тех, кто создавал турниры СК на телевидении и был их постоянными участниками. Организатором школьного коллектива был ученик 9-а кл. Губанов Саша. В 1965–66 учебном году команда 366 школы заняла 1-е место и была награждена грамотой Ленинградского телевидения, которая хранится в школе. Помогала учащимся в организации подготовки к турнирам молодой учитель физики В.Н. Фадеева.

Учитель истории Ключникова Анна Васильевна организовала Клуб интернациональной дружбы (КВД) и руководила им на протяжении ряда лет. В делах клуба было много вызывающих живой интерес учащихся дел, например, проводились вечера, устраивались впечатляющие выставки, велась обширная переписка. <…>

Интересной была и работа туристской секции школы, которой руководила учитель географии Грачёва Людмила Николаевна. Учащиеся в дни зимних, летних каникул побывали не только в Ленинградской области, но и на Северном Урале (плавали на плотах по северным рекам), на Кавказе, Байкале, Памире и т. д. Интересно проходили в школе туристские вечера.

Но в 1970–1972 годах, когда в школе фактически не было директора (Каргин А.Н. по состоянию здоровья ушёл на пенсию, а вернувшийся в школу после работы в Венгрии Жгун Д.Ф. серьёзно заболел), она дала крен в сторону техницизма. Выправлять положение выпало на долю её нового директора Ганзина Андрея Антоновича, который прекрасно понимал, чем грозит это нарушение равновесия и каково значение гуманитарных предметов в образовании и воспитании гармонически развитой личности. Сам он был учителем математики. В этот период установилась очень тесная связь школы с ТЮЗом. Учащиеся всех параллелей, а в школе было много начальных и средних классов, бывали там на многих спектаклях, артисты ТЮЗа приезжали в школу на обсуждение только что просмотренных учащимися спектаклей, например Г. Тараторкин и А. Шуранова, игравшие в «Гамлете» Шекспира. При подготовке к выпуску спектакля ТЮЗа «Открытый урок», на который власти города не дали согласия, учителя З66 школы присутствовали на его рабочем просмотре и обсуждении. Спектакль после долгих мытарств был разрешён. Артисты ТЮЗа стали постоянными гостями на выпускных вечерах в школе.

Очень сильным был всегда в 366 школе педагогический коллектив. Здесь нельзя было просто дать свои уроки и уйти домой. Здесь работали самозабвенно, любя детей, своё дело, свою школу. Кто так не мог, уходил. В школе работали заслуженные учителя А.Н Каргин., Ф.Л. Переплётчикова. В период работы в 366 школе получили звания «Отличник народного просвещения» Жгун Д.Ф., Детюева К.И., Эдяна И.А., Чельцова З.В., Белякова М.А., Пудяков В.Н., Петухова М.В., Рутмян И.Г., Грачёва Г.Н., Селянина К.В., Фадеева В.Н., Гресько Л.И., Паповский В.М., Кузьмина Е.И., Никитина В.Н., в 1996 г. Тетюева И.И. была награждена орденом «Знак Почёта». В 1982–83 г. в школе работало 9 отличников народного просвещения, к перечисленным выше и работающим в это время добавились Крилова В.И., Дихонова Р.С, Перко Л.В. и новые директора школы Ефеменко Нина Игнатовна и потом Заводчикова Зоя Ивановна.

Стала заместителем директора по воспитательной работе Евгения Ивановна Кузьмина, пришедшая в школу пионерважатой. Прекрасно понимая, что формы работы с каждым возрастом должны быть разными, в младших классах в основу их должна быть положена игра, у старших те формы, что способствовали развитию самостоятельности, ответственности, и у всех — творческого отношения к делу. За 23 года работы в школе она была инициатором по-настоящему интересных и значимых дел.

Педагогический коллектив школы всегда работал творчески, всегда был на передовой педагогической науки. 01.09.93 года 366 школе присвоен статус физико-математическая школа-лицей, в 1996 году она была награждена Грантом Сороса.

Когда старые учителя собираются в школе и директор рассказывает, чем живёт школа, радостно констатировать, что лучшие традиции не утеряны, а преумножаются. Не зря прожита трудная учительская жизнь, если его ученики стали достойными людьми, многого достигли в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: