ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод исследования «Конструирование определений»
Заключается в поиске причины проблемы через создание определений:
а) ситуации;
б) проблемы;
в) решения.
Явные определения – построены на основе доказанных и проверенных понятий.
Неявные определения – построены на основе непроверенных понятий, связей, функций (являются промежуточным шагом к явным определениям).
Правила конструирования определений:
1. Правило соразмерности определяемого и определяющего понятий.
2. Правило исключения порочного круга.
Нельзя определять понятие:
а) через само себя;
б) через понятие, определенное через исходное понятие.
3. Правило ясности и конкретности.
Необходимо использовать только понятия:
а) известные;
б) практически выверенные;
в) общепринятые;
г) однозначные.
Метод исследования «Постановка вопросов»
Представляет из себя последовательный процесс постановки вопросов и нахождения ответов на них, направленный на раскрытие сущности проблемы.
|
|
Метод исследования «Классификация явлений»
Заключается в разделении явления на определенные классы и изучении специфики, свойств, связей и т.д. каждого класса и всей совокупности в целом.
Виды классификаций:
1) Деление общего – распределение явлений, имеющих общие черты, по классам, отражающим их различия.
2) Деление целого – разделение целого на части.
Принципы классификации
1. Принцип единства критерия.
Нельзя менять критерий в рамках одной классификационной процедуры.
2. Принцип соразмерности деления явлений.
Сумма объемов явлений, полученных в результате деления, должна равняться объему делимого явления.
3. Принцип альтернативности или взаимоисключениявыделяемых групп.
Одни и те же явления не должны одновременно относиться к нескольким классификационным группам.
4. Принцип многоступенчатости классификации.
Предполагает разветвление классификационной схемы (дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т д.).
5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени.
Метод исследования «Обобщение явлений»
Этапы:
1. Определение сути проблемы.
2. Определение явлений имеющих отношение к данной проблеме.
3. Изучение этих явлений с целью поиска понятия охватывающего их все.
4. Определение обобщенных причин проблемы.
Метод исследования «Морфологический анализ»
Этапы:
1. Постановка проблемы.
2. Декомпозиция проблемы на задачи.
3. Декомпозиция каждой задачи в отдельности.
4. Поиск в этой схеме ключевого элемента решения проблемы.
Метод исследования «Буклет проблем»
Этапы:
|
|
1. Исходная постановка проблемы.
2. Представление проблемы в обобщенном виде.
3. Определение проблемы-аналога.
4. Формулировка противоположной проблемы (у Короткова «обратная проблема». Например, «У меня нет а/м.» ««У меня есть а/м.»)
5. Установление роли и взаимодействия исходной проблемы в комплексе других проблем.