Метод исследования «Буклет проблем»

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод исследования «Конструирование определений»

Заключается в поиске причины проблемы через создание определений:

а) ситуации;

б) проблемы;

в) решения.

Явные определения – построены на основе доказанных и проверенных понятий.

Неявные определения – построены на основе непроверенных понятий, связей, функций (являются промежуточным шагом к явным определениям).

Правила конструирования определений:

1. Правило соразмерности определяемого и определяющего понятий.

2. Правило исключения порочного круга.

Нельзя определять понятие:

а) через само себя;

б) через понятие, определенное через исходное понятие.

3. Правило ясности и конкретности.

Необходимо использовать только понятия:

а) известные;

б) практически выверенные;

в) общепринятые;

г) однозначные.

Метод исследования «Постановка вопросов»

Представляет из себя последовательный процесс постановки вопросов и нахождения ответов на них, направленный на раскрытие сущности проблемы.

Метод исследования «Классификация явлений»

Заключается в разделении явления на определенные классы и изучении специфики, свойств, связей и т.д. каждого класса и всей совокупности в целом.

Виды классификаций:

1) Деление общего – распределение явлений, имеющих общие черты, по классам, отражающим их различия.

2) Деление целого – разделение целого на части.

Принципы классификации

1. Принцип единства критерия.

Нельзя менять критерий в рамках одной классификационной процедуры.

2. Принцип соразмерности деления явлений.

Сумма объемов явлений, полученных в результате деления, должна равняться объему делимого явления.

3. Принцип альтернативности или взаимоисключениявыделяемых групп.

Одни и те же явления не должны одновременно относиться к нескольким классификационным группам.

4. Принцип многоступенчатости классификации.

Предполагает разветвление классификационной схемы (дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т д.).

5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени.

Метод исследования «Обобщение явлений»

Этапы:

1. Определение сути проблемы.

2. Определение явлений имеющих отношение к данной проблеме.

3. Изучение этих явлений с целью поиска понятия охватывающего их все.

4. Определение обобщенных причин проблемы.

Метод исследования «Морфологический анализ»

Этапы:

1. Постановка проблемы.

2. Декомпозиция проблемы на задачи.

3. Декомпозиция каждой задачи в отдельности.

4. Поиск в этой схеме ключевого элемента решения проблемы.

Метод исследования «Буклет проблем»

Этапы:

1. Исходная постановка проблемы.

2. Представление проблемы в обобщенном виде.

3. Определение проблемы-аналога.

4. Формулировка противоположной проблемы (у Короткова «обратная проблема». Например, «У меня нет а/м.» ««У меня есть а/м.»)

5. Установление роли и взаимодействия исходной проблемы в комплексе других проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: