Формы развития общества: община, общность и общество

Анализ форм развития общества показывает, что общество проходит в основном три этапа (или формы) своего развития:

община — первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая непосредственным типом социальных отношений

общность — это совокупность людей, социальных групп, связанная сходством условий жизни, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности. В основе общности лежат интересы основных классов, больших социальных групп, общностей, с которыми, так или иначе, связано воспроизводство общество.

общество — современная форма общественной жизни (социальной организации), характеризуемая усложнением системы социальных связей, приводящим к формализации (и обезличенности) межчеловеческих отношений. Общество – это современное общество, имеющее сложную структуру.

Выяснить различия между этими формами обществ необходимо для того, чтобы проанализировать, какие существуют изменяемые и неизменяемые факторы развития общества, какие из них претерпевают изменения в силу исторических обстоятельств, а какие остаются постоянными независимо от времени и места.


[1] Паради́гма (от др.-греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι — «сравниваю») в философии науки — означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности

Паради́гм а (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Конце́пция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения[1]; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе[2]; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Парадигма в риторике — пример, взятый из истории или мифологии и приведенный с целью сравнения; парабола, басня.

Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

Парадигма в политологии — совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

Кроме того, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой:

К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования.

Личная парадигма — это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения. Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной — никто не может знать всё обо всём». Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

[2] Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, ивр. ברוך שפינוזה‎; лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист...

[3] Макс Ше́лер (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен, Королевство Бавария, Германская империя — 19 мая 1928 … «Положение человека в Космосе» „предлагает грандиозное видение постепенного самостановящегося объединения человека, Божества и мира.

ru.wikipedia.org›Википедия

›Шелер,_Макс копия ещё

[4] Толкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма

[5] Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (англ. Robert King Merton; урожденный Meyer R. Schkolnick; 4 июля 1910, Филадельфия — 23 февраля 2003, Нью-Йорк) — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета.

[6] Эдвард Шилз (англ. Edward Shils, 1 июля 1911, Чикаго — 23 января 1995, там же) — американский социолог, представитель структурного функционализма. Участвовал во Второй мировой войне.

[7] Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа

[8] Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (англ. Robert King Merton; урожденный Meyer R. Schkolnick; 4 июля 1910, Филадельфия — 23 февраля 2003, Нью-Йорк) — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета.

[9] Эдвард Шилз (англ. Edward Shils, 1 июля 1911, Чикаго — 23 января 1995, там же) — американский социолог, представитель структурного функционализма. Участвовал во Второй мировой войне.

[10] Сэр Карл Раймунд По́ппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля 1902 — 17 сентября 1994) — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: