double arrow

Эпикур и эпикурейцы

2

Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

1. Эпикур – развивает идеи атомизма. Во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Идея, отличная от трактовки атомов Демокритом, - идея об «отклонении» атомов, когда они движутся в «связном потоке». По Демокриту: мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. Безраздельное господство необходимости в мире атомов, будучи последовательно распространенным на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека. По Эпикуру: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. «В необходимости нет никакой необходимости!». Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности.




Жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существует, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет», Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и концом.

Наличие у человека души: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Душа как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

Знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом прежде всего анализ слов и становление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть еще подлинное знание. Без этого перед нами будут непрерывным потоком мелькать лишь чувственные впечатления, а это — просто сплошная текучесть.

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие — принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. По Филодему: удовольствие – острота и изящество эротических эмоций. По Эпикуру: искусство лишает человека тишины и покоя, нарушает равномерность и безмолвное душевное наслаждение. Условием же наслаждения является здоровье тела и безмятежное состояние души. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания. Если у человека отнять чувства, то не останется ничего. Эпикур хочет постоянного, ровного и незакатного блаженства. Предел наслаждения и блаженства — это избавиться от страданий! Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно!



Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание: «мудрец должен преклонять колена перед богами». Он писал: «Бог — существо бессмертное и блаженное, как общее представление о боге было начертано (в уме человека), и не приписывает ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; но представляет себе о боге все, что может сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием.

2. Лукреций Кар – римский поэт, философ и просветитель, один из выдающихся эпикурейцев, как и Эпикур, не отрицает существования богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых пространствах в блаженном покое. В своей поэме «О природе вещей» Лукреций изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания. Атомы у Лукреция — не совсем то, что у Эпикура: они — не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы — это материал для природы, предполагающей какой-то вне их находящийся творческий принцип.



2




Сейчас читают про: