Киники и скептики

Философия раннего эллинизма

1. Антисфен (ученик Сократа) – опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. По Антисфену не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Он презирал роскошь и стремление к наслаждению.

2. Диоген (ученик Антисфена) – моральная свобода заключается в освобождении от желания. «Будьте безразличными к благам, которыми нас одарила фортуна, и вы освободитесь от страха». Мир плох, поэтому надо научиться жить независимы от него. Блага жизни непрочны: они – дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги. Для мудреца самое важное – смирение.

По Вл. Соловьеву: киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящие в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей – в непоколебимой доблести духа.

Скептицизм возник на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.

1. Пиррон – основатель скептицизма. Сильное влияние на него оказал Демокрит. Идея безмятежности (атараксии). Мудрецом следует назвать такого человека, который знает и может помочь понять, как научиться жить; мудрец – это своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни. По В. Ф, Асмусу: в философии мудрец видит деятельность и строй мысли, освобождающие человека от бедствий, опасностей, от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. По Пиррону: философ – это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Следует «следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо. Безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности. Именно в этом и состоит высшая степень доступного философу истинного счастья. Пиррон ссылался на пример смирения, сравнивая поведение людей и свиней во время бедственного положения, когда корабль тонет: люди в смятении и страхе дрожат и мечутся, а вот свиньи преспокойно пожирают корм и ведут себя невозмутимо.

2. Другие философы-скептики: Тимон, Энесидем, Секст Эмпирик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: