Россия, Германия, Австро-Венгрия

11. Германия, Австро-Венгрия, Италия.

12. Испания, Англия, Франция.

Россия после отмены крепостного права.

Вариант 1.

1.Верны ли следующие утверждения?

А.В середине XIX в. Россия стала крупнейшим мировым поставщиком сельскохозяйственной продукции.

Б. В середине XIX в. Россия обгоняла западноевропейские страны в промышленном производстве.

5. Верно только А.

6. Верно только Б.

7. Верны оба утверждения.

8. Оба утверждения неверны.

2.Чересполосица, получившая распространение в сельском хозяйстве пореформенной России, – это:

1. Разделение пахотной земли на три поля: яровое, озимое, пар.

2. Чередование частной крестьянской и общинной надельной земли.

3. Работа крестьянина на помещичьей земле за арендованный участок.

4. Чередование помещичьей и надельной крестьянской земли.

3.Изучением сельскохозяйственного производства и выработкой рекомендаций по модернизации сельского хозяйства стала заниматься Петровская земледельческая и лесная академия, основанная в 1865 г. в:

1. Москве.

2. Петербурге.

3. Брянске.

4. Тамбове.

4.Укажите реформы, проведенные министром финансов М.Х. Рейтерном:

а. Обнародование бюджета.

б. Переход от биметаллизма к золотому стандарту.

в. Централизация банковского дела.

г. Отмена подушной подати с крестьян.

д. Поддержка развития акционерных обществ.

Верны ответы:

5. авг.

6. бвд.

7. вгд.

8. авд.

5.Большинство представителей народничества были выходцами из среды:

1. Дворянства.

2. Разночинцев.

3. Крестьян.

4. Рабочих.

6.После раскола «Земли и воли» в 1879 г. радикально настроенная часть народников создала организацию:

1. «Народная расправа».

2. «Черный передел».

3. «Народная воля».

4. «Освобождение труда».

Россия после отмены крепостного права.

Вариант 2.

1.Великие реформы 1860-1870-х гг.:

1. Устранили все препятствия для развития капитализма в России.

2. Способствовали переходу от традиционного общества к индустриальному.

3. Не привели к изменению аграрных отношений в России.

4. Привели к быстрому развитию фермерских хозяйств.

2.Верны ли следующие утверждения?

А.В пореформенной России основным экспортным товаром оставался хлеб.

Б.Второе место в структуре российского экспорта в конце XIX в. занимала продукция текстильной промышленности.

9. Верно только А.

10. Верно только Б.

11. Верны оба утверждения.

12. Оба утверждения неверны.

3.Типичное явление для российской деревни после 1861 г.:

1. Отходничество.

2. Барщина.

3. Отработки.

4. Оброк.

4.По настоянию М.Х. Рейтерна, средства, вырученные от продажи Аляски США в 1867 г., были потрачены на:

1. Строительство железных дорог.

2. Поддержку помещичьих образцовых хозяйств.

3. Субсидии текстильным фабрикантам.

4. Кредитование банковской системы.

5.В 1861 г. А.И. Герцен в газете «Колокол» призвал революционную молодежь:

1. К развертыванию террористической борьбы с правительством.

2. Идти в народ для ведения революционной пропаганды.

3. Поднять крестьянские массы на бунт против властей.

4. Поддержать реформаторские планы царского правительства.

6.Укажите положения, которые содержались в проекте реформ, предлагаемом М.Т. Лорис-Меликовым:

а. Упразднить Третье отделение императорской канцелярии и передать его функции Министерству внутренних дел.

б. Сформировать представительные органы власти на основе всеобщего избирательного права.

в. Привлечь выборных представителей от населения к выработке законопроектов.

г. Созвать Учредительное собрание для разработки конституции.

д. Учредить совещательную комиссию при Государственном совете.

Верны ответы:

9. авг.

10. авд.

11. вгд.

12. агд.

Россия после отмены крепостного права.

Вариант 3.

1.Сохранение после отмены крепостного права помещичьего землевладения, временнообязанного состояния крестьян, кабальных форм аренды:

1. Способствовало переходу общества от традиционного к индустриальному.

2. Тормозило развитие капитализма в сельском хозяйстве.

3. Свидетельствовало о сохранении крепостнических порядков.

4. Способствовало быстрому переходу помещичьих хозяйств на путь капитализма.

2.Установите соответствие между терминами и определениями:

Термины: 1. Испольщина. 2. Отработки. 3. Отрезки. 4. Трехполье. Определения: а. Господствующая в Европейской России архаичная система землепользования. б. Аренда крестьянином земли за половину урожая. в. Работа крестьянина на помещика за арендованную землю. г. Участки земли, превышающие норму надела, которые передавались помещику. д. Участки земли, передающиеся крестьянам, если их прежний надел был меньше нормы.

3.Верны ли следующие утверждения?

А.Малоземелье и общинная организация препятствовали развитию капитализма в деревне.

Б.В самом бедственном положении находились крестьяне черноземных губерний.

13. Верно только А.

14. Верно только Б.

15. Верны оба утверждения.

16. Оба утверждения неверны.

4.Сторонниками идей народничества, критически высказывающимися о медленном темпе проведения реформ, были:

1. Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев.

2. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.

3. М.П. Погодин, С.С. Уваров.

4. К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин.

5.Организация «Земля и воля», состоящая из радикально настроенной молодежи под руководством С.Л. Перовской, Г.В. Плеханова и А.Д. Михайлова, была создана в:

1. 1864 г.

2. 1876 г.

3. 1881 г.

4. 1883 г.

6.Александр II был убит в результате покушения, осуществленного радикальной революционной организацией:

1. «Земля и воля».

2. «Черный передел».

3. «Народная воля».

4. «Народная расправа».

Россия после отмены крепостного права

ВАРИАНТ А

1. Верны ли следующие утверждения? В середине XIX в. Россия:

А) стала крупнейшим мировым поставщиком сельскохо­зяйственной продукции;

Б) обгоняла западноевропейские страны в промышленном производстве.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

2. Великие реформы I860—1870-х гг.:

1) устранили все препятствия па пути развития капитализ­ма в России;

2) способствовали переходу от традиционного общества к и идустриальному;

3) не привели к изменению аграрных отношений в России;

4) привели к быстрому развитию фермерских хозяйств.

3. Сохранение после отмены крепостного права помещичьего землевладения, временнообязанного состояния крестьян, кабальных форм аренды;

1) способствовало переходу общества от традиционного к индустриальному;

2) тормозило развитие капитализма в сельском хо­зяйстве;

3) свидетельствовало о сохранении крепостнических по­рядков;

4) способствовало быстрому переходу помещичьих хо­зяйств на путь капитализма.

4. Чересполосица, получившая распространение в сельском хозяйстве пореформенной России, — это:

1) разделение пахотной земли на три поля: яровое, озимое, пар;

2) чередование частной крестьянской и общинной надель­ной земли;

3) работа крестьянина на помещичьей земле за арендован­ный участок;

4) чередование помещичьей и надельной крестьянской земли.

5.Верны ли следующие утверждения?

А) В пореформенной России основным экспортным това­ром оставался хлеб.

Б) Второе место в структуре российского экспорта в конце XIX в. занимала продукция текстильной промышленности.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

6.Установите соответствие между терминами и определениями.

ТЕРМИНЫ

1) Испольщина;

2) отработки;

3) отрезки;

4) трехполье.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) Господствующая в Европейской России архаичная система земле­пользования;

Б) аренда крестьянином земли за половину урожая;

B) работа крестьянина на помещика за арендованную землю;

Г) участки земли, превышающие нор­му надела, которые передавались по­мещику;

Д) участки земли, передающиеся крестьянам, если их прежний надел был меньше нормы.

1 2 3 4

7.Верны ли следующие утверждения?

А) Малоземелье и общинная организация препятствовали развитию капитализма в деревне.

Б) В самом бедственном положении находились крестьяне черноземных губерний.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

8. Типичное явление для российской деревни после 1861 г.:

1) отходничество; 2) барщина; 3)отработки; 4) оброк.

9. Изучением сельскохозяйственного производства и выра­боткой рекомендаций но модернизации сельского хозяй­ства стала заниматься Петровская земледельческая и лесная академия, основанная в 1865 г. в:

1) Москве;

2) Петербурге;

3) Брянске;

4) Тамбове.

10. Укажите реформы., проведенные министром финансов М.Х. Рейтерном.

A) Обнародование бюджета;

Б) переход от биметаллизма к золотому стандарту;

B) централизация банковского дела;

Г) отмена подушной подати с крестьян;

Д) поддержка развития акционерных обществ.,

       
АВГ БВД вгд АВД

11. По настоянию М.Х. Рейтерна, средства, вырученные от продажи Аляски США в 1867 г., были потрачены на:

1) строительство железных дорог;

2) поддержку помещичьих образцовых хозяйств;

3) субсидии текстильным фабрикантам;

4) кредитование банковской системы.

12.Сторонниками идей народничества, критически высказы­вающимися о медленном темпе проведения реформ, были;

1) Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев;

2) А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский;

3) М.П. Погодин, С.С. Уваров;

4) К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин.

13. Большинство представителей народничества были выход­цами из среды:

1) дворянства;

2) разночинцев;

3) крестьян;

4) рабочих.

14. Автором прокламации «Молодая Россия», в которой со­держался радикальный призыв к русскому пароду «В то­поры!», был:

1) Н.В. Шелгунов;

2) П.Г. Заичневский;

3) Н.Г. Чернышевский;

4) Н.П. Огарев.

15. Идеологом заговорщицкого направления в народниче­стве, «русским Бланки», был участник молодежных кружков 1860-х гг., впоследствии эмигрировавший из России:

Г) П.И. Ткачев;

2) П.Б. Струве;

3) И.И. Петрункевич;

4) П. А. Кропоткин.

16. В первую народническую нелегальную организацию «Зе­мля и воля» в 1862—1864 гг. входили:

1) Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов;

2) А.А. Потебня, Н.А. Серно-Соловьевич;

3) А.И. Герцен, Н.П. Огарев;

4) А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская.

17. Князь, российский революционер, член кружка «чайковцев», теоретик анархизма — это:

1) П.Н. Ткачев;

2) П.Б. Струве;

3) И.И. Петрункевич;

4) П.А. Кропоткин.

18. Имена Г.А. Лопатина, Н.А. Ишутина и И.А. Худякова свя­заны с:

1) деятельностью радикальных кружков 1860-х гг.;

2) изданием либеральных газет и журналов;

3) проведением полулегальных земских съездов;

4) организацией «хождения в народ» в середине 1870-х гг.

19. Установите соответствие между общественными движе­ниями и их представителями.

ДВИЖЕНИЯ

1) Бунтарское направление на­родничества;

2) заговорщицкое направление народничества;

3) пропагандистское направле­ние народничества;

4) «Народная расправа».

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

A) С.Г. Нечаев;

Б) П.Н. Ткачев;

B) П.Л. Лавров;

Г) П.Б. Струве;

Д) М.А. Бакунин.

1 2    
   

20. В 1861 г. А.И. Герцен в газете «Колокол» призвал револю­ционную молодежь:

1)к развертыванию террористической борьбы с прави­тельством;

2) идти в парод для ведения революционной пропаганды;

3) поднять крестьянские массы на бунт против властей;

4) поддержать реформаторские планы царского прави­тельства.

21. Д.И. Писарев, издатель журнала «Русское слово», возгла­вил движение, названное И.С. Тургеневым:

1) заговорщиками;

2) декабристами;

3) нигилистами;

4) отзовистами.

22. Организация «Земля и воля», состоящая из радикально настроенной молодежи под руководством С.Л. Перовской, Г.В. Плеханова и А.Д. Михайлова, была создана в:

1) 1864 г.;

2) 1876 г.;

3) 1881 г.;

4) 1883 г.

23. Установите соответствие между названиями организаций и именами участников.

ОРГАНИЗАЦИИ

1) «Северный союз русских ра­бочих»;

2) «Народная расправа»;

3) «Черный передел»;

4) «Народная воля».

УЧАСТНИКИ

A) А.И. Желябов; Б) В.И. Засулич;

B) С.Г, Нечаев;

Г) В.П. Обнорский;

Д) П.А. Кропоткин.

1 2 3 4

24. После раскола «Земли и воли» в 1879 г. радикально на­строенная часть народников создала организацию:

1) «Народная расправа»;

2) «Черный передел»;

3) «Народная воля»; \

4) «Освобождение труда».

25. После покушения народовольцев 1880 г. император Алек­сандр II создал временное чрезвычайное учреждение — Верховную распорядительную комиссию, руководителем которой был назначен:

1) П.А. Валуев;

2) К.П. Победоносцев;

3) Д.А. Толстой;

4) М.Т. Лорис-Меликов.

26. Укажите положения, которые содержались в проекте ре­форм, предлагаемом М.Т. Лорис-Меликовым.

А) упразднить Третье отделение императорской канцеля­рии и передать его функции Министерству внутренних дел;

Б) сформировать представительные органы власти на ос­нове всеобщего избирательного права;

В) привлечь выборных представителей от населения к вы работке законопроектов;

Г) созвать Учредительное собрание для разработки кон­ституции;

Д) учредить совещательную комиссию при Государствен­ном совете.

       
АВГ АВД вгд АГД

27. Александр II был убит в результате покушения, осущест­вленного радикальной революционной организацией:

1.) «Земля и воля»;

2) «Черный передел»;

3) «Народная воля»;

4) «Народная расправа».

ВАРИАНТ Б

1. Прочитайте фрагмент исторического источника и ответьте на вопросы.

М.А. БАКУНИН О ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕ

<...> Народ наш глубоко и страстно ненавидит госу­дарство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись. Недавно еще не­нависть его была разделена между дворянами и чинов­никами, и иногда даже казалось, что он ненавидит пер­вых еще более, чем последних, хотя в сущности он их ненавидит равно. Но с тех пор как вследствие упразд­нения крепостного права дворянство стало видимо ра­зоряться, пропадать и обращаться к своему первона­чальному виду исключительно служебного сословия, народ обнял его в своей общей ненависти ко всему чи­новному сословию.. Нужно ли доказывать, до какой сте­пени ненависть его законна!

Государство окончательно раздавило, развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим патриархальным началом. Под его гнетом само общин­ное избирательство стало обманом, а лица, временно избираемые самим народом: головы, старосты, десят­ские, старшины — превратились, с одной стороны, в орудия власти, а с другой — в подкупленных слуг бога­тых мужиков-кулаков. При таких условиях последние остатки справедливости, правды, простого человеко­любия должны исчезнуть из общин, к тому же разорен­ных государственными податями и повинностями и до конца придавленных начальственным произволом. Бо­лее чем когда-нибудь разбой остался единственным выходом для лица, а для целого народа — всеобщий бунт, революция. <...>

Вопросы

1) Как М.А. Бакунин характеризует русский народ?

2) Каковы отношения государства и общины, по мнению автора? Выскажите свою точку зрения на политику вла­стей в отношении общины.

3) Как автор оценивает роль государства? К какому идей­ному течению М.А. Бакунина можно отнести?

2. Прочитайте высказывание А.И. Герцена о М.А. Бакунине. Поясните оценку, данную А.И. Герценом, опираясь на фак­ты истории революционного движения России.

Монах воинствующей церкви - революции, он бро­дил по свету, проповедуя отрицание христианства, приближение Страшного суда над этим феодальным и буржуазным миром, проповедуя социализм всем... Это натура героическая, оставленная историей не удел.

3. Прочитайте фрагмент исторического источника и ответьте на вопросы.

С.Г. НЕЧАЕВ. КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА (1869)

1. Отношение революционера к самому себе

§ 1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привя­занностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено.., единой страстью — революцией,

§ 2. Революционер разорвал всякую связь с граж­данским порядком, всеми законами, приличиями... нравственностью.

§ 3. Он знает только одну науку — науку разрушения, § 4, Он презирает общественное мнение. Нрав­ственно для него все, что способствует торжеству ре­волюции. <...>

§ 6. Суровый для себя, он должен быть суровым для других, Все нежные чувства родства, дружбы, любви, благодарности должны быть подавлены в нем единою холодною страстью революционного дела.., Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель — беспощадное разрушение,,, <,..>

II. Отношение революционера к товарищам по ре­волюции

§ 8. Мера дружбы, преданности и т.д. определяется единственно степенью полезности товарища в деле всеразрушительной практической революции. <,..>

§11, Когда товарищ попадает в беду, решая вопрос, спасать его или нет, революционер должен сообра­жаться... только с пользою революционного дела, <.., >

///. Отношение революционера к обществу

§ 13. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире,

§ 14. С целью беспощадного разрушения револю­ционер.., должен... притворяться,., проникать всюду... во все классы,., и слои.

§ 15. Все это поганое общество должно быть раз­дроблено на несколько категорий: 1) неотлагаемо осужденных на смерть; 2) тех, кому даруют только временно жизнь; 3) тех, кто имеет власть, влияние, связи, богат­ства, — сделать своими рабами; 4) государственные честолюбцы и либералы — прибрать их к рукам, ском­прометировать их; 5) праздноглаголющие доктринеры, конспираторы, революционеры — толкать их вперед. Большинство погибнет, меньшинство станет настоя­щими революционерами,

IV. Отношение революционера к народу

§ 22. У товарищества нет другой цели, кроме пол­нейшего освобождения и счастья народа, то есть чер­норабочего люда. Но убежденное в том, что освобож­дение и достижение этого счастья возможны только путем всесокрушающей народной революции, товари­щество всеми силами и средствами будет способство­вать развитию... тех бед и зол, которые должны выве­сти, наконец, народ из терпения и побудить его к поголовному восстанию.

§ 23. Под революцией народной товарищество ра­зумеет не регламентированное движение по западно­му классическому образцу — движение, которое всег­да останавливается перед собственностью и перед традициями общественных порядков так называемой цивилизации и нравственности и которое до сих пор ограничивалось везде низвержением одной политиче­ской формы для замещения ее другою и стремилось создать так называемое революционное государство. Спасительной для народа может быть только та рево­люция, которая уничтожит в корне всякую государ­ственность и истребит все государственные традиции порядка и классы в России. <...>

§ 25. Мы соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России, против всех эксплуататоров народа <...>

Вопросы

1) Как характеризует С.Г.Нечаев образ революционера? Какими нравственными чертами наделяет?

2) Почему автор оценивает отношение революционера к своим товарищам только с позиции полезности делу рево­люции? Ответ обоснуйте.

3) Какова программа автора по отношению к обществу? Какие категории населения, на ваш взгляд, должны быть истреблены «печаевцами» немедленно?

4) В чем опасность «нечаевщины»? Какие партии и движе­ния, на ваш взгляд, являются наследниками «нечаевщи­ны»? Ответ аргументируйте,

4. Сравните взгляды либералов и народников. Укажите три общие и три различные позиции.

5. В известном письме Александру II, напечатанному в «По­лярной звезде» в 1855 г., А.И. Герцен говорит, что необхо­димо освободить крестьян от власти помещиков, податные сословия — от телесных наказаний, печать — от цензуры. «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состоя­ния, залечите синие рубцы на спине наших братьев.., Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих зло­действ, спасите его от крови, которую он должен будет пролить...»

Какой путь преобразования предпочел бы А.И. Герцен: ре­формы или революцию? Обоснуйте свой ответ,

6.Н.Г. Чернышевский писал в 1857 г. в «Современнике»: «История России с настоящего года столь же различна от всего предшествовавшего, как различна была ее ис­тория со времен Петра от прежних времен. Новая жизнь, теперь для нас начинающаяся, будет настолько же прекраснее, благоустроеннее, блистательней и счастливее прежней, насколько сто пятьдесят послед­них лет были выше XVI! столетия в России.,. Благосло­вение, обещанное миротворцам и кротким, увенчивает Александра II счастьем, каким не был увенчан еще ни­кто из государей Европы, счастьем — одному начать и совершить освобождение своих подданных».

Почему «медовый месяц» царя и радикальной демократической интеллигенции был столь короток? Чья в этом вина или беда? Могло ли быть иначе? Обоснуйте свой ответ.

7. Укажите три положения идеологии революционного народничества. Приведите три примера народнических организаций.

§31. Реформы Александра II

ВАРИАНТ А

1. Император Александр II правил в: 1)1801-1825 гг.;

2) 1825-1855 гг.;

3) 1855-1881 гг.;

4) 1881-1894 гг.

2. Александр II в начале правления:

1) отменил помещичье землевладение;

2) ввел бессословные земские органы;

3) амнистировал декабристов и петрашевцев;

4) отменил подушную подать с крестьян.

3. Большое значение при разработке документов крестьян­ской реформы имело участие:

1) Н.А. Милютина;

2) П.В. Валуева;

3) K.II. Победоносцева;

4) Д.А. Милютина.

4. Проект проведения крестьянской реформы в нечернозем­ных губерниях составил:

1) Ю.Ф. Самарин;

2) П.А. Позен;

3) А.Н. Унковский;

4) И.С. Тургенев.

5. Для подготовки крестьянской реформы в 1858 г. был создан:

1) Тайный совет;

2) Главный комитет;

3) Негласный комитет;

4) Государственный совет.

6. Руководителем Главного комитета по подготовке кре­стьянской реформы стал министр внутренних дел:

1) Я.М. Ростовцев;

2) Ю.Ф. Самарин;

3) С.С. Ланской;

4) Д.А. Милютин.

7. После выхода в свет «Положения о крестьянах, выходя­щих из крепостной неволи» в 1861 г., крестьянство:

1) получило право перехода во все сословия;

2) стало сословием свободных сельских обывателей;

3) получило равные права с мещанством;

4) было освобождено от круговой поруки в общине.

8. В результате Крестьянской реформы 1861 г. крестьяне:

1) получили в полном объеме гражданские права;

2) получили усадебную оседлость и полевой надел в посто­янное пользование;

3) лишились права переходить в сословие мещан;

4) получили право свободно выходить из общины,

9. Укажите права, которые получили бывшие владельческие крестьяне после отмены крепостного права.

A) Выступать от своего имени в суде;

Б) поступать на государственную службу;

B) переходить в сословия мещан и купцов; Г) свободно выходить из общины с землей; Д) самостоятельно заключать сделки.

       
АВД БВД вгд АГД

10. В результате Крестьянской реформы 1861 г, крестьянство:

1) получило государственные и удельные земли в постоян­ное пользование;

2) поступилось частью земельных наделов в пользу поме­щиков;

3) лишилось права поступать на государственную службу;

4) было освобождено от уплаты подушной подати.

11. Самая большая норма надела земли определялась для зоны:

1) степной;

2) черноземной;

3) нечерноземной; 4)зауральской.

12. Размеры усадебной оседлости и полевого надела определя­лись:

1) уставными грамотами;

2) мировыми судьями;

3) решениями земских начальников;

4) указами губернатора.

13. Установите соответствие между терминами и определе­ниями.

ТЕРМИНЫ

1) Крестьянин -собственник;

2)отрезки;

3) временнообя­занный;

4) волость.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) Крестьянин, не приступивший к совершению выкупной сделки^

Б) участки земли, отрезанные от земли помещиков в пользу крестьян;

B) крестьянин, выкупивший свой полевой надел;

Г) объединение крестьянских об­щин-миров, в котором действует сельский сход;

Д) участки земли, превышающие нор­му надела и отошедшие к помещикам.

i      
       

14. Основу суммы выкупа земельных наделов у помещиков составил(а):

1) рыночная цена земли;

2) размер годового оброка;

3) залоговая цена имения;

4) льготная цена земли с 25%-ной скидкой.

15. Председателя земской управы утверждали:

1) волостные судьи;

2) мировые посредники;

3) губернаторы и Министерство внутренних дел; 4)земские собрания.

16. «Третьим элементом» в земствах называли:

1) представителей дворянства;

2) земских врачей, учителей, инженеров, статистиков;

3) царскую администрацию;

4) представителей крестьянства.

17. Верны ли следующие утверждения?

А) Земства содержали на свои средства начальные школы, больницы, занимались обустройством торговых мест и ре­монтом дорог.

Б) Земские органы ограничили власть царских чиновни­ков на местах.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

18. Верпы ли следующие утверждения?

А) Впервые благодаря реформе 1864 г. Россия обрела неза­висимый бессословный суд.

Б) Согласно реформе, в России был введен состязатель­ный процесс, обязательное участие защиты и обвинения.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

19. В соответствии с положениями судебной реформы миро­вые судьи:

1) избирались населением и решали гражданские дела;

2) рассматривали сложные уголовные дела;

3) выносили вердикт о виновности или невиновности под­судимого;

4) были высшей кассационной инстанцией.

20. В результате проведения судебной реформы Александра II:

1) введен суд присяжных заседателей;

2) отменена смертная казнь;

3) учрежден Конституционный суд;

4) учреждено Высшее дисциплинарное присутствие при Сенате.

21. Восстановите хронологическую последовательность со­бытий:

A) учреждение бессословных земских органов в уездах и губерниях;

Б) введение всеобщей воинской повинности;

B) учреждение суда присяжных заседателей;

Г) амнистия декабристам и петрашевцам.

  2 3  
     

22. Установите соответствие между терминами и определениями.

ТЕРМИНЫ

1) Присяжные пове­ренные;

2) судебная палата;

3) земская управа;

4) городской голова.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) Высшая судебная инстан­ция в рамках коронного суда;

Б) исполнительные органы ме­стного самоуправления;

B) государственные адвокаты;

Г) судьи-непрофессионалы, вы­носящие вердикт;

Д) выборный руководитель го­родского самоуправления.

  2 3  
   

23. Укажите реформы, относящиеся к числу Великих реформ 1860-1870-х гг.

A) Введение суда присяжных заседателей;

Б) принятие указа о вольных хлебопашцах;

B) отмена рекрутских наборов в армию;

Г) ограничение самодержавной власти конституцией;

Д) учреждение бессословных органов местного самоупра­вления в уездах и губерниях.

       
АБД БВД вгд Агд

24. Школьную и университетскую реформы 1863—1864 гг. провел:

1) А.В. Головнин;

2) И.Д. Делянов;

3) С.С. Уваров;

4) Д, А. Толстой.

25. Результатом проведения реформы в сфере образования 1864 г. стало:

1) введение всеобщего начального образования;

2) разделение гимназий на классические и реальные;

3) введение программы ликвидации неграмотности;

4) создание народных университетов.

26. Верны ли следующие утверждения?

А) В ходе реформы в сфере образования были учреждены семилетние классические и реальные гимназии,

Б) Благодаря реформе в сфере образования женщины получили доступ к образованию, возникли женские гим­назии.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

27. К финансовым реформам Александра II относится:

1) отмена подушной подати с крестьян;

2) введение независимых контрольных палат;

3) введение питейных откупов;

4) введение золотого стандарта российской валюты.

28. В результате реформы печати 1865 г.:

1) были освобождены от предварительной цензуры все на­учные и правительственные издания;

2) была полностью отменена государственная цензура;

3) было ограничено использование иностранных слов;

4) исключены из употребления слова «конституция», «со­циализм».

29. Верны ли следующие утверждения?

А) В ходе военной реформы были упразднены рекрутские наборы и введена всесословная воинская повинность.

Б) Реформа 1874 г. упразднила сословный принцип ком­плектования армии.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

30. Военная реформа в России проводилась под руководством:

1) Н.А. Милютина;

2) П.А. Валуева;

3) II.С. Банковского;

4) Д.А. Милютина.

31. Результат проведения военной реформы I860—1870-х гг. — это:

1) введение рекрутского набора;

2) отмена сословного принципа комплектования офицер­ских кадров;

3) упразднение гвардейских полков;

4) разделение России на 15 военных округов.

32. Согласно военной реформе 1874 г., были освобождены от службы в армии:

1) сыновья, являющиеся единственными кормильцами семьи;

2) лица, получившие высшее образование;

3) старообрядцы и сектанты;

4) все инородцы, включая жителей Прибалтики.

33. Министр иностранных дел, добившийся отмены статей Парижского мира на Лондонской конференции 1871 г., — это:

1) В.Н. Ламздорф;

2) К.В. Нессельроде;

3) A.M. Горчаков;

4) Н.П, Игнатьев.

34. Союзником России в борьбе за отмену унизительных ста­тей Парижского договора стала:

1) Франция;

2) Сардиния;

3) Пруссия;

4) Австро-Венгрия,

35. Главным противником России в борьбе за отмену унизи­тельных статей Парижского договора была:

1) Франция;

2) Сардиния;

3) Пруссия;

4) Австро-Венгрия,

36. В Союз трех императоров, образованный в 1872 г., вхо­дили:

1) Россия, Франция, Англия;

2) Россия, Германия, Австро-Венгрия;

3) Германия, Австро-Венгрия, Италия;

4) Испания, Англия, Франция.

ВАРИАНТ Б

1. Российское дворянство было взбудоражено слухами о воз­можных реформах. Во время посещения императором Москвы московский генерал-губернатор граф Закревский обратился к нему с просьбой успокоить общество. 30 мар­та 1856 г. Александр II выступил со следующим заявлени­ем: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам, это несправедливо, и вы можете сказать это всем на­право и налево; но чувство, враждебное между кре­стьянами и помещиками, к несчастью, существует; и от этого уже было несколько случаев неповиновения по­мещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти,., гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Объясните позицию императора. Могло ли это заявление успокоить дворянство?

2. Введение судов присяжных вызвало неоднозначную реак­цию в российском обществе. М.Н. Катков писал: «Если в силу закона уличная толпа приводится в зал судебных заседаний и если здесь ее случайные суждения по­лучают силу судебного приговора, то всякий здраво­мыслящий человек скажет, что в этом безобразии ви­новата не толпа, а те судебные учреждения, которые вручают ей неподобающую власть...» Критиковал это нововведение и видный юрист А, Ф. Кони после того, как в 1878 г. суд присяжных вынес оправдательный вердикт по делу о покушении Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова.

Определите положительные и отрицательные стороны введения в России суда присяжных.

3. Назовите три основные реформы Александра II. Укажите два важнейших позитивных результата проведенных реформ.

4. В 1861 г, в России было отменено крепостное право. Ука­жите четыре особенности, составляющие сущность кре­стьянского вопроса в России. Подтвердите двумя аргумен­тами на примере одной из особенностей противоречивость и непоследовательность Крестьянской реформы 1861 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: