ЛЕКЦИЯ 11
1. Экологическая политика.
2. Экологическое право.
1. Первые меры по охране природных вод относятся к I в. до н.э. (Римская империя), а первый заповедник по охране недр был создан только в XVI в. (Швейцария). В связи с охраной воздушной среды в XIII в. проблемы охраны природных ресурсов и условий приобрели важное значение, и законы об охране атмосферного воздуха были приняты в Германии (1900), Англии (1906), Франции (1917) и России (1919).
В зависимости от исходных принципов общественного развития политика в области природопользования и охраны природы опирается то на административный контроль и нормативное регулирование, то на экономические регуляторы, либо на сочетание административных и экономических методов.
Экологическая политика государства сегодня напрямую зависит от его политической воли. При том она не сводится только к профилактике, устранению прошлых ошибок в природопользовании и сохранению особо ценных природных объектов. Основу современной экологической политики составляет управление природопользованием и охраной окружающей среды во всей их полноте, включая следующие основные направления:
|
|
· обеспечение рационального использования природных ресурсов;
· надлежащая организация охраны окружающей природной среды;
· воспроизводство природных ресурсов и жизнеобеспечивающих условий
среды обитания человека;
· законотворчество и юридическая практика по вопросам юридической
ответственности в сфере экологического права.
Главный принцип в природопользовании - «не навреди». Однако анализ природоохранной политики в мировом сообществе свидетельствует о том, что во многих странах (США, Великобритания и др.) власть имущие законодатели увеличивают «бумажное право», принимая все новые и новые законы, указы, декреты, постановления и не неся зачастую за их выполнение никакой ответственности.
Лоббирование интересов министерств и ведомств в экологическом законодательстве привело к новому подъему ведомственности, к размыванию принципа комплексности в охране природы и преобладанию безответственности в этом важнейшем деле.
Как изменить эти устрашающие тенденции? Выход один - возращение к нравственным началам в праве, к естественному праву: нравственность, гуманизм, а не только нормативность.
Экологическая политика - это повседневная деятельность государства (всех институтов власти) по рациональному (экономному, комплексному) использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды на благо не только нынешнего, но и будущих поколений граждан России. Эта деятельность тесно связана с совершенствованием эколого-правового механизма и его применением на всех уровнях государственного управления природопользованием, охраной окружающей природной среды, управления экономическими и социальными процессами, обеспечения соответствующей юридической ответственности.
|
|
Наряду с традиционной борьбой с недостатками в природоохранном деле экологическая политика должна быть направлена на профилактику экологических правонарушений, развитие системы особо охраняемых природных территорий и объектов, воспитания чувства бережного отношения к окружающей природной среде.
Для того, чтобы легче претворять в жизнь усилия по защите окружающей среды в гармонии с экономическим развитием, необходимо опираться на следующие принципы:
· здоровая окружающая среда - основа более безопасного развития человечества;
· экономический рост и социальный прогресс
· необходимые условия эффективного обеспечения разумного использования
природных ресурсов;
· экологическая политика должна учитывать интересы не только нынешнего,
но и будущих поколений,
· рачительное управление использованием природных ресурсов
является базой устойчивого экономического развития;
· принятие решений в отношении экологических условий жизни человека
должно сводить к минимуму деградацию окружающей среды, учитывать в первую
очередь интересы населения региона;
· для эффективного решения экологических вопросов необходимо глубокое
научное изучение экологических проблем, совершенствование научно-технических
знаний, разработка комплексных региональных экологических программ.
2. Экологическое право - это комплексная отрасль российского права, состоящая из трех подотраслей: природоохранного права, природоресурсного права и подотрасли, предусматривающей конкретную юридическую ответственность за нарушение норм права по охране окружающей среды
Общая теория права предельно четко установила, что каждая отрасль права состоит из правовых норм, институтов права и подотраслей права. Применительно к экологическому нраву перечисленные выше три самостоятельные подотрасли права выступают как подотрасли именно в порядке субординации. Имеют место и институты права, в частности, общим межотраслевым комплексным институтом права является институт экологической ответственности за экологические правонарушения (в том числе и за преступления). Одновременно институт юридической ответственности имеется и в каждой из трех перечисленных подотраслей права. Некоторые институты природоохранного и природоресурсного права. Действуют на основании бланкетных норм права, отсылая, в основном, к Кодексу об административных правонарушениях, к Уголовному кодексу и некоторым другим.
Что касается норм экологического права (это своеобразные «кирпичики» здания институтов, подотрасли и комплексной отрасли права), то они представляют собой правила поведения людей в отношении использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, а также сохранения и защиты окружающей среды. Они изложены в Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных актах, а также в законодательных актах субъектов РФ (п. «д» ст. 72 Конституции РФ), поскольку эта сфера общественных отношений относится к совместному ведению Федерации и субъектов федерации.
Экологическое право как комплексная отрасль права представляет собой прежде всего систему правовых норм, регулирующих в определенной степени однородные экологические общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, в интересах рационального природопользования настоящих и будущих поколений граждан России.
|
|
Системообразующие факторы экологического права выражаются, с одной стороны, в том, что «правовая работа» разделена между конкретными подотраслями, институтами и нормами права, каждые из которых выполняют свою определенную функцию (направленное воздействие), не дублируя друг друга, создавая вместе с тем систему в плане интеграции своей деятельности, а с другой, на случай коллизий между нормами федерального и регионального уровня предусмотрен определенный антиколлизионный механизм (ст. 75 п. 5 Конституции РФ). Так, законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативно-правовым актом, изданным в РФ, верховенствует федеральный закон. Кроме того, для более сложных коллизий создается специальное коллизионное право, которое призвано разрешать коллизии не только теоретически, но и практически.
Предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения, условно можно разделить на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы. Это деление основано на трех подотраслях экологического права.
Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях и некоторые другие).
Главное назначение этой части экологического права - обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, целом.
Вторая часть экологического права включает в себя регулирование отдельных блоков общественных отношений, Это природоресурсное право. Оно призвано обеспечивал, охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В своей совокупности природные ресурсы составляют окружающую человека среду.
|
|
Следует подчеркнуть, что природоресурсное право возникло значительно раньше экологического права, включая в себя земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право и право по использованию атмосферного воздуха. Прежде общество на первое место ставило задачи природопотребления, исповедуя принцип «взять от природы все». Поэтому природоресурсные отрасли права и получили более раннее и полное развитие.
Что касается нашей страны, то за 74 года Советской власти в СССР и в России, в частности, наряду с тем хорошим, что было сделано в плане преобразования природы и в плане охраны природы, много было и крайне негативного. Принцип «не ждать милостей от природы, а взять их у нее» нередко доминировал при планировании и осуществлении крупных и гигантских строек. Весьма выразительно сказал об этом писатель М. Антонов «Такой бесхозяйственности в отношении с природой, как у нас, -пишет он, - ни в одной развитой стране и вообразить невозможно. С точки зрения цивилизованных людей, это не просто бесхозяйственность, но и дикость».
Это не просто дикость, а именно одичание. Затопить леса и ценнейшие пахотные земли при возведении плотин прежде никто бы не позволил. Еще в «Уложении» царя Алексея Михайловича было сказано: «Строить мельницы так, чтобы не затоплять лугов и пашен выше по плечи». Так же предусматривались меры против порубки и поджога лесов, охранялась неприкосновенность бобровых гонов и т.п. Правила разумного использования лесов были заложены еще в «Русской правде» - своде законов Древней Руси второй половины XI века.
Наши же современники затопили огромные лесные массивы на Ангаре и Енисее, сжигали и крошили на БАМе. Забыли, видимо, древнее изречение: «Народ, который не сможет сохранить свои лесные богатства, не имеет будущего».
«До разумной постановки нашей общей деятельности, - продолжает М.Атомов, - еще очень далеко. ВИДИМО, мы, как охрана, как народ в целом, не осознали еще ДИКОСТИ и некультурности своего способа ведения хозяйства, а ЭТО тоже многое говорит об уровне нашей цивилизованности, о степени осознания требований, какие предъявляет эпоха к стилю взаимоотношений человека с природой».
Однако со временем, начиная с 70-х годов XX века, для общественной мысли стала ясна неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: невозобновляемость многих природных ресурсов и их связанность между собой обусловили необходимость абстрагирования ОТ каждого ИЗ них. Следствием ЭТОГО явился переход к более общему явлению и феномену - окружающей среде как объекту общественных отношений. Отсюда - включение регулирования общественных отношений ПО поводу охраны природы и использования природных ресурсов в регулирование охраны всей окружающей среды. Земельное право и иные отрасли природоресурсного права стали соответственно подотрослями или институтами экологического прав, его составной частью.
В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы многочисленны и имеют двоякий характер: они относятся, прежде всего, к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования (административное, уголовное право и некоторые другие отрасли права). В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей правовой защиты окружающей среды.
Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды. Это прежде всего нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы. Достаточно сказать, что только новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 196-ФЗ от 30 декабря 2001 г.) предусматривает в главе 8 (Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования) сорок статей. Эти статьи в свою очередь содержат в себе от одной до пяти норм. Кроме того, к данному законотворчеству прямое отношение имеют субъекты РФ. Так, статья 72 Конституции РФ устанавливает, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
п. «в» - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
п. «д» - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
Кроме того, ст. 9 нового Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды детализирует это разграничение. Поэтому количество норм, «работающих» на экологию, значительно увеличивается.
Таким образом, экологическое право, и, в частности, его третий составной элемент, опирается на административно правовой метод регулирования экологических общественных отношений.
Большое место экологической защите отводит Уголовный кодекс РФ|5|. В 17 статьях специальной главы 26 «Экологические преступления» он защищает общественные отношения, связанные с возможными аспектами охраны окружающей среды. Кроме ТОГО, целый ряд статей главы 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» стоит на страже нормализованных правовых отношений «человек -общество - окружающая природная среда». К ним можно отнести ст.ст. 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил), 237 («Сокрытие Информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей») и некоторые другие.
В целом, трудно найти отрасль права, которая в той или иной мере не обслуживала бы экологическое право. Это конституционное, финансовое, трудовое, гражданское, административное, уголовное, земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право, право по использованию атмосферного воздуха, обеспечению радиационной безопасности и другие отрасли или институты материального и процессуального права.
Значительную роль в деле охраны окружающей природной среды играет международное право. Так, международные договоры и соглашения, подписанные с участием России, имеют приоритет по сравнению с национальным законодательством. В частности, для нашей страны обязательно выполнение Конвенции о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1972 г.), Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.) и др. Организация работы по выполнению международных обязательств возложена на Министерство природных ресурсов России. Оповещать о промышленных авариях и ликвидировать их последствия должно Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.
Следует особо подчеркнуть, что после Конференции ООН по окружающей среде и политике в 1992 г. в России началось обсуждение путей перехода к устойчивому развитию, разработана национальная Концепция этого перехода и началось ее практическое воплощение в части создания правового базиса. На правоохранительные органы возложены функции правовой защиты природы. В некоторых регионах России уже появились специальные подразделения - экологическая полиция, экологическая прокуратура.
По-новому стали решаться вопросы охраны окружающей среды с приходом к власти Президента РФ В.В.Путина. Принимается целый пакет законодательных актов, самым крупным из которых является новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Источниками экологического права являются: Конституция РФ, федеральные законы, федеральные подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных министерств и ведомств), конституции (уставы), законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления |6].
Более подробно вопросы экологического права рассмотрены в следующих изданиях: 1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000; 2. Россия на рубеже веков: укрепление государственности. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - Раздел XII. Экологическая политика.