Виды и категории стандартов

В соответствии с межгосударственным стандартом [7] в зависимости от содержания стандарты подразделяются на следующие виды:

- основополагающие:

а) основополагающие организационно-методические;

б) основополагающие общетехнические;

в) стандарты на термины и определения;

- на продукцию:

а) стандарты общих технических условий;

б) стандарты технических условий;

в) стандарты общих технических требований;

- на технологические и иные процессы;

- на услуги:

а) основополагающие стандарты на услуги;

б) стандарты общих требований;

в) стандарты общих технических условий;

г) стандарты, устанавливающие требования к обслуживающему персоналу;

д) стандарты на методы контроля (оценки) качества и безопасности услуг.

Национальный стандарт [4] к самостоятельным видам относит стандарты на методы контроля и стандарты на термины и определения (межгосударственный стандарт относит их к подвидам).

Особый двойной статус имеют технические условия (ТУ), являясь одновременно нормативным и техническим документом. В Федеральном Законе о техническом регулировании ТУ не представлены как нормативные документы по стандартизации. И тем не менее этот документ востребован отечественной практикой для государственного регулирования качества продукции. ТУ играют роль нормативного документа в том случае, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах). ТУ наряду со стандартами организации становятся носителями полного комплекса требований к конкретной продукции.

Вид стандарта определяется объектом стандартизации.

Категория стандарта определяется областью его применения. Статьей 13 Федерального Закона о техническом регулировании [1] определены следующие категории стандартов, действующие на территории Российской Федерации: национальные стандарты, стандарты организаций.

Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), утвержденный органом РФ по стандартизации, - это стандарт, в котором в целях многократного добровольного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг [5].

Стандарты организаций (СТО) – документы по стандартизации, разработанные и утвержденные организациями самостоятельно для целей, указанных в статье 11 Федерального Закона о техническом регулировании [1]. В соответствии с [3] объектами стандартизации стандартов организации могут быть продукция, создаваемая и поставляемая на внутренний и внешний рынки, услуги, оказываемые организацией, работы, выполняемые организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: