Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ».
Порядок определяет содержание термина «Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности».
Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (далее - подпрограммы). Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы.
Включает требования к содержанию госпрограммы, основания и этапы разработки госпрограммы, условия финансирования, механизм организации управления и контроля, полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы при разработке и реализации государственных программ.
|
|
(!) Порядок включает формы текущего планирования, в частности предусматривается обязательное составление плана реализации государственной программы, разрабатываемым на очередной финансовый год и плановый период и содержащим перечень наиболее важных, социально значимых контрольных событий государственной программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов. Порядок определяет механизм разработки плана реализации и порядок его утверждения.
Методическое обеспечение:
Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ»
Методические рекомендации по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (форма 2п)
Приказ Минрегиона России от 19.04.2013 № 169 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации»
На региональном уровне правовую основу разработки программ СЭР МО образований составляют следующие акты:
Законы
· Закон Псковской области от 06.06.2008 № 769-ОЗ «О бюджетном процессе в Псковской области»
Постановления
· Постановление Администрации Псковской области от 27.09.2012 № 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области" (в ред. постановления Администрации Псковской области от 16.12.2013 № 592)
|
|
· Постановление Администрации Псковской области от 19.03.2013 № 125 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Псковской области" (в ред. постановления Администрации Псковской области от 08.11.2013 № 519)
Таким образом, на федеральном уровне на сегодняшний день в основном создана система нормативно-правовых актов, регулирующих функцию планирования. Вместе с тем, следует отметить, что для обеспечения единообразного и системного подхода к социально-экономическому планированию и прогнозированию, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований, этих документов явно недостаточно. 172-ФЗ, принятый в июне 2014 года, предусматривает полномасштабную реализации своих положений начиная с 01.01.2017 года, что потребует приведения в соответствие с нормой закона структуры и содержания документов СЭР, принятых ранее на региональном и муниципальном уровнях.
Ст. 39 172-ФЗ широко трактует возможность применения системы документов стратегического планирования на муниципальном уровне, ограничивая ее, в первую очередь, требованиями Бюджетного кодекса и добровольным решением органа местного самоуправления о разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования и Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Федеральный же закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает лишь на то, что принятию бюджета на любом уровне муниципального образования должно предшествовать формирование плана социально-экономического развития.
В этих условиях процесс формирования стратегических плановых документов муниципальных образований целесообразно осуществлять на основе единого подхода, закрепленного законодательством субъекта и муниципальными правовыми актами. Очевидно,что ряд положений, предусмотренных законом 172-ФЗ для уровня субъектов РФ, можно было бы распространить и на муниципальные образования.
В настоящее время разрабатывается закон псковской области «О системе документов стратегического планирования Псковской области».
Муниципальные правовые акты по вопросам социально-экономического планирования, обеспечению механизмов координации и взаимодействия
Наименование документа | Содержание | Кем утверждается |
Регламенты социально-экономического планирования | ||
Об определении уполномоченного органа исполнительной власти муниципального образования | закрепляет полномочия по вопросам социально-экономического планирования | распоряжение главы местной администрации |
Порядок формирования прогнозов СЭР МО | Порядок формирования прогнозов развития МО в планируемом периоде, порядок использования прогнозов при составлении планов, программ, бюджета | Местная администрация |
Порядок принятия решений о разработке МЦП | Устанавливает порядок принятия решения о разработке МЦП | местной администрации |
Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ | Установление требований к порядку применения МЦП | местная администрация |
Макет муниципальной целевой программы | Устанавливает требования к содержанию разделов | местная администрация |
Порядок и критерии оценки эффективности муниципальных целевых программ | Устанавливает порядок оценки МЦП | местная администрация |
Положение о введение порядка разработки и реализации МЦП | Закрепляет полномочия по разработке долгосрочных целевых программ социально-экономического развития МО, а также полномочия по мониторингу, анализу и оценке результативности и эффективности МЦП | местная администрация |
Регламенты обеспечения процессов планирования | ||
Положение о формировании планов развития | документ содержит требования к системе планирования МО: процессу формирования, утверждения, мониторингу, контролю, реализации муниципальных планов; порядку выбора методов и инструментов планирования; определению уполномоченного органа, осуществляющего функции координации в процессе планирования; системе показателей муниципального плана и порядку определения их значений; установлению регламентов взаимодействия в процессе планирования; горизонтам и срокам муниципальных планов; порядку отчетности по реализации планов | представительный орган МО |
Распоряжение о распределении полномочий в процессе планирования | Уполномоченный орган, на который возложена ответственность и функции координации в процессе планирования | местная администрация |
Регламент взаимодействия субъектов в процессе планирования | Порядок взаимодействия при формировании проектов планов | местная администрация |
Положение о порядке согласования документов планирования | процедура согласования документов, определяющих параметры плана в планируемом периоде. Параметры плана основаны на ранее принятых документах (стратегии, программе, документах территориального планирования), программах развития коммунальной инфраструктуры, бюджете | местная администрация |
Положение о системе муниципального мониторинга | Показатели, на основе которых будет осуществляться контроль исполнения планов, порядок формирования значений этих показателей, источники информации, определения субъекта мониторинга, порядок составления и предоставления результатов мониторинга, порядок использования результатов мониторинга для принятия управленческих решений | местная администрация |
Порядок оценки муниципальных планов | критерии оценки муниципальных планов, уполномоченный орган, на которого возлагаются функции оценки, порядок использования результатов, порядок внесения изменений в планы | местная администрация |
Порядок информационного сопровождения муниципальных планов | источники информации для составления планов, программ, проектов, порядок получения и предоставления информации | местная администрация |
|
|
|
|