Б. Задания для самостоятельной работы

Тема 4. Конкуренция.

Занятие 2. Монополия.

А. Контрольные вопросы

1. Что имеется в виду, когда фирму определяют как монополию? Почему монополию следует рассматривать скорее в относительном (как фирму, контролирующую значительный объем рынка), чем в абсолютном (как фирму, контролирующую весь рынок) смысле? Поясните свой ответ.

2. Можно ли рассматривать в качестве чистой монополии:

а) единственную районную газету;

б) продавца прохладительных напитков, торгующего в одиночестве возле оживленной станции метро;

в) единственную в данном микрорайоне бензоколонку;

г) единственную на всей улице булочную?
Обоснуйте свои ответы.

3. Существуют ли, на Ваш взгляд, положительные стороны для общества
функционирования монополий? Или же монополии только наносят вред обществу? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Приведите пример монополии, созданной государством. Как вы оцениваете подобную практику государства? Объясните.

5. Как связаны равновесный объем продаж и равновесная цена на монопольном рынке и рынке совершенной конкуренции? Поясните свой ответ.

6. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?

7. В каких случаях и с какой целью предприятие-монополист прибегает к практике ценовой дискриминации? Приведите реальные примеры применения подобной практики.

8. Что экономисты понимают под термином «искусственная монополия»? В каких случаях она может возникнуть? Приведите несколько примеров искусственных монополий, известные из курса истории или из реальной экономики.

9. Что понимают под термином «естественная монополия»? Почему естественные монополии наиболее часто возникают в жилищно-коммунальном секторе? Попробуйте привести примеры естественных монополий в совре­менной России.

10. Сегодня среди читателей весьма популярны детективы Александры Марининой. Они публикуются издательством «ЭКСМО-ПРЕСС», обладающим эксклюзивным правом на издание произведений этой писательницы. Следо­вательно, данная фирма является монополистом в издании детективов Марининой. Тогда почему она продает выпущенные книги относительно дешево? У розничных торговцев цена колеблется от 150 до 160 р. за экземпляр в мягком переплете. Но если монополист может сам устанавливать цены на свою про­дукцию, то почему издательство не повышает цену, например, до 200 р. за экземпляр? Обоснуйте свой ответ.

11. Назовите основные задачи антимонопольного законодательства.

12. В 1979 году городской совет Сиэтла прекратил устанавливать фиксированную оплату проезда в такси. С тех пор владельцами такси несколько раз предприни­мались усилия, чтобы заставить Совет возобновить регулирование, «чтобы оградить людей от надувательства». Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

13. В 1980-е годы сотрудники Федеральной торговой комиссии США пытались (безуспешно) обеспечить поддержку антимонопольных расследований в том случае, когда в действиях фирмы не усматривалась «злонамеренность» обвиняе­мого. При таком подходе комиссии не пришлось бы доказывать, что крупная фирма нанесла вред конкуренции, а только то, что фирма в действительности контролирует большую часть рынка. Как Вы считаете, способствовала или препятствовала бы данная инициатива развитию конкуренции?

14. Как руководитель крупной компании, занимающей монопольное положение в области производства прохладительных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства.

15. Как глава комиссии по антимонопольному регулированию, приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства.

16. На чем основывается решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о регулировании деятельности компаний? Какими способами осуществляется это регулирование?

Б. Задания для самостоятельной работы

1. Фирма «Примадонна» является монополистом на рынке безалкогольных коктейлей. Спрос на ее продукцию описывается функцией Qd = 270 – 5р (Q — количество, млн банок, р — цена, франков). Известно также, что на рынке установилась цена 10 франков за бутылку. При условии, что издержки на изготовление одной порции коктейля составляют 5 франков, определите величину прибыли фирмы «Примадонна».

2. Фирма-монополист, проведя модернизацию производства, сократила себестоимость производства единицы продукции на 2 рубля, увеличив выпуск с 2000 до 3000 единиц. Как изменилась прибыль монополии, если цена продукции снизилась на 3 рубля?

3. Фирма-монополист увеличила объем производства с 400 до 600 единиц в месяц, рассчитывая увеличить прибыль. Как это решение реально повлияло на величину прибыли фирмы, если функция месячного спроса на ее продукцию имеет вид Qd = 1000 - р (Q — количество, ед., р — цена, рублей)?

4. Компания «Спектр» монопольно предоставляет услуги по установке спутниковых антенн в небольшом поселке. В таблице приведена зависимость общих затрат фирмы и цены установки одной антенны от общего числа устанавливаемых антенн:

Объем производства, штук Цена, евро Общие затраты, евро
     
     
     
     
     

Какой объем производства выберет компания, максимизируя прибыль?

5. В таблице приведены данные о взаимосвязи предельного дохода, предельных издержек и выпуска фирмы-монополиста:

Выпуск, тонн Предельная выручка, тыс. евро Предельные издержки, тыс. евро
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

При каком объеме выпуска прибыль монополиста будет наибольшей?

6. Спрос на продукцию фирмы-монополиста описывается функцией Qd=96-4р (единиц), где р — цена продукта (в д.е.), а функция общих издержек монополиста имеет вид ТC(Q)=2,75Q2+6Q (д.е.).

Определите максимизирующий прибыль монополиста объем производства и величину прибыли при этом объеме.

7. Фирма «Бахча» доставляет в таежный поселок арбузы и продает их там. Она является монополистом на местном рынке. Затраты фирмы на закупку, доставку и продажу Q тонн арбузов описываются функцией ТС=1,5Q + 2 тысяч рублей. По какой цене фирма будет продавать арбузы, максимизируя прибыль от продажи арбузов, если зависимость величины спроса (в тоннах) от цены р (в тыс. руб/т) задается уравнением Qd=13-2р, а фирма завезет ровно столько арбузов, сколько рассчитывает продать.

8. Имея исключительные права на сборник видеоклипов, владелец планирует продать некоторое количество экземпляров этого сборника, так, чтобы получить максимальную совокупную выручку. Известно, что спрос на этот сборник описывается функцией вида Qd=700-35p, где р — цена одного сборника (в д.е.). Какую цену следует установить?

9. Спрос жителей города Энска на мюзикл «Золотой теленок» описывается функцией Qd = 36000-6р (Q — количество билетов, р — цена одного билета, рублей). Известно, что зал, в котором проводится мюзикл, вмещает не менее 15 тысяч зрителей. Определите, какую цену следует назначить организаторам мюзикла, если они хотят получить наибольшую выручку от продажи билетов.

10. (**). ООО «Университетская ксерокопия» обладает монопольным правом предоставления копировальных услуг в библиотеках Московского университета. Известно, что постоянные издержки компании составляют 10 000 рублей в сутки, а переменные издержки составляют 1 рубль на одну сделанную копию. Маркетинговое исследование показало, что максимальная величина спроса на услуги компании составляет 10 тысяч копий в сутки и падает на 100 копий при увеличении цены на 10 копеек. Какую максимальную цену (в рублях) следует установить ООО «Университетская ксерокопия», если компания стремится получить наибольшую прибыль? Каков будет oбъем продаж в сутки при данной цене?

11. (**). В небольшой городок Энск приезжает популярная эстрадная группа, которая даст всего один концерт в частном концертном зале, вместимостью не более 12 500 человек. Спрос жителей Энска на билеты на концерт задан' функцией Qd = 22500 - 50р, где Qd — количество билетов, штук, р — цена одного билета, рублей. Известно, что рекламная кампания способна увеличить спрос жителей города на 3 000 билетов при каждой фиксированной цене. Владелец зала хочет получить наибольшую прибыль от организации концерта. Определите максимальную стоимость рекламной кампании, при которой затраты на ее проведение для владельца зала будут оправданы (то есть его прибыль от проведения концерта будет не меньше, чем без рекламной кампании), если гонорар исполнителей и другие расходы на проведение концерта не зависят от количества проданных билетов.

12. (**). Функция спроса на продукцию монополиста линейна, его средние издержки одинаковы при любом положительном объеме выпуска. Величина прибыли Z (в тысячах рублей) следующим образ зависит от цены на продукцию Р (в тысячах рублей за штук Z = 20Р - 2Р2 - 48. Монополист выбирает объем выпуска, стремясь получить наибольшую прибыль. Определите величину общих издержек монополиста.

13. (**). Фирма, максимизирующая прибыль, является монополистом на внут­реннем рынке, где спрос на ее продукцию задан функцией Qd = 90-2,5р. На внешнем рынке она может продать любое количество продукции по фик­сированной мировой цене. Функция общих издержек фирмы имеет вид TC=Q2 + 10Q+50. Определите цену внешнего рынка, если известно, что на внутреннем рынке фирма продала 3/4 произведенной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: