Антимонопольное законодательство

Монополии возникли в конце 19 века. Чистые монополии возникли по двум причинам:

1) Произошла структурная перестройка в отраслях промышленности в связи с колоссальными научными открытиями. Раньше капитал вкладывался в отрасли легкой промышленности, они менее фондоёмки, в них короче период оборота капитала и для организации производства нужно было меньше начального капитала и отдельные фирмы это могли обеспечить. В связи с научными открытиями более приоритетными стали отрасли тяжелой промышленности. Они более фондоемкие, имеют длительный период оборота капитала, у них медленнее формируется прибыль, и отдельным фирмам уже было трудно развивать производство только за счет собственных средств. Фирмы начинают объединять свои капиталы. В итоге появляются крупнейшие предприятия, происходит централизация производства и капитала. Она способствует концентрации производства и капитала, т.е. происходит капитализация все большей части прибыли.

2) Монополия вырастает из конкуренции. В это время происходит целый ряд экономических кризисов:

а)Кризис 1825 года, потому что производство становится все более общественным. Это приведет к тому, что менее конкурентоспособные фирмы разоряются и поглощаются более конкуренто-способными фирмами. В итоге возникают крупные предприятия-монополии. Возникнув из конкуренции, монополия потом ее подавляет. Крупные предприятия, которые возникли по двум причинам, начинают диктовать условия экономике, поэтому государство принимает антимонопольные законы. Наиболее разработанная антимонопольная политика осуществляется в США. Она базируется на трех законодательных актах:

1)Закон Шермана (1890 год): запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах, единоличный контроль в той или иной отрасли.

2)Закон Клейтона (1914 год): запрещалась ценовая дискриминация (не везде), договоренности в области сбыта.

3)Закон Робенсона-Пэтмэна (1936 год): запрещалась ценовая дискриминация, применение «ножниц-цен».

В 1959 году к закону Клейтона применили поправку «Селлера-Кефовера». По Клейтону запрещались горизонтальные слияния, затем в связи с данной поправкой запрещались вертикальные слияния.

Еще в начале 20 века в России в 1908 была попытка принять антимонопольный закон. И только в 1991 года появился закон о борьбе с монополией и недобросовестной конкуренцией. Основной закон в РФ был принят в 2006 году. Он называется «Закон о конкуренции». В 1995 году «Закон о естественных монополиях». Следить за выполнением законов призвано министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Цель антимонопольной политики: пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, направленных на недопущение конкуренции. Антимонопольное регулирование имеет два направления:

1)структурное (связано с регулированием структуры отрасли с целью препятствия возникновения или устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов)

2)функциональное (нацелено на содействие развитию конкуренции на товарных рынках)

По законодательству РФ доминирующим является то предприятие, если его доля на рынке более 65%. Такие предприятия заносятся в реестр монополистов. Они должны декларировать увеличение или снижение цены и объема производства. Не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данном рынке. Данное министерство контролирует процесс слияния и поглощения предприятий. Если объединяются предприятия, совокупная доля которых на рынке боле 35%, то министерство вправе такое слияние запретить. Кроме того, применяется разукрупнение предприятий. Одной из сфер деятельности антимонопольных органов является регулирование деятельности естественный монополий. Сформирован их реестр. Он выглядит так:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;

-транспортировка газа по трубопроводам;

-железнодорожные перевозки;

-услуги транспортных терминалов;

-услуги электросвязи и почтовой связи;

-услуги по передаче электроэнергии;

-услуги по передаче тепловой энергии;

-инфраструктура внутренних водных путей.

Сложность регулирования цен естественной монополии заключается в том, что низкая платежеспособность потребителей не позволяет устанавливать цены на уровне мировых, поэтому государство устанавливает «потолок цен», выше которого естественные монополии их поднимать не могут. В период экономического кризиса правительство повышает допустимую долю продукции фирм на рынке (раньше эта доля была 35%, а сейчас 65%). Это очень высокая доля по сравнению с западными странами. Причина: низкая конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с мировым рынком. Уже в 2006 году доминирующим стало признаваться положение фирмы, если ее доля на рынке составляет 56%. Таким образом, по мере адаптации российской экономики к условиям открытой рыночной системы,государственное регулирование в отношении монополии в РФ будет ужесточаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: