Развитие представлений о сознании

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

План ответа

  1. Определения.
  2. Развитие представлений о сознании.

ü Античность: Платон, Аристотель.

ü Средневековье: Бл.Августин.

ü Новое время: Декарт, Спиноза, Локк.

ü Вундт. Психология сознания.

ü Функционализм (Брентано, Джеймс).

ü Фрейд.

ü Гештальтпсихология.

ü Бихевиоризм.

ü ЛСВ.

ü АНЛ.

  1. Основные характеристики сознания (в итоге).

Определения

Сознание — один из ключевых и самых многозначных терминов в психологии и многих других наук. А.Бэн: сознание - "самое запутанное слово в человеческом словаре". Ни одно определение С. не является ни единственным, ни общепринятым.

В разных науках под сознанием понимают разные аспекты реальности:

ü в философии – сознание противопоставляется как идельное реальному;

ü в физиологии – уровень бодрствования и противопоставляется сну;

ü в социологии – сознание как рациональный регулятор поведения — в противовес стихийному поведению;

ü в лингвистике – сознание как душевные (психические) состояния, выразимые в слове.

Ну а в психологии еще больше различных концепций сознания. "Сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего" (М.К. Мамардашвили).

Развитие представлений о сознании

Античность. На первых этапах развития философской и психологической мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона.

Платон: в своих "Диалогах" раскрывает соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире.

Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни.

Средневековая философия: сознание как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Блаженный Августин: индивид, концентрируясь на собственном сознании, обретает способность вступить в контакт с Всевышним как с неколебимой реальностью.

Новое Время. Р. Декарт. Ввел понятие сознания и выделил его как критерий психики. В основе мира (в т.ч. и чел-ка) лежат две субстанции: протяженная и мыслящая. Мысль – все, что происходит в нас, все, что мы воспринимаем непосредственно само собой. К мышлению Декарт относит не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления, - все, что осознается (отождествление душевных функций с сознанием). Отсюда: единственное средство его познания – интроспекция (объект интроспекции – личная мысль). Единство души достигалось за счет сознания, перед внутренним взором которого все психические феномены равны.

Спиноза: есть единая, вечная субстанция – Природа – с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разуму открыты только два – протяженность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек целостное телесно-духовное существо. Убеждение, что тело движется или покоится по воле души, сложилось из-за незнания того, к чему оно способно само по себе, "в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной".

Дж. Локк (1632-1704) развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Два источника знаний:

а) объекты внешнего мира (впечатления);

б) деятельность собственного ума (рефлексия; наблюдения, которым ум подвергает свою деятельность.

Рефлексии нет у детей и даже у взрослых, не склонных к размышлениям о самом себе.

Локкзадал начало элементаризма:

1) сознание состоит из идей (идея – элемент сознания);

2) идеи бывают простые и сложные;

3) сложные идеи состоят из простых.

Есть 3 пути образования из простых идей сложных:

- соединение (суммация простых);

- сравнение (сложная идея возникает как отношение между простыми);

- обобщение через абстракцию.

Ассоциация – закономерная связь, возникающая в опыте индивида между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами), к-ая выражается в том, что появл. в сознании одного из содержаний влечет за собой и появл. др.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д.Гартли, Д.Юм).

В.Вундт создал одну из первых программ создания психологии как отдельной науки. Предметом психологии он называл сознание, которое понималось как "совокупность сознаваемых состояний".

<= Модель сознания

Свойства сознания по Вундту:

1. Сознание состоит из элементов. Таких элементов 2 типа:

- объективные - ощущения – отражение отдельного свойства предмета;

- субъективные - простые чувства, которые могут комбинироваться в сложные.

Объективные ощущения характеризуются: качеством, интенсивностью, протяженностью во времени и пространственной протяженностью (нет слуховых ощущений). При объединении объективных элементов получается образ.

Субъективные, т.е. чувства, представляют собой 3 пары: удовлетворение/неудовлетворение, возбуждение/успокоение, напряжение/разрядка. Любое эмоциональное состояние можно разложить по описанным осям или собрать из трех простейших элементов.

2. Сознание ритмично по своей природе (восприятие чередования ударов метронома): отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

3. Объем сознания = 7 + 2 элемента (если они организованы, то объем сознания расширяется до 40, т.е. объем внимания = 7 + 2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов);

Законы связи элементов сознания. Связь между элементами сознания осуществляется с помощью ассоциаций. Память установление ассоциаций.Возникновение единого опыта из отдельных составляющих сознания объясняет теория апперцепции.

Основные процессы сознания:

- перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания,

- апперцепция - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания.

Динамика апперцепции и перцепции: если перцепция связана с апперцепцией, то может быть получение большего (целого), если такой связи нет, то перцепт может быть вытеснен за порог сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: