ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
План ответа
- Определения.
- Развитие представлений о сознании.
ü Античность: Платон, Аристотель.
ü Средневековье: Бл.Августин.
ü Новое время: Декарт, Спиноза, Локк.
ü Вундт. Психология сознания.
ü Функционализм (Брентано, Джеймс).
ü Фрейд.
ü Гештальтпсихология.
ü Бихевиоризм.
ü ЛСВ.
ü АНЛ.
- Основные характеристики сознания (в итоге).
Определения
Сознание — один из ключевых и самых многозначных терминов в психологии и многих других наук. А.Бэн: сознание - "самое запутанное слово в человеческом словаре". Ни одно определение С. не является ни единственным, ни общепринятым.
В разных науках под сознанием понимают разные аспекты реальности:
ü в философии – сознание противопоставляется как идельное реальному;
ü в физиологии – уровень бодрствования и противопоставляется сну;
ü в социологии – сознание как рациональный регулятор поведения — в противовес стихийному поведению;
ü в лингвистике – сознание как душевные (психические) состояния, выразимые в слове.
Ну а в психологии еще больше различных концепций сознания. "Сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего" (М.К. Мамардашвили).
Развитие представлений о сознании
Античность. На первых этапах развития философской и психологической мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона.
Платон: в своих "Диалогах" раскрывает соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире.
Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни.
Средневековая философия: сознание как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Блаженный Августин: индивид, концентрируясь на собственном сознании, обретает способность вступить в контакт с Всевышним как с неколебимой реальностью.
Новое Время. Р. Декарт. Ввел понятие сознания и выделил его как критерий психики. В основе мира (в т.ч. и чел-ка) лежат две субстанции: протяженная и мыслящая. Мысль – все, что происходит в нас, все, что мы воспринимаем непосредственно само собой. К мышлению Декарт относит не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления, - все, что осознается (отождествление душевных функций с сознанием). Отсюда: единственное средство его познания – интроспекция (объект интроспекции – личная мысль). Единство души достигалось за счет сознания, перед внутренним взором которого все психические феномены равны.
Спиноза: есть единая, вечная субстанция – Природа – с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разуму открыты только два – протяженность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек целостное телесно-духовное существо. Убеждение, что тело движется или покоится по воле души, сложилось из-за незнания того, к чему оно способно само по себе, "в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной".
Дж. Локк (1632-1704) развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Два источника знаний:
а) объекты внешнего мира (впечатления);
б) деятельность собственного ума (рефлексия; наблюдения, которым ум подвергает свою деятельность.
Рефлексии нет у детей и даже у взрослых, не склонных к размышлениям о самом себе.
Локкзадал начало элементаризма:
1) сознание состоит из идей (идея – элемент сознания);
2) идеи бывают простые и сложные;
3) сложные идеи состоят из простых.
Есть 3 пути образования из простых идей сложных:
- соединение (суммация простых);
- сравнение (сложная идея возникает как отношение между простыми);
- обобщение через абстракцию.
Ассоциация – закономерная связь, возникающая в опыте индивида между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами), к-ая выражается в том, что появл. в сознании одного из содержаний влечет за собой и появл. др.
Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д.Гартли, Д.Юм).
В.Вундт создал одну из первых программ создания психологии как отдельной науки. Предметом психологии он называл сознание, которое понималось как "совокупность сознаваемых состояний".
<= Модель сознания
Свойства сознания по Вундту:
1. Сознание состоит из элементов. Таких элементов 2 типа:
- объективные - ощущения – отражение отдельного свойства предмета;
- субъективные - простые чувства, которые могут комбинироваться в сложные.
Объективные ощущения характеризуются: качеством, интенсивностью, протяженностью во времени и пространственной протяженностью (нет слуховых ощущений). При объединении объективных элементов получается образ.
Субъективные, т.е. чувства, представляют собой 3 пары: удовлетворение/неудовлетворение, возбуждение/успокоение, напряжение/разрядка. Любое эмоциональное состояние можно разложить по описанным осям или собрать из трех простейших элементов.
2. Сознание ритмично по своей природе (восприятие чередования ударов метронома): отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.
3. Объем сознания = 7 + 2 элемента (если они организованы, то объем сознания расширяется до 40, т.е. объем внимания = 7 + 2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов);
Законы связи элементов сознания. Связь между элементами сознания осуществляется с помощью ассоциаций. Память – установление ассоциаций.Возникновение единого опыта из отдельных составляющих сознания объясняет теория апперцепции.
Основные процессы сознания:
- перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания,
- апперцепция - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания.
Динамика апперцепции и перцепции: если перцепция связана с апперцепцией, то может быть получение большего (целого), если такой связи нет, то перцепт может быть вытеснен за порог сознания.