Функционализм

Это направление опиралось на взгляды австрийского ученого Ф. Брентано (который, кстати создал вторую программу психологии как самостоятельной науки).Он считал, что представления Вундта о сознании неверны, поскольку игнорируют активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака со знания Брентано предложил термин "интенция". Кроме того, сознание не состоит из отдельных элементов, оно целостно по своей природе. Собственно психическими являются не содержания сознания (как у Вундта), а те процессы, благодаря которым явления внешнего мира оказываются представлены в сознании – психические акты. Т.е. психология является наукой об актах сознания.

Таким образом, новое направление в изучение сознания – функционализм – ставило своей задачей изучение функций сознания, а не его структуры. В Америке классиком функционализма стал У.Джеймс. Идея сознания как потока: сознание – не сумма отдельных элементов, а «поток», подобный ручью, который течет по широкому цветущему лугу или реке, про которую никак нельзя сказать, что она «состоит исключительно из стаканов, кварт, ведер, бочек и иных мер емкости». Метафора потока позволила выделить 4 св-ва сознания:

- непрерывность;

- изменчивость (неповторимость);

- избирательность;

- индивидуальность.

С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение (избирательность), и составляет главную задачу психологии.

З.Фрейд: психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, – в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. При этом самую значимую роль играет бессознательное: именно оно является источником движущих сил развития личности (либидо и танатоса). Не то, чтобы до Фрейда не знали о существовании бессознательного, но до него оно считалось недоступным изучению (интроспекция форева). Фр. разработал методы изучения бессознательного, но это уже совсем другая история.

Гештальтисты показали, что сознание – это не сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций), а целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Свойства сознания:

o Принцип неаддитивности – целое не равно сумме его частей.

o В сознании можно выделить центр (фигуру) и периферию (фон). Эти части являются связанными, вместе они образуют единую структуру, ведь качество фигуры определяется тем фоном, на котором она выступает.

Бихевиоризм: сохранили то же понимание сознания и отказались от объективного его изучения (нельзя объективно изучать субъективное). Предметом их изучения стало поведение.

Л.С. Выготский: новый объективный подход к изучению сознания. Для него было ясно, что нельзя объяснять явления сознания из самого сознания, как это было в современной ему субъективной психологии. Нужно было искать другой объяснительный принцип этого сознания в какой – то принципиально иной реальности, вне сознания. А. Р. Лурия: " Чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. Он (ЛСВ) любил повторять: тот, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, впадает в ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить свое отражение в зеркале позади стекла. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов ".

Неклассическая логика: до Выготского сознание всегда было внутренним процессом человека и понятия «сознание» и «поведение» разводились.

ЛСВ стал создателем культурно-исторического подхода в психологии, философским основанием которого был марксизм. В марксизме сознание рассматривалось как социально обусловленное, определяемое человеческим бытием. Хотя факт влияния культуры на психику давно был замечен учеными (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, П.Жане), ЛСВ предложил принципиально новое понимание сущности сознания.

Л.С.Выготский определял психику как активную и пристрастную форму отражения субъектом мира, своего рода «орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Он неоднократно подчеркивал, что психическое отражение отличается незеркальным характером: зеркало отражает мир точнее, полнее, но психическое отражение адекватнее для образа жизни субъекта — психика есть субъективное искажение действительности в пользу организма. Особенности психического отражения следует поэтому объяснять образом жизни субъекта в его мире.

Сознание – специфически человеческая форма психики, следовательно, свойства следует объяснять особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является прежде всего трудовая деятельность, опосредствованная орудиями различного рода. Гипотеза Л. С. Выготского заключалась в том, что психические процессы преобразуются у человека так же, как процессы его практической деятельности, т.е. они тоже становятся опосредствованными. Но сами по себе орудия, являясь вещами непсихологическими, не могут, по мнению Л. С. Выготского, опосредствовать психические процессы. Следовательно, должны существовать особые «психологические орудия» — «орудия духовного производства». Этими психологическими орудиями являются различные знаковые системы — язык, математические знаки, мнемотехнические приемы и т.п.

Знак - это средство, выработанное человечеством в процессах общения людей друг с другом. Он представляет собой средство (инструмент) воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой — на самого себя.

В школе Л. С. Выготского исследования знака начались именно с изучения его инструментальной функции. Впоследствии Л.С.Выготский обратится к изучению внутренней стороны знака (его значения).

Первоначальная форма существования знака — всегда внешняя. Затем знак превращается во внутреннее средство организации психических процессов, которое возникает в результате сложного поэтапного процесса «вращивания» (интериоризации) знака. Вращивается, собственно говоря, не только и не столько знак, сколько вся система операций опосредствования. Одновременно это означает и вращивание отношений между людьми. Как и П.Жане, Л.С.Выготский утверждал, что если раньше приказ (например, запомнить что-либо) и исполнение (само запоминание) были разделены между двумя людьми, то теперь оба действия выполнялись одним и тем же человеком.

По Л.С.Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природными (впоследствии в школе А. Н.Леонтьева стали говорить — органическими), факторами (органическим созреванием и функционированием мозга). В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами:

1) социальностью (по происхождению),

2) опосредствованностью (по строению),

3) произвольностью (по характеру регуляции).

Тем не менее натуральное развитие продолжается, но «в снятом виде», т.е. внутри и под контролем культурного.

Проблема соотношения высших и низших форм психических функций: возникая на основе низших, высшие формы памяти несут в себе «в снятом виде» эти низшие формы и в то же время не сводятся к ним. «Старые формы продолжают не только сосуществовать с новыми формами, но и содержаться в них, образуя их натуральную основу».

В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, первичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой.

Важнейшим принципом психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма, или принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций — метод их формирования.

А.Н. Леонтьев. Неклассическая концепция сознания (и психики в целом) – восходит к учению ЛСВ.

Для так называемой классической психологии была характерна дихотомия "внешнего" (предметов и процессов внешнего мира) и "внутреннего" (явлений и процессов сознания). В концепции Леонтьева эта дихотомия "снимается" трехчленной схемой: "внешняя действительность (материальная, идеальная) - процессы (внешние, внутренние) - образ". Леонтьев все время настаивал на том, что исключение "третьего звена", т.е. "рассмотрение непосредственного отношения вещи (отражаемой) и мозга (отражающего) невозможно по соображениям методологическим". В качестве "третьего звена", осуществляющего отношение субъекта к объекту, переводящего "отражаемое" в "отражение", выступают различные формы предметной деятельности субъекта (безразлично - внутренние или внешние).

Психика, в свою очередь, рассматривается Леонтьевым как процесс, неотторжимый от деятельности. Как особая форма отражения мира, присущая лишь субъекту деятельности, она не просто включена в деятельность, а представляет собой функцию любой формы деятельности, поскольку отражение мира субъектом осуществляется именно посредством деятельности. Таким образом, субстанциально психика (сознание) и деятельность совпадают.

Основные положения.

1). Сознание (и психика в целом) рассматривается Леонтьевым и его школой не как внутреннее, спрятанное "под черепной крышкой", с точки зрения Леонтьева, загнать психику под черепную крышку - это загнать ее в гроб. Даже существуя как ориентировочная часть внутренней, скрытой, свернутой формы деятельности (т.е. деятельности "во внутреннем плане"), психика не теряет своего внешнепредметного характера. Поэтому единственный путь познания психики - изучение деятельности субъекта в ее особой (ориентировочной) функции.

2). Основным противоречием в психологии является не противопоставленность внешнего и внутреннего, а противоположность образа и процесса: "В мышлении это - мышление и понятие, в восприятии - воспринимание и образ. Я буду называть психику как явление, образ просто образом, а психику как процесс - просто процессом... Всякое такое психическое образование, как образ, есть не что иное, как свернутый процесс" (АНЛ). Психика, таким образом, представляет собой неразрывное единство психики как процесса (т.е. активного отражения мира в различных формах внешней и внутренней деятельности субъекта) и психики как образа (представляющего собой "накопленное движение", "свернутую деятельность", т.е. накопленный опыт ориентировки и деятельности субъекта в мире). В этом единстве деятельностной (процессуальной) и образной сторон психики деятельностная сторона оказывается ведущей в генетическом плане, в то время как в функциональном плане психика-образ предшествует актуально разворачивающиейся психике- процессу (психике-деятельности).

3). Поскольку психика как ориентировочная часть любой деятельности определяется особенностями самой этой деятельности (ее мотивами, целями, средствами и т.п.), постольку единицы анализа психики оказываются неотделимыми от единиц анализа деятельности.

4). Метод формирования психики становится главным методом ее исследования.

Единицы анализа психики как процесса и как образа

Процессуальные (деятельностные) единицы анализа психики и сознания (как специфически человеческой формы психики) получили свое воплощение в знаменитой схеме структуры деятельности: деятельность - действие - операция - психофизиологические функции. Каждая из единиц обладает своими свойствами, однако при некоторых условиях они могут переходить друг в друга. Выделение отдельных деятельностей происходит по критерию мотива (предмета потребности), действий - по критерию цели (сознательного образа желаемого результата деятельности), операций - по критерию способа выполнения действия (т.е. задачи, или цели, данной в определенных условиях).

В школе Леонтьева в наибольшей степени изучены переходы деятельности в действие, и наоборот. Соответственно исследуются процессы "сдвига мотива на цель" (приобретения целью самостоятельный побудительной силы) и осознания мотива (превращения его в мотив-цель). Что касается самого "нижнего" этажа структуры деятельности (психофизиологических функций), то в рамках школы Леонтьева предлагалась и иная точка зрения на единицы анализа на этом уровне: это "функциональные блоки", которые соответствуют отдельным предметным свойствам реальности.

Единицами анализа психики-образа (сознания-образа) являются чувственная ткань, значения и личностные смыслы.

ü Чувственная ткань придает "реальность" образу мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как нечто, лежащее вне его сознания - как объективное "поле" его деятельности.

ü Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Значения как "амодальные" составляющие сознания представляют собой обобщенный опыт познания действительности посредством предметных действий, обладающий "надиндивидуальным" характером (и поэтому передаваемый в своих существенных чертах от поколения к поколению). В настоящее время в школе Леонтьева выделяются три основные группы значений - операциональные, предметные, словесные.

ü Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Личностные смыслы создают пристрастность человеческого сознания и, согласно Леонтьеву, не имеют своего "надиндивидуального" существования. В последние годы в школе Леонтьева ведутся дискуссии о возможном надиндивидуальном существовании смыслов, однако однозначного решения последней проблемы до сих пор не существует. Смыслы находят свою реализацию в значениях, однако процесс этой реализации весьма сложен и не всегда удачен; личностные смыслы и значения могут находиться друг с другом в конфронтации, что, с точки зрения Леонтьева, неизбежно при существовании в обществе социальных групп с противоположными интересами.

Таким образом, сознание обладает следующими основными характеристиками (выявленными в течение столетий изучения сознания разными научными школами):

1. Структура сознания. В структуре сознания как образа мира в данный момент времени выделяются поле собственно сознания (менее ясного и отчетливого сознания) и поле внимания (более ясного и отчетливого сознания).

2. Объем сознания. Поле сознания и поле внимания имеют определенный объем; объем сознания — количество «элементов», которые могут вместиться в сознание за один акт восприятия (перцепции); объем внимания определяется как количество «элементов», которые могут быть восприняты ясно и отчетливо за один акт апперцепции.

3. Фиксационная точка сознания. В центре поля внимания выделяется фиксационная точка сознания (внимания), которая может не совпадать с точкой пересечения зрительных осей (если речь идет о сознательном образе, построенном с помощью зрения).

4. Целостность сознания. Сознательный образ невозможно разделить на какие-либо отграниченные друг от друга элементы (ощущения, простейшие чувствования и т.д.), как ни пытались сделать это отдельные пси-хологи-интроспекционисты (например, Э.Титченер). Впрочем, это не означает, что сознание — однородное образование; в нем можно выделить некоторые качественно различные составляющие, которые были отмечены уже вне интроспективной психологии.

5. Изменчивость. Существует большая изменчивость состояний сознания во времени — появление то одного, то другого на «поверхности» сознания, напоминающее течение вод реки (поток сознания).

6. Непрерывность. Поток сознания ощущается непрерывным во времени: проснувшийся утром человек не переживает перерывов в течении потока сознания.

7. Субъектность. Сознание всегда принадлежит кому-то, что обозначается термином «субъектность» сознания (т.е. принадлежность субъекту).

8. Избирательность. Процесс осознания обнаруживает свою избирательность — в данный момент времени осознаются вовсе не все содержания сознательного отражения мира, а те, которые значимы для человека в данный момент.

9. Активность. Сознание активно — это не только некая «картина мира», но и сам процесс ее построения (и изменения), вплетенный в соответствующую деятельность человека, которому необходим образ мира для адекватного осуществления этой деятельности.

10. Предметность. Акты сознания обнаруживают направленность на предметы деятельности, т.е., как и любая психическая деятельность, сознание предметно, хотя, поскольку сознание — это человеческая форма психики, следует говорить об особой предметности актов сознания (см. ниже).

11. Рефлексия. Сознательное отражение мира человеком отличается от психического отражения у животных тем, что оно всегда «двухсубъектно» — человек отдает сам себе отчет в результатах своей деятельности (в том числе ориентировочной ее функции) так, как когда-то ребенком отдавал отчет взрослому. Следствием этого является возможность разделения в сознании мира и его образа.

12. "Субъективная объективность". «Двухсубъектность» сознания означает также то, что сознательное отражение мира может включать в себя разные взгляды на один и тот же предмет и поэтому носит более объективный (по сравнению с досознательными формами отражения) характер, так как в нем представлен не только опыт действий самого носителя сознания, но и Другого (Других). На то, что сознание больше считается с объективной реальностью, обратил внимание еще 3. Фрейд, признав сознание функцией Я, которое руководствуется принципом реальности (а не принципом удовольствия, как Оно). Тем не менее сознание, как и любая форма психики, пристрастно, т.е. в той или иной мере зависит от мотивов действующего субъекта, хотя субъект сознания — особый (социальный) субъект.

13. Произвольность. Человек, обладающий сознанием, овладевает своими психическими процессами — он способен произвольно регулировать собственное запоминание, мышление, внимание и т.п. в соответствии с поставленными им целями.

14. Не знаю, как назвать это одним словом. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру (при минимальном его изменении), то сознание может позволить человеку изменять мир, в котором он живет, и тем самым приспосабливать его к своим потребностям и устремлениям.

15. Культурная обусловленность. Несмотря на некоторые общие черты сознания у людей разных социальных групп и культур, существует и социокультурная специфика сознания, которая зависит от структуры принятых в данной культуре (социальной общности) ценностей, способов познания и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: