Признаки и условия совершенной конкуренции

РЫНОК ТОВАРОВ

Тема 7. Рынок совершенной конкуренции

При выборе масштабов производства производители руководствуются мотивом максимизации прибыли. Однако динамика дохода, как одного из решающих факторов прибыли, во многом зависит от рыночной ситуации, прежде всего, от преобладающего типа конкуренции. Как известно, в зависимости от конкурентной среды, рынки делятся на следующие четыре группы: рынок чистой (совершенной) конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии и рынок чистой монополии. Поэтому следует отдельно рассмотреть проблему выбора объемов производства и максимизации прибыли для каждой рыночной ситуации.

Признаки и условия совершенной конкуренции

Важнейшими признаками, по которым выделяют различные модели рынка, являются: количество фирм-продавцов на рынке, тип продукта, предлагаемого для продажи, возможности контроля за ценами со стороны продавцов, условия вступления в отрасль дополнительных производителей и выхода из нее; метод конкуренции, является преобладающим на этом рынке. Для рынка чистой (совершенной) конкуренции эти признаки должны быть следующими:

1. Очень много продавцов, на равных условиях конкурируют между собой. Понятие "очень много" не имеет количественного выражения. Это могут быть тысячи, их десятки или даже сотни. Главное, чтобы доля каждого из них на рынке была настолько мала, что увеличение или уменьшение объемов продаж кем-то из них никак не сказывалось на рыночной ситуации вообще.

Конечно, такие условия встречаются довольно редко. Однако с определенной условностью этом признак отвечают рынки сельскохозяйственной продукции в развитых странах, биржевые торги или продажа иностранной валюты в обменных пунктах.

2. Стандартная продукция, предлагаемая для продажи. Это означает, что потребитель не отличает товар одного продавца от товара другого, даже если они фактически имеют отличия. Поэтому ему все равно, у которого продавцов приобрести товар.

3. Отсутствие возможности у отдельного продавца влиять на рыночную цену. Конечно, продавец способен предложить свою продукцию по более низким ценам по сравнению с теми, что сложились на рынке. Однако это, во-первых, не повлияет на рыночную цену вообще, поскольку судьба отдельного продавца на рынке мизерная, а во-вторых - будет противоречить исходному допущению о максимизации выгоды как основной мотив поведения экономических субъектов. Ведь в последнем случае прибыль продавца уменьшится по сравнению с вариантом продажи товара по рыночной цене. Ему не остается другого выбора, как продавать товар по рыночным ценам. Поэтому продавца в условиях совершенной конкуренции зачастую называют "тем, кто соглашается с ценой".

4. Свободное вступление в отрасль и выход из нее. Рынок будет конкурентным только тогда, когда не существует никаких законодательных, технологических, финансовых или других преград, которые могли бы помешать появлению или исчезновению новых фирм, производящих определенный продукт. На эту особенность совершенной конкуренции следует особо подчеркнуть, поскольку как раз она лежит в основе объяснения механизма приспособления отрасли к требованиям рынка в долгосрочном периоде.

5. Отсутствие неценовой конкуренции. Основой для проведения неценовой конкуренции, как правило, выступает дифференциация товара. Поскольку на конкурентном рынке товары стандартные, то оснований для неценовой конкуренции нет.

Сопоставление перечисленных признаков с существующим конкурентной средой в реальной экономике показывает, что чистая конкуренция - явление уникальное. Сегодня почти не найдется сфер, где можно было бы выявить все эти признаки. Однако это вовсе не означает, что совершенная конкуренция не заслуживает специального анализа. Почему?

Во-первых, существует несколько сфер (отраслевых рынков), где ситуация больше похожа на чистую конкуренцию, чем на любую другую модель рынка. Во-вторых, для познания сложных рыночных ситуаций необходимо начинать анализ с самых простых вариантов, к которым относится рынок совершенной конкуренции.

В условиях чистой конкуренции, как уже отмечалось, фирма не может проводить собственной ценовой политики. Она может лишь приспосабливаться к тем ценам, которые на данный момент сложились на рынке. Отсюда следует очень важный вывод: сколько бы продукции для продажи не предложила конкурентная фирма, это никак не повлияет на рыночную цену. Иначе говоря, в отличие от рыночного спроса кривая спроса, с которой сталкивается отдельный конкурентный производитель, абсолютно эластично (рис.7.1).

 
 


Р Р

d D

Q Q

а) крива попиту для б) крива ринкового попиту

конкурентної фірми

Рис.7.1 Отличие рыночного спроса и спроса для конкурентной фирмы

Такое различие между рыночным спросом и спросом по отношению к отдельной конкурентной фирмы бы еще раз предупреждает исследователя об ошибочности широко распространенного утверждения: то, что верно в отношении отдельного участника ассоциации, верно и по отношению ко всей ассоциации.

Особенности спроса на продукт конкурентной фирмы проявляются и через динамику основных показателей, характеризующих ее доходы, в зависимости от объемов продаж. К таким показателям относятся:

1. Валовой (совокупный) доход (TR) - это общая выручка от продажи всего объема продукции.

2. Средний доход (AR) - это валовой доход в расчете на единицу проданной продукции:

AR = TR / Q. (7.1)

3. Предельный доход (MR) - это прирост валового дохода, который является результатом продажи еще одной единицы продукта:

MR = ∆TR / ∆Q. (7.2)

Графически зависимость динамики перечисленных показателей от объемов производства представлена ​​на рис.7.2.

 
 


Р TR

AR=MR=P

 
 


Q

Рис.7.2. Валовой, средний и предельный доход конкурентной фирмы

Валовой доход конкурентной фирмы расти прямо пропорционально объему продаж. Цена за единицу товара, средний и предельный доход в условиях конкурентного рынка всегда будут равны между собой.

Выяснение общих признаков конкурентного рынка и особенностей функционирования на нем фирмы и формирование ее доходов дает достаточно оснований для разработки модели выбора фирмой объемов производства, обеспечивающих ей максимальную прибыль. Такая модель имеет свою специфику для краткосрочного и для долгосрочного периодов. Поэтому рассмотрим эти две ситуации отдельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: