| Название подструктур | Подструктуры подструктур | Отношение социального к биологическому | Аналитический уровень | Виды формирования и развития |
| Социально-обусловленные (психология, философия) | Иерархия ценностей, мировоззрение, мотивы, идеалы, стремление, интерес, желания | Биологическое почти отсутствует | Социально-психологический | Воспитание |
| Опыт (психология, социология) | Умения, навыки, знания | Социального гораздо больше, чем биологического | Психо-педагогический | Обучение |
| Индивидуальные особенности психики | Память, воля, внимание, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции | Чаще больше биологического, чем социального | Индивидуально-психологический | Упражнения |
| Психобиологические свойства | Половые и возрастные особенности, темперамент | Социальное почти отсутствует | Психо-физиологический, нейро- психологический | Тренировки |

7. Список учёных психологов в отечественной и зарубежной психологии, исследующие проблемы сознания, бессознательного в психологической науке
| Ф.И.О. учёного | Тематика и проблемы его исследований | Научные труды |
| К. Юнг | рассматривает отношение между «эго» и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта. | в книге «Сознание и бессознательное» |
| С. Л. Рубенштейн | пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета». | в своей книге «Бытие и сознание» |
| А. Н. Леонтьев | процесс осознания связывается с опредмечиванием представлений, с тем, что «Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной», а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания. | В книге«Деятельность. Сознание. Личность» |
| Л. С. Выготский | Главная идея этой концепции заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый «сгусток смысла». | монография«Речь и мышление» |
| А. Е. Шеррозий | он рассматривает общепсихологический аспект категории сознания и бессознательного психологического. Автор считает, что, отправляясь только от этих категорий, возможно, решать принципиальные проблемы психологии. | Книга «Психика. Сознание. Бессознательное» |
| Бассин Ф.В. | осуществил исследование неосознаваемых форм высшей нервной деятельности и проблемы бессознательного | «Проблема «бессознательного». О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности» (1968) |
| Спиркин А.Г | исследовал проблемы происхождение и развитие сознания, самосознания, бессознательного, языка, общения, интуитивных и рациональных форм познания и др. | «Происхождение сознания» (1958), «Сознание и самосознание» (1972) |
| Асмолов А.Г | исследовал проблемы-эволюционного подхода к сознанию, бессознательному и личности, систематизации неосознаваемых психических явлений, бессознательного как особой формы отражения и др | Автор книг «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990). |






