Название подструктур
| Подструктуры подструктур
| Отношение социального к биологическому
| Аналитический уровень
| Виды формирования и развития
|
Социально-обусловленные (психология, философия)
| Иерархия ценностей, мировоззрение, мотивы, идеалы, стремление, интерес, желания
| Биологическое почти отсутствует
| Социально-психологический
| Воспитание
|
Опыт (психология, социология)
| Умения, навыки, знания
| Социального гораздо больше, чем биологического
| Психо-педагогический
| Обучение
|
Индивидуальные особенности психики
| Память, воля, внимание, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции
| Чаще больше биологического, чем социального
| Индивидуально-психологический
| Упражнения
|
Психобиологические свойства
| Половые и возрастные особенности, темперамент
| Социальное почти отсутствует
| Психо-физиологический, нейро- психологический
| Тренировки
|
7. Список учёных психологов в отечественной и зарубежной психологии, исследующие проблемы сознания, бессознательного в психологической науке
Ф.И.О. учёного
| Тематика и проблемы его исследований
| Научные труды
|
К. Юнг
| рассматривает отношение между «эго» и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.
| в книге «Сознание и бессознательное»
|
С. Л. Рубенштейн
| пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета».
| в своей книге «Бытие и сознание»
|
А. Н. Леонтьев
| процесс осознания связывается с опредмечиванием представлений, с тем, что «Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной», а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания.
| В книге«Деятельность. Сознание. Личность»
|
Л. С. Выготский
| Главная идея этой концепции заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый «сгусток смысла».
| монография«Речь и мышление»
|
А. Е. Шеррозий
| он рассматривает общепсихологический аспект категории сознания и бессознательного психологического. Автор считает, что, отправляясь только от этих категорий, возможно, решать принципиальные проблемы психологии.
| Книга «Психика. Сознание. Бессознательное»
|
Бассин Ф.В.
| осуществил исследование неосознаваемых форм высшей нервной деятельности и проблемы бессознательного
| «Проблема «бессознательного». О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности» (1968)
|
Спиркин А.Г
| исследовал проблемы происхождение и развитие сознания, самосознания, бессознательного, языка, общения, интуитивных и рациональных форм познания и др.
| «Происхождение сознания» (1958), «Сознание и самосознание» (1972)
|
Асмолов А.Г
| исследовал проблемы-эволюционного подхода к сознанию, бессознательному и личности, систематизации неосознаваемых психических явлений, бессознательного как особой формы отражения и др
| Автор книг «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990).
|