Введение. Задание 2. Исследование профессиональной готовности

Задание 2. Исследование профессиональной готовности

Профессиональная готовность является важным показателем осознания личностью выбора своего профессионального пути, относительной зрелости принятого оптантом (профессионально определяющимся субъектом) решения о конкретном направлении своей профессионализации.

Исследование степени готовности к успешной работе в конкретной сфере профессиональной деятельности может дать важную информацию о специфике избираемой профессии, о наличии, взаимном сочетании и успешности реализации профессионально-ориентированных умений и навыков.

Важным моментом в избрании профессии для оптанта является предпочтение им цели труда: гностической (познавательной), преобразующей (исследовательской, изучающей, осмысливающей какую-либо часть реальности) и изыскательной (поисковой, практически реализуемой).

Опросник профессиональной готовности позволяет исследовать структурированную систему целей личности в пяти основных сферах труда, актуальные практические умения и навыки личности, отношение личности к их реализации и возможности развития.

Цель: изучить профессиональную готовность учащихся по опроснику Л.Г. Кабардовой (модификация М.М. Басимова, И.А. Сазонова).

Инструментарий: инструкция, стимульный материал (50 утверждений, которые необходимо оценить в трех позициях), бланк ответа.

Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения и дайте три ответа, выражающие ваше «умение», «отношение» и «пожелание» относительно содержания вопроса. Оцените каждый ответ в баллах от 0 до 2.

Свои оценки (в баллах) занесите в таблицу ответов, где номер клетки соответствует номеру ответа. В каждую клетку Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса. В каждом из них оцените сначала Ваше «умение» (А), затем – «отношение» (Б) и потом – «пожелание» (В).

Если Вы никогда не делали того, что написано в утверждении, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (А) и (Б) и попробуйте ответить на третий (В).

Читая утверждения, обязательно обращайте внимание на слова: «легко», «часто», «систематически» и т.д. Ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в утверждении нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его и оцените тремя оценками.

А. Насколько хорошо умеете делать то, что написано в утверждении?

Как правило, делаю хорошо   УМЕНИЕ
Делаю средне  
Плохо делаю (совсем не умею)  

Б. Какие ощущения возникали, когда вы это делали?

Положительные (приятно, интересно, легко)   ОТНОШЕНИЕ
Нейтральные (все равно)  
Отрицательные (неприятные, неинтересно, трудно)  

В. Хотели бы, чтобы описанное в утверждении действие было включено в Вашу будущую работу?

Да   ПОЖЕЛАНИЕ
Все равно  
Нет  

Стимульный материал:

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и сгруппировать их по конкретному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и др.).

3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и т.д.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Сдерживать себя, не раздражаться, излить гнев, обиду, плохое настроение на окружающих.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе конспект, план, новый текст.

7. Разобраться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия из дерева, материала, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если придется несколько раз это повторять.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

12. Разобраться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Ориентироваться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15. Многократно и часто общаться с разными людьми, не уставать от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электрические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18. Преимущественно все свободное время посвятить уходу и наблюдению за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно и терпеливо, не перебивая людей, выслушивать их.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особого напряжения работать с иностранным текстом.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотеки).

23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять работу по уходу за животными: чистить их клетки, кормить, лечить, обучать.

24. Публично разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, применяя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко уметь различать, что сделано талантливо писателем, драматургом, художником, режиссером, актером, а что нет и уметь это обосновать (устно или письменно).

30. Организовывать людей на какие-нибудь дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хороших знаний математических формул и законов и умения их правильно применять.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, электрической швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Немедленно отмечать малейшие изменения в поведении или во внешнем виде животных или растений.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов с разными людьми.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и др.), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые или придумывать самим.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии (анатомии, ботаники, зоологии) – читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследованием в биологических кружках, зоокружках и питомниках. На биостанции.

44. Быстрее и чаще других замечать необычное, удивительное, прекрасное в обычном.

45. Сопереживать людям (даже не близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять канцелярскую работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

49. Настойчиво и терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любом творчестве).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Форма проведения: групповая или индивидуальная.

Время выполнения задания: 60 минут.

Образец бланка ответа:

Тема: Исследование профессиональной готовности

Фамилия, имя _________________ Возраст _____________ Класс __________________

Дата____________

Инструкция:Внимательно прочитайте утверждения и дайте три ответа, выражающие ваше «умение», «отношение» и «пожелание» относительно содержания вопроса. Оцените каждый ответ в баллах от 0 до 2.

Свои оценки (в баллах) занесите в таблицу ответов, где номер клетки соответствует номеру ответа. В каждую клетку Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса. В каждом из них оцените сначала Ваше «умение» (А), затем – «отношение» (Б) и потом – «пожелание» (В).

Если Вы никогда не делали того, что написано в утверждении, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (А) и (Б) и попробуйте ответить на третий (В).

Читая утверждения, обязательно обращайте внимание на слова: «легко», «часто», «систематически» и т.д. Ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в утверждении нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его и оцените тремя оценками.

А. Насколько хорошо умеете делать то, что написано в утверждении?

Как правило, делаю хорошо   УМЕНИЕ
Делаю средне  
Плохо делаю (совсем не умею)  

Б. Какие ощущения возникали, когда вы это делали?

Положительные (приятно, интересно, легко)   ОТНОШЕНИЕ
Нейтральные (все равно)  
Отрицательные (неприятные, неинтересно, трудно)  

В. Хотели бы, чтобы описанное в утверждении действие было включено в Вашу будущую работу?

Да   ПОЖЕЛАНИЕ
Все равно  
Нет  
    А Б В   А Б В   А Б В   А Б В   А Б В
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
Σ                                        
           

Обработка результатов: обработка проводится последовательно по следующему алгоритму:

1. Необходимо найти в таблице ответов номера тех высказываний, которые испытуемый при оценке умений (А) оценил в «0» баллов или поставил прочерк. В этом случае следующие две оценки (Б) и (В) при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются. Они принимаются только при качественном анализе каждой сферы.

2. Подсчитывается общая сумма баллов, которую набрали отдельно «умения», «отношения» и отдельно «пожелания» испытуемого в каждой профессиональной сфере.

В нижней строке таблицы ответов необходимо поставить условные обозначения соответствующих сфер деятельности – З (человек – знаковая система), Т (человек – техника), П (человек – природа), Х (человек – художественный образ),Ч (человек – человек).

Рекомендации к интерпретации:

Определяется наиболее предпочтительная сфера профессиональной деятельности путем сопоставления суммы баллов по трем шкалам (А – умения, Б – отношения, В – пожелания). Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на второй (Б) и третий (В) вопросы соотносятся с реальными умениями (А). Например, соотношение трех оценок типа 10 – 12 – 12 благополучнее. Чем сочетание типа 3 – 18 – 12 или 14 – 8 – 2. Предпочтения испытуемого в первом примере более обоснованы наличием у него соответствующих умений.

Обязательно анализируются высказывания, которые испытуемый оценил наибольшим количеством баллов, т.е. 2 – 2 – 2, а также высказывания, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней, т.е. 2 – 2 – 1 или 1 – 2 – 2. Это нужно для того, чтобы сузить профессиональную сферу до некоторых специальностей. Например, работа в области «человек – знаковая система» может осуществляться с «буквами, словами, текстами» → редактор, переводчик, корректор; с «математическими символами, цифрами» → программист, математик; с «чертежами, схемами» → чертежник, топограф.

Отдельно анализируются сочетания профессиональных сфер: полученные высокие результаты (их сочетания по трем оценкам) по разным столбцам и строкам. Например, 2 – 2 – 2 или 1 – 2 – 2 по пунктам творческой самореализации (пп. 39, 44, 49) в сфере «человек – художественный образ» и пп. 20, 30, 35 в сфере «человек – человек» может свидетельствовать о готовности к профессиям модельера или дизайнера.

Профессиональная сфера «человек – знаковая система»: представители профессий этого типа умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах; они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты.

Исполнительно-двигательная сторона активности человека обычно свернута. Самая важная и трудная составляющая работы относится к области познавательной деятельности, гностических действий. Это решение вопросов распознавания. Преобразования, порождения информации, выраженной в знаках и символах.

Предполагается хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность, знание основных иностранных алфавитов. Нужно знать много строгих правил, систем правил. Требуется проявление быстрых, точных, координированных движений пальцев рук (для работы на клавишных машинах), четкий, красивый почерк. Необходимы вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. Важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала.

Требуются эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста.

Важны скрупулезность, аккуратность. Систематичность в работе, особое уважительное отношение к принятым правилам, без которых невозможно организовать знаковую систему.

Креативность представителей этого типа профессий проявляется в находчивости, изобретательности, бескорыстной интеллектуальной инициативе.

Особенности саморегуляции представителей данной профессиональной сферы: способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение, строгое следование правилам.

Важна умственная работоспособность, физически труд чаще всего не тяжелый.

Профессиональная сфера «человек – техника»: представители профессий этого типа производят вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Это – машины, механизмы, приборы, материалы.

Исполнительно-двигательная активность работника наиболее ярко выражена в профессиях ручного труда (монтаж, сборка, наладка, регулирование, ремонт, демонтаж техники). Требуется тонкое зрительное различение, оценка работы оборудования, сенсорная чувствительность в приготовлении продукции, тонкие мышечные ощущения, точная дозировка усилий, чувство равновесия и т.д. Требуется умение разбираться в чертежах и схемах, мысленно представлять устройство и состояние механизма, процессы его рабочего движения, взаимодействия также важным является хорошее развитие пространственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.

Профессионал должен иметь кругозор в области естественных наук, сопряженных с ними областях научно-технического знания. В области познавательных процессов повышенные требования предъявляются к вниманию, линейному и объемному глазомеру, слуховой, обонятельной, кинестезической, тактильной чувствительности, мысленному оперированию в пространстве, пониманию принципов работы, функционирования машин и механизмов, способности принимать оптимальные решения в короткие сроки.

Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство ответственности. Важны деловитость, самостоятельность, аккуратность и добросовестность.

При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность. Осторожность. Решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию.

Противопоказания: нарушения опорно-двигательного аппарата, органов чувств, ограниченная физическая выносливость.

Профессиональная сфера «человек – природа»: представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда. Люди, чья профессия связана с живой природой, создают условия для размножения и развития живых организмов, контролируют и управляют ими. Применение многообразных технических средств подчинено логике биологических закономерностей природы. Характерной особенностью профессий этого типа является нестандартность, динамичность по неявным и сложным законам природы. Поэтому требуются способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты – растения, животные, микроорганизмы. Важно своевременно предугадывать события в сложном биологическом процессе.

Профессионал должен иметь необходимый кругозор в общих основах и узкой специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их областях фундаментального знания (химии, биологии и т.д.). Он должен достаточно четко различать общенаучное и оперативное научно-практическое знание – знать специфику отдельной местности, региона. Это связано с тем, что сложные биологические процессы и события неоднозначно взаимодействуют со средой своего обитания.

Требуется глубоко знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства.

Требования к исполнительно-двигательной активности разнообразны – от навыков рисования до управления машинами и их комплексами. В некоторых случаях требуются бережные движения, в некоторых – многократно повторяющие ручные усилия, иногда – значительные физические нагрузки.

Наряду с наблюдательностью важно хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях, способность своевременно принимать оптимальные решения. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей.

Противопоказания: слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, нарушения опорно-двигательного аппарата, серьезные нарушения зрения, отсутствие интереса и бережного отношения к живому.

Профессиональная сфера «человек – художественный образ»: представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, оценивать, анализировать это воплощение. Поэтому требуется много тонкой, кропотливой работы и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но сложные и разнообразные познавательные действия и личные качества. Требуется широкий кругозор – как научных знаний, так и чисто практических. Это всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Для решения задач требуется много тонкой, кропотливой работы и над предметом труда, и над собой. Часто требуются мелкие точные, хорошо координированные, быстрые движения.

За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные и разнообразные познавательные действия и личные качества. Часто требуются мелкие точные, хорошо координированные, иногда – быстрые движения. Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами. Которые могли быть усвоены в ходе обучения. Требуется развитое эстетическое чувство.

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий заключается в том, что надо уметь подчинять авторские творческие идеи общим целям: необходимы исполнительская четкость, самодисциплина, усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного, умение работать в коллективе.

Трудности профессий этого типа: длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-двигательному аппарату, большие нервные нагрузки.

Профессиональная сфера «человек – человек»: представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей, учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию их различных потребностей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда данных профессий: речевые действия, выразительные движения, выразительные свойства внешности и одежды, точность и координация рабочих движений (например, движения хирурга).

Особенности познавательной деятельности: сложность и текучесть, нестандартность предметов рассмотрения, воздействия, поиск в принципиальной нечеткости границ, разделяющих социальные явления.

Важны умение слушать и слышать, понимать другого человека.

Профессионал должен иметь широкий кругозор в области гуманитарного знания, уметь выделять общекультурные, научные и оперативные знания. Требуются наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать внутренний мир другого человека, способность сопереживать ему.

Нестандартные ситуации – обычная характеристика социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или объединений.

Особенности саморегуляции представителей данных профессий: постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление адекватно развиваться в быстротекущих социальных процессах, ориентация на взаимопонимание с окружающими. Необходимы выдержка, регуляция поведения, обращенного к другим людям, моральным и юридическим нормам общества. Важна выносливость, так как большинство профессий этого типа носят ненормированный по времени характер.

Противопоказания к выбору профессий данного типа: дефекты речи, замкнутость, необщительность, медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: