(Методика В. Смекала и М. Кучера)
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером на основе методики несколько измененной ориентировочной анкеты Б. Басса. Методика выявляет словесные реакции человека в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Создается впечатление, что с помощью этой методики получаем ориентировочную информацию о себе самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.
Назначение исследования - определение направленности человека: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу).
Личностная направленность (направленность на себя - НС ) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.
|
|
Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие - НВ ) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи
Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
Форма 5а
ЛИСТ ОТВЕТОВ
№ | Больше | Меньше | № | Больше | Меньше | № | Больше | Меньше | ||
всего | всего | всего | всего | всего | всего | |||||
1. | 11. | 21. | ||||||||
2. | 12. | 22. | ||||||||
3. | 13. | 23. | ||||||||
4. | 14. | 24. | ||||||||
5. | 15. | 25. | ||||||||
6. | 16. | 26. | ||||||||
7. | 17. | 27. | ||||||||
8. | 18. | 28. | ||||||||
9. | 19. | 29. | ||||||||
10. | 20. | 30. | ||||||||
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
|
|
НС | НВ | НЗ | |||||||||||||
1. | А | 11. В | 21. С | 1. | С | 11. | С | 21. | А | 1. | В | 11. | А | 21. | В |
2. | В | 12. В | 22. С | с | 12. | А | 22. | А | 2. | А | 12. | С | 22. | В | |
3. | А | 13. С | 23. В | 3. | с | 13. | А | 23. | С | 3. | В | 13. | В | 23. | А |
4. | А | 14. С | 24. С | 4. | в | 14. | А | 24. | А | 4. | С | 14. | В | 24. | В |
5. | В | 15. А | 25. В | 5. | А | 15. | С | 25. | А | 5. | С | 15. | В | 25. | С |
6. | С | 16. В | 26. В | 6. | А | 16. | С | 26. | А | 6. | В | 16. | А | 26. | с |
7. | А | 17. А | 27. А | 7. | С | 17. | С | 27. | В | 7. | В | 17. | В | 27. | с |
8. | С | 18. А | 28. В | 8. | В | 18. | с | 28. | С | 8. | А | 18. | В | 28. | А |
9. | С | 19. А | 29. А | 9. | А | в | 29. | С | 9. | В | 19. | С | 29. | В | |
10. | С | 20. С | 30. С | 10. | В | 20. | в | 30. | А | 10. | А | 20. | А | 30. | В |