- Понятие и основные черты совершенной конкуренции.
- Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде.
- Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде.
1. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, обозначаются термином рыночная структура. Она определяется количеством и размером фирм, характером выпускаемой ими продукции, легкостью входа на рынок и ухода с него, возможностью контроля над ценами, доступностью информации и т. д. В экономической теории различают четыре основные рыночные структуры, или модели рынка:
1) совершенная, или свободная, конкуренция;
2) чистая монополия и монопсония;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
Первая и вторая рыночные структуры относятся к идеальным, или абстрактным, типам рыночных структур. В чистом виде они встречаются крайне редко, реально существующие рынки могут лишь более или менее приближаться к ним.
К совершенной конкуренции можно отнести рынки сельскохозяйственной продукции, рыбной промышленности, а также рынок ценных бумаг. Примером монополии могут служить услуги «Аэрофлота» в бывшем СССР, а монопсонии — Министерство обороны, являющееся единственным покупателем труда офицеров. Третья и четвертая рыночные структуры относятся к реальным типам рыночных структур, так как охватывают очень широкий диапазон рынков. К монополистической конкуренции относятся сфера банковских услуг, сеть ресторанов и пекарен, станции техобслуживания, рынки стиральных порошков, мыла, туалетной поды и т. д. Примером олигополии могут служить рынки производства стали, автомобилей, телевизоров, холодильников, компьютеров и т.д.
|
|
Совершенная конкуренция — типрыночной структуры, при которой существует очень большое количество фирм, изготавливающих однородную, или стандартизированную, продукцию, причем каждая фирма в отдельности не может влиять на цену выпускаемой продукции, равно как и ее потребители (покупатели).
К основным признакам совершенной конкуренции относятся следующие:
1) присутствие на рынке большого количества фирм;
2) все фирмы выпускают совершенно одинаковую продукцию, т. е. потребителю безразлично, у какого продавца покупать (неценовая конкуренция отсутствует);
3) ни одна из фирм в отдельности не может оказывать влияние на рыночную цену, так как занимает очень малую долю рынка. Совершенно конкурентная фирма является «прайс-тейкером» (price-taker), т. е. ценополучателем; она принимает цену на свой товар как данную, не зависящую от объема продаваемой продукции.
Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы является абсолютно эластичной (рис. 1).
|
|
Рис. 1. Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы.
Это означает, что фирма может продавать любое количество продукции, которое она может произвести, по рыночной цене Р0 или по любой другой более низкой цене. Но при цене выше Р0спрос будет равен нулю, так как фирма потеряет всех своих покупателей (точно такую же продукцию по цене Р0 они могут купить и у других фирм). А более низкую цену (ниже Р0) фирма устанавливать не будет, так как она может всю продукцию продать по рыночной цене;
4) свободный вход в отрасль и выход из нее. Любая фирма может приступить к выпуску продукции, уже выпускаемой другими фирмами. Если же фирма хочет выйти из дела, то она не сталкивается ни с юридическими, ни с технологическими, ни с финансовыми барьерами. Всегда могут найтись покупатели, готовые приобрести то, во что фирма вложила свои деньги, т. е. считается, что в данном случае невозвратных издержек нет;
5) равный доступ к информации: у покупателей и продавцов имеется полная информация о товаре (ценах, производственных издержках и т. д.), а все производители обладают одинаковой информацией относительно технологии производства этого товара. Таким образом, информация распределена симметрично.
Валовой доход (TR), получаемый фирмой, равен цене товара (Р), умноженной на количество проданных единиц товара (Q):
(1)
Предельный доход (МR) — это увеличение валового дохода в результате увеличения выпуска продукции на одну единицу. Его можно определить как производную от совокупного дохода:
(2)
Средний доход (АR) — это доход, получаемый от продажи одной единицы продукции:
(3)
Так как для совершенно конкурентной фирмы все единицы продукции продаются по одной и той же цене, то средний доход равен цене:
(из формулы 1)
При продаже одной дополнительной единицы продукции к совокупному доходу прибавляется величина, также равная цене (МR = Р0), т. е. кривая спроса совпадает с кривыми среднего и предельного дохода (см. рис. 1). Для других рыночных структур данное равенство не выполняется.
2.
В краткосрочном периоде выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки), осуществляется в два этапа:
1. Выбор оптимального объема производства, если фирма собирается что-либо производить.
2. Решение вопроса относительно целесообразности производства вообще. Может быть, есть смысл временно прекратить производство для того, чтобы минимизировать убытки.
Необходимо отметить, что существуют два подхода к определению оптимального объема производства продукции. Первый включает сравнение валового дохода с валовыми издержками: прибыль будет максимальной, когда разница между ними будет максимальной. Второй более распространенный подход называется предельным, т. е. сравнивается предельный доход с предельными издержками.
Исходя из него, формулируется правило максимизации прибыли, которое является обязательным для всех рыночных структур: прибыль максимальна, когда предельный доход фирмы равен предельным издержкам (на участке, где кривая предельных издержек возрастает), т. е. МR = МС.
Если дополнительный доход, полученный от продажи одной дополнительной единицы продукции (МR), превышает дополнительные издержки производства этой единицы продукции (МС), то ее следует производить, так как она увеличивает прибыль.
На рис. 2 при более низком чем (Qо объеме производства (например, Q1) предельный доход больше предельных издержек, поэтому прибыль может быть увеличена за счет производства дополнительных единиц продукции. Заштрихованная часть рис. 2, находящаяся ниже линии цены (Р0), — это потеря прибыли за счет недостаточного объема выпуска продукции. При боле высоком, чем Q0 объеме производства (например, Q2) предельный доход меньше предельных издержек, поэтому прибыль может быть получена за счет сокращения объема производства. Заштрихованная часть фигуры, находящаяся выше линии цены, — это потеря прибыли за счет чрезмерно большого объема выпуска продукции. Оптимальным для фирмы будет объем выпуска Q0, где предельный доход равен предельным издержкам. Для фирмы совершенного конкурента правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства, при котором цена равна предельным издержкам (т.к. MR = P0, то P0 = МС).
|
|
Рис. 2. Выбор оптимального объема производства, если фирма собирается что-то производить.
Таким образом, исходя из правила максимизации прибыли фирма выбирает оптимальный объем выпуска при условии, что она собирается что-либо производить. Так завершается первый этап определения оптимального объема производства, максимизирующего прибыль.
На втором этапе фирма должна решить, а стоит ли вообще начинать производство? Для этого она сравнивает цену своей продукции (Р0) со средними издержками (АС0). Если цена больше средних издержек (Р0 >АС0) (рис. 3), то фирма получает экономическую прибыль с единицы продукции, равную Р0 - АС0.
Рис. 3. Выбор оптимального объема производства, когда цена Р0 больше средних издержек АС.
Экономическая прибыль при производстве Q0 единиц продукции равна площади заштрихованного прямоугольника (Р0 - АС0) * Q0. В этом случае фирме необходимо осуществлять выпуск продукции на уровне оптимального объема производства (Q0).
Если же цена меньше средних издержек (Р0 < АС0), то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения о начале производства товара фирма должна сравнивать цену продукции со средними переменными издержками.
Если цена больше средних переменных издержек (Р0 > АVС0) (рис. 4), то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных, которые в краткосрочном периоде фирма несет даже в том случае, если ничего не производит.
|
|
Если бы фирма приняла решение о свертывании производства, то убытки были бы равны площади большого заштрихованного прямоугольника (AC0 - AVC0) * Q0 — сумме постоянных издержек. Если же фирма осуществляет деятельность, то ее убытки сокращаются до той величины площади этого прямоугольника, которая находится выше линии цены (АС0 - Р0) * Q0.
Если же цена меньше средних переменных издержек (Р0 < AVС0), т. е. не покрывает даже их, то это означает, что фирме нужно временно прекратить свою деятельность (рис. 5).
Рис. 4. Минимизация убытков в случае, когда цена Р0 больше средних переменных издержек AVC0.
В этом случае убытки будут минимальными. Если бы фирма работала, то ее убытки были бы равны площади заштрихованного прямоугольника, лежащего выше линии цены (АС0 - Ро) * Q0. Когда же фирма закрывается, то ее убытки уменьшаются до верхней части этого прямоугольника, т. е. равны сумме постоянных издержек фирмы (AC0 - AVC0) * Q 0. Таким образом, в краткосрочном периоде фирма может нести убытки, так как она надеется на получение прибыли в будущем.
Рис. 5 Минимизация убытков, когда цена Р0 меньше средних переменных издержек AVC0.
Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы показывает, какой объем продукции она будет производить при каждой возможной цене.
Рис. 6. Кривая предложения фирмы совершенного конкурента.
На рис. 6 точка А, в которой предельный доход равен предельным издержкам и соответствует оптимальный объем производства Q0, является в то же время и точкой, лежащей на кривой предложения фирмы. При повышении рыночной цены с ро до Р1 оптимальный объем производства будет равен Q1, а точка В, лежащая на пересечении кривых предельного дохода и предельных издержек, будет в то же время точкой, лежащей на кривой предложения. При снижении рыночной цены до минимума средних издержек (Р2) фирма находит точку безубыточности С, которая тоже лежит на кривой предложения фирмы. Далее при снижении цены фирма переходит от стратегии максимизации прибыли к стратегии минимизации убытков. Наконец, при цене Р3, которая равна минимальным средним переменным издержкам, фирма находится на грани остановки: покрываются только переменные издержки, в то время как убытки равны сумме постоянных издержек. Поэтому цена Р3 называется ценой прекращения производства. При цене ниже Р3 фирма ничего производить не будет, т. е. Dявляется самой низкой точкой на кривой предельных издержек, которая в то же время может быть и точкой, лежащей на кривой предложения фирмы. Таким образом, кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой предельных издержек для цен, превышающих минимальный уровень средних переменных издержек. Цена, равная средним переменным издержкам, называется ценой прекращения производства, а цена, равная средним издержкам, обозначает на графике точку, называемую точкой безубыточности. Кривая краткосрочного предложения фирмы — совершенного конкурента является восходящей по той же самой причине, что и кривая предельных издержек (так как кривая предложения является частью кривой предельных издержек): вследствие действия закона убывающей отдачи.
Краткосрочная рыночная (отраслевая) кривая предложения получается путем суммирования объемов производства всех фирм.
3.
Известно, что в долгосрочном периоде фирма может изменять используемые факторы производства, включая размер предприятия. Все виды затрат в долгосрочном периоде являются переменными.
Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль в долгосрочном периоде, аналогичен краткосрочному периоду с той лишь разницей, что здесь речь идет о долгосрочных кривых. При этом задача минимизации убытков перед фирмой не стоит. Кривая спроса фирмы представляет также горизонтальную линию DL, равную цене Р0 (рис. 7).
Рис. 7. Получение экономической прибыли в долгосрочном периоде.
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль при объеме производства Q0, соответствующем точке пересечения кривых краткосрочных предельных издержек и предельного дохода (SMC = МR). Кривая краткосрочных средних издержек (SАС) находится ниже линии цены, поэтому в краткосрочном периоде фирма будет получать положительную экономическую прибыль, равную (Р0 - SАС0) * Q0.
Мы помним, что долгосрочная кривая предельных издержек (LМС) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAС) в точке минимума последних. А кривая долгосрочных средних издержек является огибающей кривые краткосрочных средних издержек.
В долгосрочном периоде фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предельные издержки равны цене, т. е. при цене P0 фирма выбирает объем производства, равный Q1 (расширяя тем самым размер предприятия). В этом случае ее валовая прибыль увеличится до величины (Р0 - LAС0) *Q1 (площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 7).
Высокая положительная экономическая прибыль побуждает вкладчиков направлять свои ресурсы из других отраслей именно в эту отрасль, т. е. на рынке появятся новые фирмы, поскольку вход в отрасль и выход из нее в условиях совершенной конкуренции свободны. На уровне же отрасли произойдет следующее (рис. 8).
Рис. 8. Изменение предложения в отрасли.
При появлении новых фирм объем предложения на рынке вырастет с Q0 до Q1 т. е. кривая предложения (S1) сдвинется вправо в положение S2, а рыночная цена упадет с Р0 до Р1. Приток новых фирм будет происходить до тех пор, пока долгосрочная кривая средних издержек не будет соприкасаться с новой линией цены, и фирмы не будут получать нулевую экономическую прибыль (нормальная прибыль, мы знаем, входит в состав экономической). Таким образом, наступает долгосрочное рыночное равновесие, при котором цена равна долгосрочным предельным издержкам и долгосрочным средним издержкам: Р = LМС= LAC(рис. 9).
Долгосрочное конкурентное равновесие наступает в том случае, если все фирмы отрасли максимизируют прибыль, и если ни у одной фирмы нет стимулов для вхождения в отрасль или выхода из нее, так как все получают нулевую экономическую прибыль. При этом совокупное предложение отрасли равно совокупному спросу. В этом случае равновесная цена (Р0) и будет ценой продукции отдельной фирмы.
Рис. 9. Долгосрочное предложение.
Долгосрочное равновесие наступает и в том случае, если фирмы в краткосрочном периоде будут нести убытки. Тогда произойдет отток фирм из отрасли, совокупное предложение уменьшится, а цена возрастет. И так будет происходить до тех пор, пока долгосрочная кривая средних издержек не будет соприкасаться с новой линией цены, и фирмы, в конечном итоге, опять не получат нулевую экономическую прибыль. В долгосрочном периоде фирма продолжает свою деятельность только в том случае, если она возмещает все свои издержки (так как они являются переменными).
Таким образом, на первом этапе фирма (при условии, что она собирается производить продукцию) выбирает объем производства, максимизирующий прибыль, при равенстве цены и долгосрочных предельных издержек. На втором этапе фирма так же, как и в краткосрочном периоде, должна решить, а стоит ли вообще что-либо производить? В долгосрочном периоде фирма должна функционировать только тогда, когда цена больше либо равна долгосрочным средним издержкам (Р0 ≥ LAC ). В противном случае ее уход из отрасли неизбежен.
Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представляет собой часть кривой долгосрочных предельных издержек, расположенную выше точки минимального уровня долгосрочных средних издержек. Эту точку называют точкой безубыточности фирмы в долгосрочном периоде. Она играет ту же роль, что и точка прекращения выпуска в краткосрочном периоде, соответствующая точке минимума средних переменных издержек. Однако следует обратить внимание на то, что в долгосрочном периоде фирма не временно закрывается, а совсем уходит из отрасли.
Рис. 10. Кривая долгосрочного предложения.
На рис. 10 долгосрочные средние издержки (LАС) достигают минимума в точке В при выпуске Q1 единиц продукции и цене Р1, которая является долгосрочной ценой безубыточности фирмы, т. е. наименьшей ценой, при которой фирма может лишь возместить свои издержки. Кривая предложения фирмы — это часть кривой предельных издержек, расположенная выше точки В и включающая ее.
Долгосрочная кривая предложения фирмы более эластична, чем краткосрочная кривая предложения, т. е. увеличение цены долгосрочном периоде вызывает больший прирост предложения, чем в краткосрочном периоде. Известно, что это происходит потому, что фирма имела время, чтобы приспособиться к изменившимся условиям.
В долгосрочном периоде, как и в краткосрочном, рыночную (отраслевую) кривую предложения можно построить путем сложения объемов производства всех фирм при каждом значении цены.
Но в долгосрочном периоде необходимо просуммировать объемы производства всех фирм, потенциально существующих на рынке, так как фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее. В этом состоит отличие рыночных кривых предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. При этом отраслевая кривая предложения в долгосрочном периоде более эластична, чем в краткосрочном.