Культурные традиции и художественная культура Византии

По мнению западноевропейских ученых, византийская культура явля­ется «архивом эллинизма». Между тем культура Византии испытывала влияние арабской, сирийской, персидской, коптской и других культур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Для византийской литера­туры характерно историческое повествование в стиле Геродота. Лучши­ми писателями являлись воспитанные в античных школах Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Влияние Востока наблюдается в патериках (жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них). VI-VII вв. В период иконоборче­ства возникают жития святых.

В художественной культуре Византии преобладали:

• религиозная тематика, священный характер политической орга­низации государства; материальный мир рассматривался как от­блеск божественной внеземной красоты;

• стремление к пышной зрелищности, великолепию, величию;

• условность художественного языка;

• господство строгих норм и канонов, отражавших консерватив­ность и статичность.

Тип античного храма был переосмыслен: в античности храм — место хранения статуи, божества. Внимание обращалось к внешнему уб­ранству, молиться можно рядом с храмом. Византийский храм являлся местом собрания верующих и слушания «Слова Божьего». Главное внимание уделялось внутреннему убранству. Внешние культовые здания не штукатурились, а оформлялись кирпичом.

Внутреннее убранство главного храма Византийской империи — Святой Софии в Константинополе — пострадало во время Крестовых походов. Почти тысячу лет этот храм оставался главным центром пра­вославной ветви христианства. Последняя служба проходила здесь вечером 28 мая 1453 г. — накануне решающего турецкого штурма. Пос­ле нашествия турков храм Святой Софии был превращен в главную мечеть Айя-София. В 1934 г. по указанию Ататюрка (Мустафа Кемаль (1881-1938) - видный турецкий политик, первый президент Турецкой Республики) храм был преоб­разован в музей. Сегодня на нем вместо креста полумесяц (знак язы­ческих богинь Гекаты и Дианы).

Византийское искусство подверглось восточному влиянию, которое определило ярко выраженный декоративный характер:

• стремление к линеарности, а не к объему;

• использование в декоре драгоценных камней;

• стремление через искусство дать наставления верующим, что оп­ределяло непреложную программу для художника.

Византийская декоративная живопись включала: фреску, мозаику, книжную миниатюру. Фрески почти не сохранились. Более долговеч­ной оказалась мозаика, которая отражала византийское стремление к красочности и великолепию. В истории мозаики выделяют три шко­лы, имеющие свои особенности:

• античная - кубики мрамора и цветные камни в декоре пола;

• флорентийская - кубики мрамора и цветные камни, вплотную пригнанные, — инкрустация;

• византийская — окрашенные эмалями кусочки стекла, служили для украшения стен и сводов - смальта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: