По мнению западноевропейских ученых, византийская культура является «архивом эллинизма». Между тем культура Византии испытывала влияние арабской, сирийской, персидской, коптской и других культур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Для византийской литературы характерно историческое повествование в стиле Геродота. Лучшими писателями являлись воспитанные в античных школах Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Влияние Востока наблюдается в патериках (жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них). VI-VII вв. В период иконоборчества возникают жития святых.
В художественной культуре Византии преобладали:
• религиозная тематика, священный характер политической организации государства; материальный мир рассматривался как отблеск божественной внеземной красоты;
• стремление к пышной зрелищности, великолепию, величию;
• условность художественного языка;
• господство строгих норм и канонов, отражавших консервативность и статичность.
|
|
Тип античного храма был переосмыслен: в античности храм — место хранения статуи, божества. Внимание обращалось к внешнему убранству, молиться можно рядом с храмом. Византийский храм являлся местом собрания верующих и слушания «Слова Божьего». Главное внимание уделялось внутреннему убранству. Внешние культовые здания не штукатурились, а оформлялись кирпичом.
Внутреннее убранство главного храма Византийской империи — Святой Софии в Константинополе — пострадало во время Крестовых походов. Почти тысячу лет этот храм оставался главным центром православной ветви христианства. Последняя служба проходила здесь вечером 28 мая 1453 г. — накануне решающего турецкого штурма. После нашествия турков храм Святой Софии был превращен в главную мечеть Айя-София. В 1934 г. по указанию Ататюрка (Мустафа Кемаль (1881-1938) - видный турецкий политик, первый президент Турецкой Республики) храм был преобразован в музей. Сегодня на нем вместо креста полумесяц (знак языческих богинь Гекаты и Дианы).
Византийское искусство подверглось восточному влиянию, которое определило ярко выраженный декоративный характер:
• стремление к линеарности, а не к объему;
• использование в декоре драгоценных камней;
• стремление через искусство дать наставления верующим, что определяло непреложную программу для художника.
Византийская декоративная живопись включала: фреску, мозаику, книжную миниатюру. Фрески почти не сохранились. Более долговечной оказалась мозаика, которая отражала византийское стремление к красочности и великолепию. В истории мозаики выделяют три школы, имеющие свои особенности:
• античная - кубики мрамора и цветные камни в декоре пола;
• флорентийская - кубики мрамора и цветные камни, вплотную пригнанные, — инкрустация;
• византийская — окрашенные эмалями кусочки стекла, служили для украшения стен и сводов - смальта.