Территории с неопределенным статусом

Лекция №

Территория и другие пространства

Понятие и виды территории в международном праве.

Территории с неопределенным статусом

Значение территории в международных отношениях определяется прежде всего тем, что она является не просто пространством, а средой обитания и материальной базой существования каждого государства в отдельности и человечества в целом. Первоначально, территория представляла собой предмет захвата, раздела и передела государственных территорий, и лишь впоследствии началось интенсивное использование пространств, находящихся за пределами национальных юрисдикций.

Под территорией в международном праве[1] (в широком смысле) понимаются пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

Исторически, было известно четыре вида режима территорий:

1. территориальный суверенитет (государственная территория);

2. территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства или группы государств и которая имеет свой собственный статус;

3. res nullius (ничейная территория);

4. res communis (территория, принадлежащая всем).

Территориальное верховенство распространяется на сухопутную территорию; территориальное море, прилегающее к сухопутной территории; на поверхность, недра дна территориального моря и воздушное пространство над ней.

Ничейная территория состоит из тех же элементов, которые юридически могут являться предметом завладения со стороны тех или иных государств, но на которые еще не распространено их верховенство.

Территория, принадлежащая всем - это открытое море и космическое пространство.

Согласно более поздней классификации, режимы территории в международном праве можно разделить:

1. Государственная территория – пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет)[2]. Последнее осуществляет в ее пределах свою исключительную власть, устанавливает правопорядок, однако государственный суверенитет абсолютен до тех пор, пока это не наносит ущерб интересам других государств.

2. Территория с международным режимом - это лежащие за пределами государственной территории земные и иные пространства, открытые для использования всеми государствами в соответствии с международным правом. Открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа находятся в общем пользовании всех государств.

3. Территория со смешанным режимом - к ней относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти территории не находятся под суверенитетом отдельных государств, однако каждое прибрежное государство имеет определенные суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов в их пределах, на охрану природных ресурсов этих районов. Объем этих прав определяется Конвенциями о континентальном шельфе 1958 г. и по морскому праву 1982 г. За пределами этих зон действуют иные нормы международного и национального права.

В международном праве, однако, ситуация далеко не всегда складывается в идеальном варианте, а потому как международным, так и национальным судебным органам время от времени приходится сталкиваться с такими проблемами, как остаточный суверенитет, неопределенность государственного суверенитета и проч. Рассмотрим некоторые ситуации, которые выделяет Ян Броунли[3], для демонстрации не окончательно определенного территориального верховенства:

1) управление территорией с сопутствующими правами и обязанностями может находится в руках другого государства. Важнейшими признаками в этом случае являются, во-первых, продолжение существования субъекта права и, во-вторых, признание принадлежности территории именно этому субъекту, а не тем государствам, которые ею владеют в данный момент. Например, Германия после войны: четыре главные союзные державы приняли на себя верховную власть в стране, однако правовая компетенция германского государства не исчезла. Оно продолжало существовать, и даже юридически обоснование оккупации зависело от его существования. Имевшееся же в этом случае весьма значительное умаление суверенитета не означало его перехода;

2) управление без государственного суверенитета - в международном праве существует вероятность ситуаций, когда международные организации управляют территорией в качестве законных представителей, и принимают на себя правовую ответственность в отношении территории, над которой ни одно государство не осуществляет территориального верховенства. Только в 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН прекратила мандат в отношении Юго-Западной Африки;

3) неопределенный суверенитет - разумеется, территория, являющаяся землей res nullius не имеет определенного суверена.

Однако, главным образом, неопределенность суверенитета является следствием отказа от суверенитета прежнего обладателя и возникновения «междуцарствия». Урегулирование вопроса этой территории откладывается до исполнения какого-либо условия, или же государства, ответственные за урегулирование проблемы, по тем или иным причинам воздерживаются от ее решения либо осуществляют его не должным образом. В 1951 г. в Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией. СССР не подписал его в силу противоречия соглашениям, заключенным в период второй мировой войны. По этому договору Япония отказалась от всех прав на Формозу, но последняя не явилась предметом какого-либо урегулирования и не была передана другому государству. Иными словами, остров Формоза до достижения независимости (ныне – государство Тайвань) оставался территорией с неопределенным статусом.

Еще один источник неопределенности статуса - положение, когда два государства осуществляют одинаково эффективные действия по завладению одной и той же ничейной территорией. В таких случаях одну из сторон в споре, как правило, рассматривают в качестве законного владельца, а другую - претендента, обязанного доказать свои права;

4) прекращение и обратный переход прав - при некоторых обстоятельствах территориальное верховенство может прекратиться в силу действия права. Например, при исполнении отменительного условия или при отпадении условия, на котором была произведена передача суверенитета, если есть прямо выраженное или подразумеваемое положение об обратном переходе правового титула к прежнему обладателю. Независимость княжества Монако ограничена условием, что монакский престол не окажется вакантным. До тех пор, пока данное условие реализуется, владелец этого престола обладает правами во всех отношениях эквивалентными суверенитету;

5) остаточный суверенитет - оккупация иностранной территории в мирное время может иметь место на основе договора с территориальным сувереном. По такому договору могут быть переданы весьма значительные права управления вплоть до делегирования их обладателю на определенный срок осуществления многих прав территориального суверена.

По договору 1951 г. Япония согласилась, что, впредь до включения островов Рюкю в систему опеки ООН, «США будут иметь право осуществлять все и любые права управления, законодательства и юрисдикции в отношении территории и населения этих островов, в том числе в отношении их территориальных вод». В 1951 г. государственный секретарь США упоминал об «остаточном суверенитете» Японии над этими островами. Суды США в своих решениях указывали, что жители островов Рюкю не были гражданами США, и что эти острова являлись иностранной территорией; при этом в решениях говорилось о «суверенитете де-факто», принадлежащем США и правах Японии как об «остаточном суверенитете» или «суверенитете де-юре». Восстановление полного суверенитета Японии было предметом двусторонних соглашений 1968,1969 и 1970 гг.;

6) международная аренда - сам термин является лишь обыкновением, принятым в международном праве, и указывает на характер ситуации довольно поверхностно.

Каждый случай зависит от конкретных обстоятельств и от условий договора. Существует презумпция, что отчуждатель прав сохраняет остаточный суверенитет: например, по конвенции от 06.03.1898 г. Китай передал Германии в аренду, временно на 99 лет, обе стороны входа в бухту Киао-Чао (аренда была передана Японии в 1919 г. и прекращена в 1922 г.). По ст. 3 Китай должен «воздерживаться от осуществления прав суверенитета в отношении передаваемой территории в течение всего срока аренды», то есть совершенно очевидно, что Китай сохранял остаточный суверенитет и арендатор не имел некоторых прав, например права отчуждения территории третьему государству;

7) уступка пользования и владения на вечные времена - 18.11.1903 г. Панамская республика предоставила США «на вечные времена... права пользования, занятия и контроля в пределах 10-мильной зоны земли и земли под водой для постройки.... и защиты Панамского канала».

За отчуждателем остается остаточный суверенитет (в данном договоре Панама, по-видимому, отказалась даже от права распоряжения). Хотя лицензия может быть прекращена, предоставление «навечно» по смыслу не может быть отозвано обратно. Тем не менее, право получателя основано на соглашении и может быть прекращено отчуждением остаточного суверенитета третьему государству, в отношении которого данное предоставление было res inter alios acta (сделкой между третьими сторонами).

Другими словами, ограничение права распоряжения заключается в юридической невозможности предоставить такие же права другому государству; остаточный же суверенитет может быть отчужден, но получатель прав не обладает правом отчуждения[4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: