Творение реальности

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Ведь сказка, это наше бытие.
Берем пространство, посыпаем пылью…
И каждый миг мы создаем открытие.

Творя в мгновении сейчас,
Все время мира оставляет нас.
Безвременья основа тут лежит,
И эта сказка нами дорожит…

Так, в космосе бездонном том,
Где звезды светят россыпью вокруг,
Галактик свет соединив кругом,
Приходит понимание вселенной вдруг.

15. Начальные законы методологии психолого-педагогического исследования.

Философия является фундаментом методологии.

Структура методологии с позиции философии:

I. Гносеологический уровень

1. Закон единства и борьбы противоположностей (мужчина и женщина)

2 Закон кумулятивности - любые количественные накопления приводят к качественным изменениям(как человечества, так и отдельного человека в своем развитии)

3. Закон отрицания «отрицания» (жизнь отрицает смерть) Человек может взять самое ценное из достижений. Закон позволяет осознать свое место в мире. Существуют принципы обоснующие, как устроен мир:

-Форма и содержание (встречают по одежке, …)

-Сущность и явление

-Причины и следствия. Речь идет о первоисточнике и его завершении.

- и случайность.

II. Мировоззренческий уровень. Значим тем, что здесь появляется мировоззрение у науки.

Психические принципы.

1. Закон формирования психики и становления личности.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (также известен под названиями «закон Геккеля», «закон Мюллера-Геккеля», «закон Дарвина-Мюллера-Геккеля», «основной биогенетический закон»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). Личностями не рождаются, личностью становятся.

2 Закономерности испытания – через воспитание стан. субъектом культуры.

Уровень предполагает, что человек проводит исследования, он является исследователем. «Человек должен знать все о немногом и немного об всем.» - Архангельский

Есть еще III. Научно-содержательный уровень – конкретные знания.

IV. Логико-гносиологический - общие проблемы развития.

V- Методический уровень –определяет методы, которые нужно исследовать для всестороннего изучения объекта и предмета исследования.

16. Общая характеристика понятия «методология». Методология науки. Методология в педагогике и психологии.

Методология – наука о познании, о способах познания, о путях. Как наука оформилась в 20 веке. До этого методология – всеобщий метод познания всеобщих методов, стремление к познанию – Как устроен мир? Кто я такой? Что я могу сделать? Как сделать мир лучше? Методология – знание о познавательно-преобразующей деятельности (на основе информации, что-то сделать). Методология – наука о принципах построения, формах и способов научного познания.

Основные задачи современной психологии:

1. Оптимизация жизнедеятельности человека.

2. Выявление факторов эффективной жизнедеятельности (что бы было комфортно жить и человек нашел себя)

3. Помощь в развитии личности и самоактуализации.

Фундаментом методологических основ является философия. Используя философские знания пришли принципы:

1.Принцип детерминизма - что-то что-то определяет (всегда всему есть причины и последствия)

2. Принцип единства сознания и деятельности. Ведь только актуализм сознания переходит от активности к деятельности. Личность развивается в деятельности (чем труднее задача, тем выше потенциал развития)

3. Принцип психологической целостности. Естественнонаучной основой психологии выступает учение о высшей нервной деятельности (условные и безусловные рефлексы, сознательное и бессознательное).

Структура методологии с позиции философии:

I. Гносеологический уровень

1.Закон единства и борьбы противоположностей (мужчина и женщина)

2 Закон кумулятивности - любые количественные накопления приводят к качественным изменениям(как человечества, так и отдельного человека в своем развитии)

3. Закон отрицания «отрицания» (жизнь отрицает смерть) Человек может взять самое ценное из достижений. Закон позволяет осознать свое место в мире. Существуют принципы обоснующие, как устроен мир:

-Форма и содержание (встречают по одежке, …)

-Сущность и явление

-Причины и следствия. Речь идет о первоисточнике и его завершении.

- и случайность.

II. Мировоззренческий уровень. Значим тем, что здесь появляется мировоззрение у науки.

Психические принципы.

1.Закон формирования психики и становления личности.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (также известен под названиями «закон Геккеля», «закон Мюллера-Геккеля», «закон Дарвина-Мюллера-Геккеля», «основной биогенетический закон»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). Личностями не рождаются, личностью становятся.

2 Закономерности испытания – через воспитание стан. субъектом культуры.

Уровень предполагает, что человек проводит исследования, он является исследователем. «Человек должен знать все о немногом и немного об всем.» - Архангельский

III. Научно-содержательный уровень – конкретные знания. Комплект концепций в психологии. За сто лет в психологии сотни тысяч концепций. 4 силы в психологии (гештальд, и т.д.)

IV. Логико-гносеологический - общие проблемы развития изучаемого объекта. Анализ объекта и предмета исследования. Выявление тенденций развития изучаемого объекта.

V- Методический уровень – определяет методы, которые нужно исследовать для всестороннего изучения объекта и предмета исследования..

Методология – комплекс методов (диагностика, опросы, обрабатываем и делаем выводы). Пирамида методов.

1.Методология как наука. Понятие метода, методологии и методики. Из учебника.
Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний.
Метод – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, определяющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.
Методология – как метод в широком значении и как путь познания.
Методология – особая форма рефлексии самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний, определение исторически конкретных границ познания при данном способе его организации.
Методика – конкретная реализация метода, применяемая к целям, предмету и задачам исследования. Содержит описание процедуры, инструкцию, интерпретацию.
2.Структура и функции методологического знания.
Структура имеет 3 уровня: 1.) Уровень общенаучных принципов и форм исследования – предполагает глобальные теории, которые характерны для всех наук. 2.) Уровень конкретно-научной методологии. 3.) Уровень методики (техники исследования)
Функции методологического знания: 1.) Дескриптивный пласт (дескрипт-описание) – идет работа над уже полученными данными. К дескриптивным функциям относится: - катализация или стимулирование процесса познания; - интеграция и синтез; - выработка стратегии развития науки; - мировоззренческая интерпретация результата. 2.) Нормативный пласт – рекомендации и правила осуществления научной деятельности.
3.Типы знания. Понятие научного знания.
1. Духовно-практический способ освоения мира – мифология, соединение реального и идеального. Включает: 1.) Мифы – предание, рассказ, слово.Слово и объект в нем реальны. 2) Мудрость – область специфических знаний, которая основывается не только на рациональности, но и включает элементы нравственного, художественно-эстетического, эмоционального, практического отношения к реальности. 3) Мораль – система апробированных опытом норм, правил и оценок, общих требований, отражающих и конструирующих реальность.
2. Художественно-эстетическое освоение мира.
3. Донаучное (обыденное) знание – несистематичность и бездоказательность, принципиально бесписьменный характер, не требует специальной подготовки (пословицы и поговорки, личный опыт).
4. Вненаучное знание – знания, которые не согласуются с общепринятыми стандартами научного рассуждения (лженаука, паранаука).
5. Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленное на познание и преобразование объективной реальности и имеет своим результатом целенаправленное отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные законы.
Научные знания — это сведения, полученные в результате научных изысканий я характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их от­носительная истинность, то есть возможность их опровержения в результате научной критики.
4.Особенности научного познания. Критерии и принципы научного знания.
Особенности научного познания. 1. Обнаружение объективных законов действительности. 2. Целью является объективная истина. 3. Основная цель прогностическая для дальнейшего практического освоения действительности. 4. Системность. 5. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов. 6. Знание, претендующее на научность нуждается в возможности эмпирической проверки. 7. Использование научного оборудования, специфических материальных средств, идеальных средств-логика, системный анализ, мат.методы. 8. Постоянная методологическая рефлексия. 9. Выработка специализированного научного языка. 10. Специфика научного сообщества и субъекта.

Принципы научного знания. 1. Верификация – (Шлик, Карнап) любые теоретические высказывания должны быть подвержены эмпирической проверке. 2. Принцип фальсификации– (Карл Поппер)

Критерии научного знания: 1. Объяснительная сила – теория, объясняющая много фактов обладает большей объяснительной силой. 2. Эвристическая ценность– чем больше фактов теория объясняет тем больше ее эвристическая ценность. 3. Прогностическая ценность.
5.Социокультурные предпосылки возникновения и основ­ные этапы исторической эволюции науки.
1. Пранаука (донаучный) – 7-4 века до нашей эры. Благодаря рабству. Демократия – свобода слова, и аргументации. Обучения нет, все на наглядном уровне. Письменность с целью сбора долгов. Выделение касты писцов и жрецов, которые обладали знанием. Формируется жилическая наука – знания получаемые эмпирическим путем. Начало выработки методов исследования. Истинность уже не принимается на веру, проверяется на практике.
2. Протонаука (развитие науки) – с 4 по 16 век. Рабская наука– слой рабов, который обладает знаниями – инженеры, школьная наука, элитарная наука– люди владели знаниями о философии.. Формирование исследовательской программы – Аристотель «Об уничтожении и возникновении» - описывает какими характеристиками должна обладать наука: 1) научно познать явление – раскрыть строение и причины; 2) познание начинается с анализа; 3) анализ подтверждается синтезом; 4) быть неистощимым на опровержения. Формируются первые теории – астрономия Птолемея и геометрия Евклида. Элитарная наука мало опиралась на эмпирику. Средневековье. Ряд открытий. Формирование книгопечатания. Главный принцип – теология есть высшая наука, поэтому наука существовала только в монастырях.
3. Преднаука. 16-17 века. Буржуазные революции. Уменьшение роли религии. Факт важнее авторитета. Формируется менталитет учёного. Складывается система приборов. Развитие наук – химия, алгебра, механика.
4. Наука. 1) Доклассический, 17-18 век – складывается понятий аппарат науки, возникают научные понятия, термины, формируется дедуктивная и индуктивная логика. Формируется цельная научная картина мира и мировоззрение. 2) Классический, 18-19 век. Окончательно завершается отделение науки от религии, происходит математизация наук, в частности физики. Особенности: механицизм, материализм, детерминизма, развиваются законы. Появляется история и философия науки. 3) Современный, с последняя четверть 19 века. – война фундаментальных открытий. Появление теории относительности. От наблюдателя зависят получаемые данные. Кризис в физике. Формируются сведения для нового скачка в познании.

Термин “методология” греческого происхождения означает “учение о методе” или “теория метода”. Методология (от метод и логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология - это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». Для последующего развития методологии огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирического подхода к научному познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии.

Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: