Обломов» - вершина творчества писателя И.А. Гончарова. Двойственность оценки «старой» и «новой» жизни в романе. Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин об «Обломове»

Иван Александрович Гончаров, 1812-1891 гг., писатель. Учился в Московском коммерческом училище, после окончил словесное отделение Московского университета. Гончаров писал анонимно первые стихи, представляющие собой подражания романтическим поэтам. В 1847 опубликовал роман «Обыкновенная история» — о русской жизни и русском характере. Два других его знаменитых романа на ту же тему — «Обломов» и «Обрыв» — опубликованы соответственно в 1859 и 1869 гг.

Роман «Обломов»(1858). После публикации первого романа «Обыкновенная история» Белинский отметил неубедительность финала, и Гончаров задумывает роман с уже подсказанным ему развитием сюжета. Сперва была напечатана глава «Сон Обломова». Полностью роман был опубликован в 1859 г., в журнале «Отечественные записки».

Основная тема романа – «обломовщина», социальное явление в сфере русского дворянства, синтез распада патриархально-крепостнического уклада жизни дореформенной России. Суть «обломовщины» - инерция, апатия.

Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» высоко оценил произведение Гончарова за то, что в нём показана борьба старого и нового в жизни предреформенной России. Представителем «старой жизни» можно считать самого Обломова – его жизнь состоит из скуки, покоя и мирного веселья. Он олицетворяет крепостническую Россию, привык к тому, что "у него есть Захар и еще триста Захаров".

Новую жизнь представляют Штольц, Ильинская. За ними естественная свобода взгляда, слова, поступка, простота, энергичность, деловитость.

Добролюбов подчеркнул величайшую типическую силу самого образа «обломовщины»: история нравственной гибели одного помещика, по его мнению, прозвучала у Гончарова ярким обвинением «обломовщины» в целом.

Подлинно положительную героиню романа Добролюбов видел в невесте Обломова — Ольге Ильинской. В ней он усмотрел «намек на новую русскую жизнь», которая искоренит «обломовщину».

Если следовать логике Дружинина, то Обломов «омертвел», потому что не мог удовлетвориться тем, чем так тешит себя себялюбивая посредственность. Он сникает, полагая, что лучше не жить вовсе, чем так, как живут многие его сослуживцы и знакомые, т. е. — в суете, корысти и стяжательстве, с вечной неприязнью и завистью к другим, с равнодушием к истине и красоте.

Рассматривая образ Обломова как глубоко национальный характер, связанный с «почвой народной жизни», Дружинин не считал «обломовщину» только русским явлением. «По всему свету рассеяны многочисленные братья Ильи Ильича, — замечал критик, — т. е. люди, не подготовленные к практической жизни», укрывшиеся «от столкновения с нею».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: